СЕМЬЯ - ИСТОЧНИК И КОНЦЕНТРАТОР СОЦИУМА (2024)

Статья посвящена проблемам семьи как основного феномена существования человечества. Утверждается важное значение обсуждения со студентами проблем семьи, а также организации в вузе психолого-педагогического сопровождения студенческих семей с целью оказания им помощи в решении встречающихся проблем.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Дронова Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Мазкина Ольга Борисовна
Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2024)

В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Ковтуненко Любовь Васильевна
Сохранить в закладках
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ (2024)

Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Фёдорова Елена Васильевна, Безрученко Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ (2024)

Представлены результаты исследования, посвященные одному из направлений работы с семьей - социальному сопровождению. Проведена социологическая оценка современного состояния данной деятельности, а также анализ проблем семьи, которые могут быть решены посредством социального сопровождения. Рассмотрено содержание ключевого понятия «социальное сопровождение семьи» с позиций системного, структурно-функционального подходов, сетевой теории и теории социальной адаптации. В результате предпринята попытка определить сущность категории «социальное сопровождение семьи». Кроме того, в статье представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного в Пермском крае. С помощью анкетного опроса социальных участковых собраны данные о состоянии практики социального сопровождения семьи. В результате анализа результатов опроса выявлены особенности в работе с различными типами семей, основные трудности в осуществлении мероприятий по социальному сопровождению, принципы организации. В качестве выводов приведены данные, полученные в ходе теоретического и эмпирического анализа социального сопровождения семьи, которое в российской практике представлено в различных моделях (институциональная, территориальная, смешанная). Уточнены субъекты социального сопровождения семьи в процессе своей деятельности, занимающие координирующую позицию в решении проблем клиентов, отмечается их нуждаемость в оснащении информационно-коммуникационными технологиями и создании материально-технических условий. В то же время определено, что социальное сопровождение, будучи формирующейся социальной практикой, является гибким и универсальным механизмом работы с семьей, но не может подменить другие узконаправленные смежные области и профессиональную деятельность специалистов других сфер.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Телегина Галина Александровна
Сохранить в закладках
Семейная детерминация социофобии у студентов (2024)

Введение. Многочисленные научные исследования показывают тенденцию распространения социофобии у студенческой молодежи, что объясняется факторами неопределенности, глобального риска, резким изменением условий получения высшего образования, а также, преимущественно, личностными особенностями студентов. Однако большую роль в ее формировании играет семейная детерминация, которая недостаточно изучена. Привязанные к родителям, но ощущающие себя малозначимыми в семье, юноши и девушки оказываются недостаточно подготовленными к принятию новых вызовов вне семьи – их социальная тревога может усилиться до уровня социофобии. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей семейной детерминации социофобии у студентов, определяемых по их близости к родителям и значимости в родительской семье.

Материалы и методы. Выборку составили студенты II и III курсов московских вузов (125 юношей и 125 девушек), не состоявшие ранее и не состоящие в браке на момент обследования. Использовались методики социально-психологической диагностики: «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и О. В. Черемисина; опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева (СТиСФ). В процессе исследования проводилась групповая дифференциация: по уровню социальной тревоги выделялись 2 группы (студенты с социофобией и без нее); по положению в семье – 4 группы (близкие к отцу, близкие к матери, одинаково близкие к обоим родителям, «отчужденные» от родительской семьи). Эмпирические данные подвергались математико-статистической обработке на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Межгрупповые различия определялись по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.

Результаты исследования. В совокупной выборке обнаружено около 29 % студентов с низкими показателями общего уровня социофобии, около 27 % – с повышенными показателями и около 44 % с высоким общим уровнем СТиСФ. Показатель общего уровня составил 47,8 балла, что соответствует повышенному уровню социальной тревоги с тенденцией к высокому. В выборке студентов-социофобов обнаружена меньшая процентная доля близких к отцу и большая – близких к матери, а также в равной степени близких к обоим родителям по сравнению с выборкой студентов без социофобии. Студенты-социофобы имеют достоверно более низкий статус в родительской семье, но межгрупповые различия в показателях близости к отцу или к матери не обнаружены (в обеих группах много студентов как близких с каждым родителем, так и отчужденных от них). Отмечено отсутствие тесных связей между показателями близости студентов к родителям, их значимости в родительской семье и показателями социофобии в совокупной выборке и выборке студентов-социофобов, однако выявлены их значимые корреляции в выборке студентов без социофобии.

