Научный архив: статьи

Цифровые инновационные экосистемы и их роль в финансировании инноваций в России (2025)

Цель. В статье рассматривается роль цифровых инновационных экосистем как ключевого фактора в развитии современной системы финансирования инноваций в России. Методы. Исследование проводилось при помощи анализа источников литературы и сравнительного анализа. Результаты. Авторами проведен комплексный анализ международного и отечественного опыта создания и функционирования инновационных кластеров типа «кремниевых долин», а также исследованы современные цифровые платформы для эффективного взаимодействия инвесторов и инновационных проектов. На основе системного подхода выявлены особенности и ограничения существующих инструментов финансирования инноваций, обоснована необходимость внедрения альтернативных механизмов привлечения частного капитала в инновационную сферу. Предложены практические рекомендации по развитию российских цифровых инновационных экосистем. Научная новизна. В исследовании применен комплексный подход к изучению роли цифровых инновационных экосистем в финансировании инноваций в России, включая использование опыта международных «инновационных долин» и современных цифровых платформ для привлечения инвестиций. Практическая значимость. Представленные результаты могут быть использованы при разработке государственной политики в области инновационного развития и цифровой трансформации экономики.

Издание: МИР НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: Том 19, № 2 (2025)
Автор(ы): Остриков Никита Валерьевич, Перцева Светлана Юрьевна
Сохранить в закладках
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ (2015)

В статье раскрыт термин «бизнес-единица», выделены функции и свойства бизнесединиц. Рассмотрена модель процесса на основе модуля «Бюджетирования», в которой основой формирования бюджета на планируемый период становится понятие центра затрат. Раскрыты особенности бюджетирования отдельных инвестиционных проектов

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 7 (282) (2015)
Автор(ы): Романова Алена Сергеевна
Сохранить в закладках
Формы и направления участия образовательных организаций в инновационной деятельности химических предприятий (2025)

Успешная инновационная деятельность является одним из важнейших факторов развития национальной экономики страны. Одну из основных ролей в достижении этой цели играет государственное стимулирование процесса в виде реализуемых программ и стратегий развития. В статье проведен анализ инновационной зрелости Российской Федерации на основе международных и национальных показателей. Авторами обоснована значимость образовательных организаций в формировании предпринимательских и исследовательских компетенций будущих специалистов, а также их роль в инновационной активности страны.

Предметом исследования в статье выступают формы и направления участия образовательных учреждений в инновационной деятельности страны на примере предприятий химической промышленности. Исследовательские результаты заключаются в разработке концепции взаимодействия образовательных учреждений в инновационных процессах на основе интеграции высших учебных заведений с учреждениями среднего профессионального образования в единый комплекс.

Выявлены факторы успешной реализации предложенной концепции, которые направлены на повышение заинтересованности потенциальных кандидатов в обучении востребованным специальностям, а также дальнейшей работе на предприятиях химической отрасли. В число данных факторов входят: качество рабочей среды и условий в регионе проживания работников, а также автоматизация процессов управления в компании. Реализация данных факторов была рассмотрена на примере деятельности компании АО «ОКХ «Уралхим» в области осуществления ESG–стратегии и цифровизации HR–процессов.

Издание: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Выпуск: Т. 18, № 1 (2025)
Автор(ы): Ефремов Андрей Александрович, Тутова А. С., Винокуров Д. В., ТУТОВ С. В.
Сохранить в закладках
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ (2015)

Ввиду многогранности такого понятия, как инновации, предлагаемые сегодня определения, в том числе закрепленное в российском законодательстве, не устанавливают сколько-нибудь четких границ применения этого термина. В этой связи эти «границы», как методологическая основа при реализации инновационных проектов, могут быть закреплены в системе классификации. Исходя из этого понимания, в статье разработана двухуровневая система классификации инноваций и сформулированы предложения по ее применению

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (280) (2015)
Автор(ы): Соловьев Андрей Андреевич
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА (2025)

В данной статье исследованы основные направления инновационного развития гостиничного комплекса, проанализированы различные современные технологии, исследована роль автоматизации. В гостиничной индустрии доминирующей стратегией является максимизация удовлетворенности потребностей клиентов, связанных с проживанием и комфортом. Данная приоритетность обуславливает ускоренное внедрение технологических инноваций в сравнении с общебытовой сферой. Векторы инновационной активности в гостиничном бизнесе многогранны и включают в себя: разработку специализированного программного обеспечения, ориентированного как на потребительский сегмент (туристов), так и на оптимизацию управленческих процессов; интеграцию передовых строительных технологий и материалов на этапах возведения и отделки гостиничных комплексов; а также активное использование современных технических средств для повышения качества обслуживания номерного фонда.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 1 (2025)
Автор(ы): Карапетян Карен Фагратович
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (2025)

