В настоящее время в связи с уходом с отечественного рынка большого количества иностранных компаний из-за расширения введенных против России санкций особую значимость приобретает применение российскими организациями стандарта, касающегося прекращаемой деятельности. Вопросы учета и раскрытия в финансовой отчетности информации о прекращенной деятельности регламентируются международным стандартом финансовой отчетности МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и российским Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Представлены результаты сравнительного анализа российского и международного стандартов, на основании которых сделан вывод о кардинальных различиях между ними, которые касаются и структуры, и содержания этих документов. Проведено исследование категорий, связанных с прекращаемой деятельностью, порядка оценки внеоборотных активов, которые предназначены для продажи, с использованием процедур, изложенных в МСФО (IFRS) 5, а также изучена методика отражения в отчетности информации о прекращенной деятельности в соответствии с РСБУ и МСФО. Показано, что сфера применения национального стандарта значительно уже, поскольку предусматривает только определение порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности. Сделаны выводы о том, что (а) отчетность, составленная по нормам ПБУ, не обладает достаточной полнотой и информативностью по сравнению с МСФО-отчетностью; (б) МСФО (IFRS) 5 шире раскрывает вопросы учета долгосрочных активов, предназначенных для продажи, и прекращенной деятельности, чем ПБУ 16/02, и порядок отражения информации о прекращаемой деятельности, согласно МСФО, является более комплексным. Предлагается в российском учете ориентироваться на требования МСФО, поскольку это повысит прозрачность и сопоставимость учетной информации.
К видам имущества, находящегося на балансе организации, относятся нематериальные активы, которые выполняют важную роль в обеспечении функционирования бизнеса, повышении уровня капитализации капитала, создании и поддержании имиджа и конкурентоспособности организации посредством создания своего бренда, использования торговых знаков и торговых марок. Особую значимость эти объекты приобретают в условиях цифровизации, в связи с расширением возможностей применения компьютерных технологий, автоматизированных систем, информационных баз данных. Рассмотрены направления развития методологии бухгалтерского учета нематериальных активов, особенности признания и принятия к учету при применении новых федеральных стандартов, регламентирующих оценку нематериальных активов на разных стадиях жизненного цикла объектов, учетные процедуры, связанные с движением объектов, способы оценки и отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раскрыты способы формирования стоимости нематериальных активов при переходе права собственности на объекты, передаче в аренду, ликвидации нематериальных активов, а также порядок учета капитальных затрат, образующих первоначальную стоимость объектов в результате приобретения нематериальных активов или строительства, в соответствии с федеральными стандартами. Даны рекомендации по организации бухгалтерского учета амортизационных отчислений с применением различных методов, совершенствованию методологии учета нематериальных активов в условиях реформирования системы бухгалтерского учета, формированию их стоимости для отражения в бухгалтерской отчетности. Раскрыт порядок установления лимита стоимости для признания объектов в составе нематериальных активов, определения срока пользования для эффективного распределения затрат по приобретению и принятию к учету нематериальных активов.
Представлен анализ практики оказания государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) России в современных условиях. Подробно рассмотрена трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, имевшая место в 2017 г., которая повлекла за собой консолидацию направлений субсидирования, а также изменения, утвержденные в 2020 и 2023 гг. и касающиеся как доведения объемов финансирования, так и распределения средств по направлениям. Элементы государственного регулирования меняются в связи с достижением определенных результатов или необходимостью увеличения производственных показателей в той или иной отрасли АПК. Так, изменения, предусмотренные с 2024 г., связаны в том числе с достижением некоторых пороговых значений в определенных отраслях сельского хозяйства. В этом проявляется государственное регулирование экономики в качестве одного из важнейших рычагов экономического механизма хозяйствования. С 2017 г. вводилась дифференциация по несвязанной поддержке, распределяемая по регионам страны в расчете на 1 га пашни. Значимой поддержкой на протяжении длительного времени для сельхозтоваропроизводителей является льготное кредитование. С 2024 г., в связи со значительным повышением ключевой ставки, отменяется твердая верхняя планка по льготному кредиту. Среди возможных рисков можно отметить следующее: цена кредита может возрасти до 10%, в то время как при ранее существовавшей системе субсидирования сельхозтоваропроизводителями уплачивался взятый кредит в размере не более 5%, а еще ранее - не более 2%. Отмечаются недостатки, выявленные государственными органами контроля в сфере использования государственных средств, приведшие в том числе к отмене стимулирующей субсидии для сельскохозяйственных производителей с 01.01.2024 г., что, по мнению авторов, не совсем оправданно.