В рамках исследования негативного влияния этапа постройки судна на окружающую среду проведен анализ данных судостроительного предприятия. Рассмотрены основные источники загрязнения и объемы загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду. В процессе анализа полученных данных выявлена значимость каждого загрязняющего вещества путем определения приведенных масс с использованием показателя относительной агрессивности. Сделан вывод о вкладе в негативное влияние каждого цеха (производственного участка), задействованного в постройке судна.
В статье освещаются особенности работы эффективных микроорганизмов (ЭМ) для решения экологических проблем. Проведена оценка деконтаминационной активности ЭМ-препаратов на модельных системах балластных вод. Показано, что ряд ЭМ-препаратов эффективно работают в пресных модельных системах, а некоторые препараты лучше работают в «морских» модельных системах. Определены временные интервалы эффективной работы ЭМ–препаратов.
В обзоре рассмотрены подходы для оценки экологической безопасности. Проанализированы практики применения подходов к оценке экологической безопасности судостроительных предприятий, эксплуатационного периода судна, утилизации судна на предприятиях, аварийных ситуаций в процессе эксплуатации, связанных с попаданием груза в воду и на прибрежную полосу. Рассмотрен активно развивающийся метод
оценки жизненного цикла продукции, имеющий собственные структуру и процедуру, с целью использования его для оценки воздействия судна на окружающую среду на протяжении жизненного цикла от проектирования до утилизации. Существующие достоинства и недостатки методов оценки экологической безопасности позволили прийти к выводу, что для объективной и достаточно быстрой оценки степени экологической опасности судна, того или иного этапа его жизненного цикла, необходимо разработать новый подход, учитывающий недостатки существующих. Разработка такого подхода является насущной необходимостью, а его внедрение должно позволить выбрать наиболее эффективные мероприятия для решения приоритетных экологических задач на
основе оценки экологической безопасности судна, как продукта судостроительной отрасли, отражающий весь его жизненный цикл.