Научный архив: статьи

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВАМ ШКОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в необходимости обновления содержания дополнительного профессионального образования для подготовки педагогических и руководящих работников школ к эффективной реализации профильного образования в соответствии с региональными стратегическими ориентирами (на примере стратегии «ТЕМП 74» в Челябинской области). Системе дополнительного профессионального образования педагогических работников необходимо реализовывать динамичные изменения в сфере общего образования. Выявлено противоречие между требованием к реализации эффективного профильного обучения в школах и недостаточным уровнем готовности педагогов к этой деятельности, что обусловлено не в полной мере отвечающим современным вызовам содержанием программ повышения квалификации. Необходимо формировать у педагогов практические компетенции для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях профилизации. Цель исследования состоит в разработке и представление дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций школьных команд в сфере организации профильного обучения, профориентации и профессионального обучения. Методологической основой работы стала разработка модульной программы повышения квалификации, сочетающей инвариантные (нормативно-правовые, психолого-педагогические, организационные основы) и вариативные модули (для руководителей и педагогов). Методы реализации включают лекции, практические занятия, стажировки, проектирование и использование активных методов обучения с опорой на региональный опыт. В основу исследования положен деятельностный, проектный и ресурсный подходы. Использован комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме профильного обучения и дополнительного профессионального образования, изучение педагогического опыта, моделирование. В результате создана комплексная программа, структура и содержание которой обеспечивают формирование у слушателей компетенций, необходимых для реализации профильного образования. Программа интегрирует региональный компонент («ТЕМП 74»), знакомит с современными инструментами (цифровые платформы, профориентационные онлайн-ресурсы) и носит практико-ориентированный характер. Заключение: разработанная программа повышения квалификации имеет свой значительный потенциал для подготовки педагогов в области профильного образования. Ключевой задачей на перспективу признано повышение мотивации и вовлеченности самих педагогических и руководящих работников к реализации данной образовательной стратегии. Содержание программы основано на принципах практико-ориентированности, индивидуализации и системности, что является ключевым условием эффективной подготовки педагогических коллективов к реализации профильного образования. Формирует у педагогов не только понимание сути профилизации, но и конкретные умения (технологии, методы, средства) для ее реализации, что в конечном итоге повышает качество образовательных результатов школьников.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 4 (65) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Красницкая Елена Сергеевна, БЕГАШЕВА ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА, Коликова Елена Георгиевна, Коптелов Алексей Викторович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Рассмотрение влияния положительной я-концепции педагога на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования сейчас отвечает не только научным интересам, но и современным вызовам педагогического образования. В наше время, когда в образовании процветают стандарты, требования к социальным и личностным ожиданиям заинтересованных сторон, обращение к теме личности педагога, его я-концепции очень ценно. И проблема влияния положительной я-концепции на качество преподавания усложняется еще тем, что усложняются задачи образования. В силу чего спектр трудовых действий педагога и требований к их профессионально-личностным характеристикам также возрастает. На основании нормативно-правовых актов в статье рассматривается положительная я-концепция педагога, как фактор, влияющий на качества преподавания. Наряду с традиционными критериями качества преподавания определено, что позитивное отношение к себе и другим людям, ощущение собственной ценности влияет на качество профессиональной деятельности. Проанализирована психологическая научная литература, связанная с описанием того, что положительная я-концепция педагога имеет значение и влияние на уровень подготовки обучающихся, их мотивацию, эмоциональный фон. В данной статье предлагается диагностический инструментарий на измерение самооценки проведения своего учебного занятия и самооценки своего отношения к себе, жизненной позиции позитивизма. Проведен корреляционный анализ между двумя этими факторами: качество преподавания и положительная я-концепция. Предложено авторское видение положительной я-концепции преподавателя из системы дополнительного профессионального образования, и ее составляющих. Цель исследования. Исследовать влияния положительной я-концепции преподавателя на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования. Задачи состоят в изучении научной литературы; выявлении и обосновании компонентов положительной я-концепции педагога дополнительного профессионального образования и компонентов качества преподавания; определении возможной взаимосвязи качества преподавания и положительной я-концепции педагога дополнительного профессионального образования. Составляется предположение, что качество преподавания будет эффективнее при положительной я-концепции педагога. Методология (материалы и методы). В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы, направленный на изучение и изложение понятий «качество преподавания» и «положительная я-концепция», обозначены особенности их содержания и применения в исследовании. Предложены авторские контрольно-измерительные материалы, направленные на изучение качества преподавания и положительной я-концепции. Проводится эмпирическое исследование: анкетирование преподавателей, интерпретация результатов, методы математической обработки с помощью критерия Колмогорова - Смирнова и критериев Спирмена и Стьюдента. Результаты. Исследовано современное состояние проблемы влияние положительной я-концепции педагога на качество преподавания в системе дополнительного профессионального образования; определены и охарактеризованы компоненты положительной я-концепции педагога и качества преподавания, их показатели и уровневые характеристики, что позволяет дополнить теорию дополнительного профессионального образования и составляет научную новизну. Составлен диагностический инструментарий изучения «положительной я-концепции педагога» и «качество преподавания»; представлены результаты взаимосвязи, проведен анализ влияния положительной я-концепции педагога на качество преподавания, что представляет практическую значимость исследования.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Автор(ы): Красницкая Елена Сергеевна
Сохранить в закладках