Данная статья посвящена анализу влияния ограниченности инвестиционных ресурсов на инновационную деятельность предприятий. В условиях динамично развивающихся рынков, высокой степени неопределенности и быстрых темпов изменения рыночной конъюнктуры, предприятия, производящие инновационные преобразования (продуктовые, процессные или организационные) часто сталкиваются с кризисными ситуациями, следствиями которых является дефицит внутренних финансовых резервов и доступа к внешним источникам финансирования, что затрудняет и растягивает во времени инновационные процессы таких предприятий. В настоящей статье рассматриваются основные аспекты инновационной деятельности, на которые влияет нехватка инвестиций, а также характер такого влияния: замедление исследований и разработок, снижение качества внедрения новых технологий, а также рост рисков, связанных с организационной и психологической стороной инновационной деятельности. Автором произведен анализ существующих методов и стратегий, которые могут помочь компаниям минимизировать последствия ограниченности ресурсов, включая использование гибких подходов в управлении проектами, переориентация деятельности в направлении устойчивых сегментов рынка, привлечение внешнего финансирования и создание партнерских альянсов. Приведенные в статье примеры, результаты научных исследований и статистические данные показывают достигаемый эффект от данных методов и позволяют сформировать матрицу перспективных решений, которые можно перенять у успешно реализовавших их компаний для внедрения в собственную бизнес-модель. Результатом настоящего исследования является выявление «болевых точек» и уязвимых мест в вопросах инвестирования инноваций при нехватке капитала и иных взаимосвязанных ограничениях, а также составление на основе обобщенных знаний и рекомендаций пошаговой стратегии по выходу из кризисных ситуаций для инновационных предприятий.

Издание: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: № 5 (125) (2025)
Автор(ы): КЕРОСИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
АРХИТЕКТУРА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ (2025)

Интеграция принципов предпринимательской стратегии развития с корпоративными и экзистенциальными целями организации и оценка результативности управленческих решений является одной из задач, которые необходимо решить в процессе проектирования систем управления инновационной деятельностью промышленных корпораций. Статья посвящена разработке метода оценки результативности систем управления инновационной деятельностью корпораций и его апробации на массиве данных крупных российских промышленных холдингов. Методологической базой послужили теории корпоративного управления, менеджмента и предпринимательства. Методы работы включали качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций за 2010–2022 гг., входящих в рейтинг ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, генерируемые Всероссийской системой данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес». В результате представлена архитектура системы управления инновационной деятельностью промышленного холдинга, на основе которой установлено, что подсистемы управления инновационно-предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельностью интегрируются в стратегическом контуре корпоративного управления, то есть могут рассматриваться как единый элемент системы управления объектами внутреннего предпринимательства. Следовательно, показатели финансовой отчетности могут быть использованы для оценки результативности исследуемой системы управления. На основе оценки результативности систем управления определены промышленные холдинги с высокой вероятностью влияния систем управления на инновационный результат в контуре внутренних процессов: в отрасли машиностроения – это ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; фармацевтической промышленности – АО «Нижфарм»; химической и нефтехимической – ПАО «Уралкалий» и т. д. В результате можно предположить, что в холдингах-лидерах сформирована структурированная система корпоративного управления инновационной деятельностью, ориентированная на развитие внутреннего предпринимательства. Промышленные холдинги, для которых не установлена значимая связь между затратами на управление и инновационными результатами, требуют дальнейших исследований.

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 26 № 2 (2025)
Автор(ы): Ткаченко Ирина Николаевна, Метелева Марина Анатольевна
Сохранить в закладках
ОПЦИОННАЯ ЛОГИКА В БАЙЕСОВСКОМ ПОДХОДЕ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОСИСТЕМ (2025)

Целью настоящей работы является создание формализованного описания платформенной экосистемы инновационного предпринимательства и разработка логико-вероятностной модели интеллектуальной деятельности ее субъектов. Исследуемая экосистема включает: платформу поддержки молодежного предпринимательства; инновационное предприятие (стартап) - создателя новой технологии; инвестора (венчурный фонд); независимого эксперта - технологического брокера; технологического аудитора; патентное ведомство. Проектная деятельность стартапа подробно анализируется в ходе вычислительных экспериментов с однопериодной версией модели, построенной с использованием аппарата байесовских диаграмм влияния (англ. Bayesian influence diagram). При обучении модели использованы элементы концепции реальных опционов, позволяющие более наглядно представить возможности количественного анализа результатов управленческих решений менеджеров стартапа после запуска проекта в условиях высокой неопределенности, присущей инновационной деятельности. С учетом входных условий проекта, реализуемого стартапом, поэтапно представлен алгоритм формирования исходного графа модели, таблицы безусловных вероятностей и таблицы состояний узла полезности диаграммы влияния. Предложенная модель позволяет не только обновлять убеждения менеджеров стартапа при поступлении новых свидетельств, но и оценивать варианты решений, которые на разных этапах реализации проекта дают наибольшую полезность.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 7 (2025)
Автор(ы): Воронов Виктор Степанович, Викторов Егор Игоревич
Сохранить в закладках
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ DIGITAL-МАРКЕТИНГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (2025)

В статье рассматриваются стратегические преимущества цифрового маркетинга в деятельности субъекта хозяйствования. Представлена характеристика применяемых инструментов, технологических решений и зависимости факторов влияния от динамики изменений конъюнктуры и проч. Выделены особенности воздействия условий рынка на развитие digital-маркетинга в социально-экономическом пространстве. Определены ключевые элементы механизмов цифрового маркетинга, оптимизирующие процессы на предприятии. Обозначена роль цифровизации маркетинговых механизмов в контексте развития государственной рыночной системы.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 2 (2025)
Автор(ы): Армашова-Тельник Галина Семеновна, Соколова Ольга Леонидовна
Сохранить в закладках
СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И КОМПЛЕКС ПОКАЗАТЕЛЕЙ (2025)

Статья посвящена формированию методологических оснований для комплексной диагностики инновационной активности предприятий региона. Значимость рассматриваемой проблематики определяется потребностью в выстраивании действенной региональной инновационной политики, нацеленной на ускорение научно-технологического развития и укрепление конкурентных преимуществ территорий. Анализируются базовые методические элементы измерения инновационной деятельности на уровне фирм, функционирующих в региональных экономических системах. Акцент делается на уточнении состава и логики интегрированного набора индикаторов, обеспечивающего многоплановую оценку инновационного потенциала и результативности внедряемых нововведений. Предложенный набор включает показатели ресурсного обеспечения (финансы, персонал, материально-техническая база), метрики инновационной активности (выпуск инновационной продукции, расходы на НИОКР, число реализованных новшеств), а также индикаторы эффективности (вклад нововведений в динамику экономических результатов компаний, освоение новых рынков, рост производительности). Представленные индикаторы и методика дают возможность осуществлять анализ, выявлять узкие места и проектировать управленческие решения.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 3 (74) (2025)
Автор(ы): Шаталова Татьяна Николаевна
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИКРИТЕРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (2025)

В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (73) (2025)
Автор(ы): КЕРОСИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
Управление развитием инновационных способностей фирмы в условиях цифровизации (2025)

В статье рассматривается содержание инновационных способностей фирмы как современной экономической категории, определяются их элементный состав, вопросы управления развитием и подходы к оценке. Целью статьи является развитие научного знания об инновационной деятельности фирмы в направлении определения ее ресурсного, процессного и результативного содержания. Цель предопределяет необходимость сочетания комплексного подхода с монографическим методом исследования и инструментарием качественного и количественного анализа. В результате исследования определено содержание инновационных способностей фирмы как категории, присущей экономике знаний. Описан круг составляющих инновационные способности фирмы: финансовой, кадровой, технологической, информационной и организационной. Высказаны предположения о составе качественных и количественных показателей, необходимых для изучения состояния и динамики инновационных способностей фирмы. Вопросы управления развитием представлены в виде авторской гипотезы о построении дорожной карты, в которой предусмотрены мероприятия, направленные на стимулирование развития инновационных способностей фирмы в условиях цифровизации экономики. В качестве информационной базы исследования использованы опубликованные за последние пять лет работы российских ученых по вопросу развития инновационных способностей фирм в условиях цифровизации, а также статистические данные из открытых источников и собственные наблюдения авторов. Предполагается, что статья будет полезна специалистам по менеджменту, фокусирующимся на вопросах управления инновационным развитием и ресурсным потенциалом фирмы.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ. ПРАВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Бондарчук Наталья Витальевна, Спильниченко Владимир Кириллович
Сохранить в закладках