Обсуждение и заключения. Положение студентов-социофобов в родительской семье является высоким по близости к обоим родителям, но невысоким по значимости в семье, тогда как положение студентов с низким уровнем СТиСФ характеризуется умеренной степенью значимости в семье и низкой равной степенью близости к обоим родителям. Возникновение социофобии менее вероятно у студентов, имеющих равную невысокую степень близости к обоим родителям и умеренную (в пределах 6-7 баллов) с тенденцией к высокой степени значимости в семье.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Автор(ы): Сорокоумова Светлана Николаевна, Цветкова Надежда Александровна
Сохранить в закладках
РОСТ КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ВЕНЕТО И ФРАНЦУЗСКОЙ ФЛАНДРИИ (2023)

Рост крестьянского землевладения в аграрных обществах обычно связан с сокращением социальных иерархий вследствие улучшения социально-экономических условий, снижения доли крупного землевладения и развития мелких хозяйственных форм. Исследователи подтвердили, что воздействие крестьянского землевладения на развитие сельского хозяйства и социальную дифференциацию крайне вариативно, поскольку зависит от социально-исторического контекста. Статья призвана внести вклад в соответствующие дискуссии, показав, как рост крестьянского землевладения может порождать противоречивую динамику социально-пространственной дифференциации вследствие неоднородной «взаимосвязи земли и родства» или «воспроизводственных паттернов» крестьянских семей. Для проверки этой гипотезы автор рассматривает два европейских сельских региона - в северной Франции и Венето, сосредоточившись на развитии землевладения и аренды, систем родства и социально-профессиональных характеристик населения в выборке муниципалитетов с середины XIX до конца ХХ века. Помимо анализа совокупных данных на муниципальном уровне, автор рассматривает также развитие небольших районов в каждом изучаемом муниципалитете, используя качественный подход - «биографическое» описание некоторых видов собственности, землевладений, конкретных крестьян и их семей. Исследование опирается на такие открытые источники, как переписи населения, кадастровые записи и аграрные опросы, включая интервью и обращение к частным архивам.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 8 № 4 (2023)
Автор(ы): Khorasani Zadeh H.
Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕРЕСОВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ, НАРУШАЕМЫХ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА МЕЖДУ СУПРУГАМИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (2025)

Расторжение брака между супругами - это правовой институт, требующий комплексной оценки обеспечения гарантий имущественных и личных неимущественных интересов всех членов семьи, а не только супругов. Кроме этого, расторжение брака между отдельно взятыми супругами в целом должно встраиваться в государственно-правовую политику семьи материнства, отцовства и детства. В связи с этим в данной статье автор ставит задачу проанализировать виды интересов в семейном праве, нарушаемых при расторжении брака, рассмотреть понятие самих интересов в семейном праве и определить степень реализации правовых гарантий их обеспечения, особенно в отношении несовершеннолетних членов семьи - детей, как наиболее уязвимой группы членов семьи.

Авторами отмечено, что расторжением брака имеет смысл говорить о семье и обеспечении ее интересов исключительно в случае, если семья имела статус семьи с ребенком или несколькими детьми. И в этом случае главным вопросом выступает защита интересов семьи ребенка, которому предстоит в традиционном правовом варианте проживать с одним из родителей - получать от него уход, воспитание и заботу и не утратить аналогичных составляющих родительского воспитания и содержания от родителя, проживающего отдельно от ребенка, а также от родственников с его стороны.

Издание: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выпуск: № 2 (9) (2025)
Автор(ы): АКОПЯН А.В., ПОПОВА О.А.
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ (2025)

Авторами рассматривается тема организации комплексного методического сопровождения трудового воспитания детей в едином образовательном пространстве дошкольной образовательной организации и семьи; раскрываются цели, задачи, принципы организации трудового воспитания дошкольников; делается акцент на разработку содержания методического сопровождения данного вида деятельности; характеризуются затруднения родителей воспитанников в организации трудовой деятельности детей и проводится анализ их отношения к вопросам организации трудового воспитания в семье; обосновываются тенденции становления трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте; уточняются различия организации трудовой деятельности детей, включающие параметры позиций общего воспитания и трудового в условиях семьи и детском коллективе дошкольной образовательной организации; приводятся результаты опроса, интервью, анкетирования родителей, детей, педагогов по организации трудового воспитания; определена степень удовлетворенности родителей воспитанников организацией методического сопровождения данного вида деятельности в дошкольной образовательной организации.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Богославец Лариса Геннадьевна, Поданёва Татьяна Владимировна
Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬУТРЫ (2025)

В статье рассматривается понятие «семейная культура» с педагогического и социологического подходов, а также в контексте двух дефиниций: «семья» и «культура». Актуальность исследования определяется тем, что в большинстве случаев современные семьи не имеют своих определенных ценностей, своей семейной культуры, передающихся из поколения в поколение. Данные противоречия вносят диссонанс не только в духовное, эмоциональное развитие ребенка, но и оказывают влияние на интеллектуальное развитие. В статье определены аналитические умения у детей, их влияние на формирование дальнейших аналитических навыков, необходимых на следующих ступенях обучения и социальной жизни в целом. Приведены аналогии влияния семейной культуры на развитие аналитических умений у детей, а также описаны практические методы, способствующие развитию этих умений в рамках семейной культуры. В выводах определено влияние семейной культуры на развитие аналитических умений у детей.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Сергунцова Елизавета Валерьевна
Сохранить в закладках
К вопросу об осуществлении государством защиты детства, материнства, отцовства и семьи в семейноправовой сфере (2025)

В статье рассмотрены особенности, пределы и иные проявления защиты государством детства, материнства, отцовства и семьи в семейно-правовом поле. Проанализированы действия государственных органов в сфере защиты детства, материнства, отцовства и семьи. Актуальность исследования семейно-правовых особенностей защиты государством детства, материнства, отцовства и семьи обусловлена тем, что особая защита государством таких ценностей как материнство, отцовство, семья и детство гарантирует непрерывную смену поколений, а также важна для сохранения и развития многонационального народа России. Когда речь идет о защите детства, материнства, отцовства государством, то в качестве членов семьи законодатель подразумевает супругов, родителей (усыновителей) и их несовершеннолетних детей, не обладающих полной гражданской дееспособностью. С помощью метода правовой индукции автором статьи сформулированы выводы об осуществлении государством защиты детства, материнства, отцовства и семьи в семейно-правовой сфере посредством анализа правоприменительной практики и правовых норм. Анализ семейного законодательства показывает, что защита детства, материнства, отцовства и семьи в лице государства осуществляется судом при наличии к тому оснований в случае предъявления иска, а также иными государственными органами (в частности, органами опеки и попечительства, прокурором) - в случаях, предусмотренных СК РФ. Семейно-правовая защита семьи государством представляет собой меры, направленные на поддержание государством целостности семьи. Семья в виде супружеской пары распадается в случае прекращения брака. В свою очередь, семья в виде родителей (одного родителя, усыновителей) и их несовершеннолетних детей (ребенка), не обладающих полной гражданской дееспособностью, может распасться в случае разлучения ребенка и родителей (родителя, усыновителя). Государственные органы имеют в своем арсенале ряд мер, которые могут предотвратить или остановить распад семьи, если члены семьи также будут прилагать усилия в обозначенном направлении. Пределы действия принципа защиты детства, материнства, отцовства и семьи можно обнаружить при сопоставлении данного принципа с другими принципами семейного права (в частности, с принципом добровольности брачного союза; принципом недопустимости произвольного (необоснованного) вмешательства кого-либо в дела семьи; принципом добросовестности осуществления семейных прав).

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 8 (2025)
Автор(ы): Леканова Екатерина Евгеньевна
Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ (2024)

В статье рассматривается роль высшего учебного заведения в формировании патриотических ценностей студентов. Приведен обзор и анализ различных методов и форм индивидуальных траекторий в организации патриотического воспитания преподавателями Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Рассматриваются примеры участия нашего университета в реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», являющегося частью Национального проекта «Образование». В работе описан опыт преподавателей кафедры «Графика», ведущих занятия по дисциплинам «Деловая графика», «Визуальные коммуникации» и «Основы деловой презентации». Для освоения необходимых компетенций преподавателями разработаны индивидуальные задания по созданию презентаций на патриотическую тему, которые нашли отклик среди студентов, принявших активное участие в мероприятиях и конференциях различного уровня. Отмечены работы студентов по презентационной графике на патриотические темы, занявшие призовые места, и статьи, опубликованные в сборниках конференций и размещенные в РИНЦ. Рассмотрена роль студенческих отрядов в формировании активной жизненной позиции молодежи. Показано, как через сочетание теоретической подготовки и практической деятельности можно получить значимые результаты в патриотическом воспитании студентов. Для выявления уровня патриотизма молодежи, наличия знаний о культуре и истории своего народа и традициях семьи проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты трех факультетов СГУПС: «Публичное управление и социальные коммуникации», «Инженерно-экономический», «Мировая экономика и право». Анализ результатов анкетирования выявил необходимость акцентировать внимание на мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в вузе. На основе проведенного исследования авторами предложены и сформулированы перспективные направления патриотического воспитания в высшем учебном заведении.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): БОЛБАТ ОЛЬГА БОРИСОВНА, ХЕКАЛО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, САМАРДАК МАРИНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках