Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в необходимости обновления содержания дополнительного профессионального образования для подготовки педагогических и руководящих работников школ к эффективной реализации профильного образования в соответствии с региональными стратегическими ориентирами (на примере стратегии «ТЕМП 74» в Челябинской области). Системе дополнительного профессионального образования педагогических работников необходимо реализовывать динамичные изменения в сфере общего образования. Выявлено противоречие между требованием к реализации эффективного профильного обучения в школах и недостаточным уровнем готовности педагогов к этой деятельности, что обусловлено не в полной мере отвечающим современным вызовам содержанием программ повышения квалификации. Необходимо формировать у педагогов практические компетенции для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях профилизации. Цель исследования состоит в разработке и представление дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций школьных команд в сфере организации профильного обучения, профориентации и профессионального обучения. Методологической основой работы стала разработка модульной программы повышения квалификации, сочетающей инвариантные (нормативно-правовые, психолого-педагогические, организационные основы) и вариативные модули (для руководителей и педагогов). Методы реализации включают лекции, практические занятия, стажировки, проектирование и использование активных методов обучения с опорой на региональный опыт. В основу исследования положен деятельностный, проектный и ресурсный подходы. Использован комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме профильного обучения и дополнительного профессионального образования, изучение педагогического опыта, моделирование. В результате создана комплексная программа, структура и содержание которой обеспечивают формирование у слушателей компетенций, необходимых для реализации профильного образования. Программа интегрирует региональный компонент («ТЕМП 74»), знакомит с современными инструментами (цифровые платформы, профориентационные онлайн-ресурсы) и носит практико-ориентированный характер. Заключение: разработанная программа повышения квалификации имеет свой значительный потенциал для подготовки педагогов в области профильного образования. Ключевой задачей на перспективу признано повышение мотивации и вовлеченности самих педагогических и руководящих работников к реализации данной образовательной стратегии. Содержание программы основано на принципах практико-ориентированности, индивидуализации и системности, что является ключевым условием эффективной подготовки педагогических коллективов к реализации профильного образования. Формирует у педагогов не только понимание сути профилизации, но и конкретные умения (технологии, методы, средства) для ее реализации, что в конечном итоге повышает качество образовательных результатов школьников.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В 2025 году система образования встретилась с новыми вызовами, обозначенными в Национальном проекте «Молодежь и дети», направленном на патриотическое, высоконравственное и ответственное воспитание подрастающего поколения, которое сможет обеспечить суверенитет и конкурентоспособность России.
Список литературы
1. Ильясов Д. Ф., Педагогическое содействие учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов / Д. Ф. Ильясов, А. А. Барабас, Е. А. Селиванова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2024 - № 4 (107). - С. 66-70.
2. Ilyasov, D., Khokhlov, A., Burov, K. Studying the difficulties of teaching staff in accompanying the professional self-determination of schoolchildren.INTED2020 Proceedings. Valencia, Spain, 2020, pp. 4552-4560.
3. Аксёнов, С. И. Потенциал развития профильных классов психолого-педагогической направленности во взаимодействии школы и вуза: опыт, перспективы / С. И. Аксёнов, А. С. Лабутин, Н. М. Лабутина. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021 - № 72-4. - С. 10-13.
4. Боброва, О. А. Организация профильного обучения школьников: профессиональное самоопределение / О. А. Боброва, И. А. Буравлев. - Текст : непосредственный // Антропоцентрические науки в образовании: вызовы, трансформации, ресурсы : сборник научных статей международного форума профессионального образования, Воронеж, 09-10 апреля 2024 года. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2024. - С. 303-305.
5. Махлеева, Л. В. Старт в будущее: инструменты самоопределения школьников : учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Л. В. Махлеева. - Москва : ООО «Русайнс», 2024. - 198 с. - Текст : непосредственный.
6. Неуступов, А. А. Обзор подходов и технологических инструментов для ранней профориентации школьников / А. А. Неуступов, С. В. Зенкина. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2024. - № 1 (91). - С. 65-70.
7. Школа просвещения России. Направление Профориентация. Министерство просвещения РФ, Институт стратегии образования. - Москва, 2023. - 49 с. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/03/41-0727-01-proforientacziya.pdf. - Текст : электронный.
8. Зеер, Э. Ф. От индивидуально-психологических особенностей подростков к транспрофессионализму в социально-профессиональном будущем: сущностный анализ и результаты исследования / Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова, Н. П. Моисеева. - Текст : непосредственный // Известия Российской академии образования. - 2023. - № 2 (62). - С. 141-154.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье обращается внимание на проблему подготовки педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении. Данное направление непрерывного профессионального развития педагогических работников рассматривается в контексте развития системы дополнительного профессионального образования. Актуализируется проблема обновления психолого-педагогических знаний и совершенствования методических компетенций педагогических работников, способствующих повышению эффективности профессиональной ориентации школьников. Отмечается, что в условиях внедрения профильного образования расширяются функции педагога в развитии знаний и личностных качеств обучающихся, востребованных в предпочитаемой обучающимися профессии. Это требует уточнения представлений о целевом результате повышения квалификации педагога, рассматриваемого в статье как готовность педагога к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии. В связи с этим ставится цель обосновать и проинтерпретировать готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии как системное педагогическое понятие. Основными методами исследования являются: анализ, обобщение и синтез существующих подходов к интерпретации представлений об изучаемой готовности. В основу методологии настоящей статьи положена концепция непрерывного профессионального развития. Концептуальные представления о готовности специалистов системы общего образования к новым видам профессиональной педагогической деятельности. Представления о педагогическом содействии как образовательной стратегии. Представление основного результата отвечает основной цели статьи и определяет ее научную новизну. Полученный результат состоит в интерпретации, системном представлении и структурном описании понятия готовности педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии. Теоретическая значимость связывается с обогащением представлений о профессионально значимых качествах педагога, обеспечивающих достижение обучающимися успешности в определении перспектив жизненного и профессионального развития. Практическая значимость предполагает возможность применения полученных результатов для разработки диагностического инструментария, позволяющего выявлять степень выраженности изучаемой готовности, в определении направлений обновления содержания и способов повышения квалификации педагогических работников в контексте их подготовки к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема, представленная в статье, обусловлена возникающим противоречием между необходимостью обеспечения качественного процесса повышения квалификации и переподготовки учителя-логопеда и возникающими трудностями в осуществлении коррекционной работы. Статья содержит результаты изучения возникающих организационных и содержательных несоответствий, которые часто являются проблемой в решении вопроса преемственности в период повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов с разным стажем работы. Анализируются и сравниваются знаниевые потребности современного учителя-логопеда и требования современных образовательных учреждений разных ступеней. В ходе изучения данной проблемы предлагается совершенствование процесса повышения квалификации и переподготовки в области логопедии на основе рассмотрения и исследования вопросов преемственности различных ступеней образования, различных типов образовательных организаций и выделения общих и специфических трудностей в реализации коррекционно-развивающей работы. Автором предлагаются некоторые пути решения данной проблемы посредством усовершенствования организации и содержания курсов повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов, дефектологов Владимирской области. Предлагается внедрение в практику обучения проведение тематических кратковременных курсов, направленных на рассмотрение выявленных проблемных вопросов и дающих ответ на эти вопросы по преемственности в работе. В процессе обучения на данных курсах педагог самостоятельно осуществляет выбор и находит решения практико-ориентированных, интерактивных заданий. Целью исследования является определение перспектив научно-методического сопровождения и обеспечения непрерывного повышения квалификации учителей-логопедов с позиции рассмотрения вопроса преемственности. Задачи исследования включают сравнительный анализ многолетней работы по реализации сотрудниками Владимирского института повышения квалификации ФГОС для детей с ОВЗ различных ступеней и типов образования. Методология исследования опирается на системно-деятельностный и компетентностный подходы, позволяющие осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения как детей, так и педагогов, опираясь на личный опыт педагога, вовлекая его в комфортное взаимодействие с коллегами и основываясь на принципах осуществления преемственных связей обучения, формируя основные компетенции современного учителя-логопеда. Результаты. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что путем сравнительного анализа изучения вопроса преемственности в процессе переподготовки и повышения квалификации современного учителя-логопеда определены теоретические и практико-ориентированные дефициты. Практическая значимость заключается в подготовке и создании дополнительных программ, позволяющих углублять и совершенствовать процесс переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В последнее время большое внимание уделяется проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы педагог сам был функционально грамотным и знал, каким образом влиять на уровень функциональной грамотности обучающихся. Следовательно, в системе повышения квалификации педагогов должны быть созданы условия, способствующие развитию профессиональной компетентности в области формирования функциональной грамотности обучающихся. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и описании практики развития профессиональной компетентности педагога в области формирования функциональной грамотности обучающихся на основе применения метода дидактической игры. Методология (материалы и методы). Направление исследования определяется идеями С. Л. Рубинштейна о том, что игра является осмысленной деятельностью, ее суть заключается в способности преображать действительность. По мнению ученого, игра у взрослого исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей и сторон его личности. Определяющей в исследовании является установка на развитие личности в процессе игры. В результате игры как осознанной деятельности личность обогащается: развиваются сформированные ранее навыки и приобретаются новые, возникает потребность в применении имеющихся знаний и получении новых. Таким образом, игра может положительно влиять на уровень профессиональной компетентности педагога, получившего опыт участия в игре. В данном случае речь идет о дидактической игре, которая проводится в учебных целях. Результаты исследования состоят в научном обосновании применения дидактической игры на курсах повышения квалификации как инструмента развития профессиональной компетентности педагогов. Представлено описание дидактической игры «Педагог играющий, или Игра как практика развития профессиональной компетентности педагога», предназначенной для использования при реализации программ повышения квалификации педагогических работников, обозначена структура игры, охарактеризовано ее содержание, представлены активные методы обучения, применяемые при проведении дидактической игры, определены информационные ресурсы, выступающие в качестве содержательной основы одного из этапов игры. Результат исследования имеет практическую значимость: разработанная дидактическая игра может проводиться на курсах повышения квалификации для учителей разных предметов, может быть использована общеобразовательными организациями как одна из форм внутреннего повышения квалификации. Научная новизна исследования состоит в определении подходов к разработке дидактической игры, которая должна включить педагогов-участников в деятельность по решению задачи - формирование функциональной грамотности обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии представлений о возможностях дидактической игры как средстве, обладающем образовательным потенциалом и способном влиять на уровень профессиональной компетентности педагога. Практическую значимость представляет разработанный ресурс - дидактическая игра, которую можно использовать в качестве инструмента развития профессиональной компетентности педагога в области формирования функциональной грамотности обучающихся. В статье описывается структура игры, представляется ее содержание.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья затрагивает проблемы аксиологической интеграции конкурсов профессионального мастерства в структуру психологической системы профессиональной деятельности молодых педагогов. Обозначена проблема того, что в некоторых ситуациях конкурсы профессионального мастерства, являясь формой дополнительного непрерывного профессионального образования, создают внутреннюю конфликтность у педагогов, тем самым препятствуя профессиональному и личностному развитию. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются с позиции системогенеза деятельности, как способствующие повышению эффективности деятельности и социализации в профессии. Цель исследования. Установить взаимосвязь аксиологических составляющих профессионального мышления и результативности неформального непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования являются системогенетический и ресурсный подходы. В качестве психологического диагностического инструментария использовался «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин) и описание педагогической проблемной ситуации (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Основным статистическим методом обработки полученных данных стал коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результаты. Установлено, что повышение у конкурсантов ценности креативных решений совместно с духовным удовлетворением, а также высокой значимостью профессиональной сферы сопряжены с увеличением результативности деятельности в конкурсе профессионального мастерства. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных делается вывод о том, что принципы непрерывного неформального образования, реализующиеся в конкурсном движении, являются необходимыми, но не достаточными условиями для трансформации внешней мотивации молодого педагога во внутреннюю мотивационную детерминацию профессионального развития. Показано, что аксиологические составляющие профессионального мышления молодых педагогов могут рассматриваться как одно из условий преобразования внешней мотивации профессионального развития во внутреннюю, что способствует, в свою очередь преодолению внутренней конфликтности.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Педагог дошкольной образовательной организации является ключевой фигурой в вопросах организации воспитания детей дошкольного возраста. Профессионализм педагога в вопросах воспитания подрастающего поколения детерминирует гармоничное развитие личности ребенка со сформированными традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, что является залогом целостности и единства нации. В научной статье период дошкольного детства определен как благоприятный для формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине из чего следует потребность поиска эффективных направлений методической поддержки педагогов ДОО в организации данного направления работы. Обосновано, что в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы организации патриотического воспитания в образовательной среде, закладываются ориентиры по увеличению доли мероприятий патриотической направленности на всех ступенях образовательной системы Российской федерации. В свою очередь данный факт актуализирует совершенствование системы методической поддержки педагогов ДОО в освоении способов воспитания подрастающего поколения. Цель исследования. Обоснование системы методической поддержки педагогов дошкольной образовательной организации в освоении способов воспитания подрастающего поколения. Методология (материалы и методы). Методологический базис исследования строится на ключевых позициях системного, синергетического и деятельностного подхода. Ведущими методами исследования являются анализ, синтез, обобщение и систематизация научных исследований по проблеме исследования. Результаты. В научной статье представлен теоретический анализ ключевых понятий исследования: методическая поддержка педагогов дошкольной образовательной организации и патриотическое воспитание. Установлено, что методическая поддержка педагогов ДОО в освоении способов воспитания подрастающего поколения представляет собой разнообразие видов методической работы, направленных на оказание помощи и поддержки педагогам в формировании патриотической воспитанности и патриотизма у дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников в контексте исследования можно трактовать как системный и целенаправленный процесс формирования у воспитанников патриотического сознания и поведения. Описаны структурные компоненты системы методической поддержки педагогов ДОО в процессе освоения способов воспитания подрастающего поколения с опорой на классическую компонентную структуру педагогического процесса, предложенную Н. В. Кузьминой (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский).
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из важнейших элементов в системе повышения квалификации специалистов по самбо, является осуществление контроля профессиональных знаний. Актуальной проблемой является качественная подготовка высококвалифицированных кадров по самбо в мире и поэтому систематический контроль знаний на тренерских и судейских семинарах необходим. Это обосновывается повышением уровня подготовленности спортсменов, динамическими изменениями правил соревнований совершенствованием методик подготовки спортсменов, появлением новых дисциплин по самбо. Цель исследования. Разработать и научно обосновать систему контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо в процессе повышения квалификации на международных тренерских и судейских семинарах. Методология (материалы и методы). Основным методом контроля профессиональных знаний специалистов по самбо, явилось педагогическое тестирование, которое включало в себя перечень вопросов для спортивных судей и для тренеров по самбо на русском, английском и испанском языках. Благодаря сравнительному анализу, методам математической статистики и последующему обобщению данных, выявили текущий уровень знаний специалистов различных регионов, на основе моделирования разработали систему контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо. Результаты. Уровень профессиональных знаний тренеров достоверно высокий, по результатам двух тренерских семинаров все участники справились с тестированием и получили положительную оценку. Среди спортивных судей достоверно высокий уровень у представителей стран СНГ и ближнего зарубежья, низкий уровень продемонстрировали спортивные судьи Латинской Америки, среди них никто не набрал необходимого количества баллов для положительной оценки. Одним из определяющих факторов успешности выполнения теста является знание русского языка, понимания содержания разделов правил соревнований. Серия педагогических наблюдений позволили выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на уровень профессиональных знаний специалистов по самбо. На основе моделирования разработали систему контроля качества профессиональных знаний специалистов. Научная новизна исследования состоит в разработке эффективной системы контроля качества профессиональных знаний, особенность которой определяется применением интерактивных методов обучения (деловых игр, кейс-методов) при передаче большого объема информации в сжатые сроки. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и реализации образовательных программ для специалистов по самбо, включающих в себя не только структуру и содержание, но и методы обучения и контроль качества знаний. Практическая значимость исследования выражается в разработанной авторской системе контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо. Она будет полезна при формировании профессиональных компетенций специалистов и может применяться в дальнейшей практике подготовки кадров международной федерацией самбо.
Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Стратегическое значение отрасли информационных технологий и цифровизация всех сфер жизни общества обуславливают рост требований к уровню конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов. Вместе с тем отмечается противоречие между обозначенной потребностью и недостаточной проработкой методического обеспечения готовности преподавателей к эффективному формированию конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений вуза в условиях цифровой трансформации российского общества. Цель исследования - описание программы и методики проведения научно-методического семинара как неформального повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам формирования конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки вуза в условиях цифровой трансформации российского общества. Методология (материалы и методы). Методологической основой для разработки программно-методического обеспечения научно-методического семинара выступил модульный подход. Данный подход позволил определить структуру и порядок научного-практического взаимодействия преподавателей через исследование и обоснование структуры конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений подготовки и организационно-педагогических условий формирования данного качества личности выпускника вуза. Результаты. Разработана программа научно-методического семинара, состоящая из четырех модулей по вопросам: влияния цифровой трансформации российского общества на требования к профессиональной подготовке по ИТ-направлениям, формированию стратегической, тактической и операционной конкурентоспособности обучающихся. Внутри каждый модуль содержит блоки теоретического ознакомления, аналитического обсуждения, преобразующей практики и рефлексии, что в совокупности обеспечивает глубокую проработку рассматриваемых тем и получение необходимых результатов для формирования искомой готовности преподавателей вуза. Основными методами реализации научно-методического семинара выступили дискуссии и форсайт-сессии, поддержанные информационными средствами для коммуникации и совместной работы. Эффективность разработанного программно-методического обеспечения готовности преподавателей к формированию конкурентоспособности обучающихся ИТ-направлений в вузе подтверждается как результатами обратной связи с участниками научно-методического семинара, так и фактом внедрения образовательных инноваций в экосистему вуза.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей профессионального развития педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения. В статье рассматривается практика регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области, который стимулирует инновационную активность, обмен лучшими практиками в формате наставничества и формирование профессиональных сообществ. Исследование раскрывает потенциал конкурса как инструмента мотивации и методической поддержки, анализирует его влияние на качество дошкольного образования. Особое внимание уделено выявленным эффектам: росту педагогической инициативы, внедрению перспективных образовательных технологий и созданию сети наставничества. Результаты могут быть использованы для совершенствования системы непрерывного профессионального развития педагогов в других регионах РФ. Цель исследования. Целью исследования является оценка возможностей профессионального развития педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в рамках регионального конкурса «Флагманский детский сад» в Челябинской области. Это включает в себя изучение влияния конкурса на повышение квалификации участников, обмен инновационными практиками и формирование профессиональных сообществ в формате наставничества, а также разработку рекомендаций по оптимизации конкурсной практики для повышения качества дошкольного образования в регионе. Методология (материалы и методы). В рамках исследования использован комплексный подход, включающий как качественные, так и количественные методы анализа. Изучение нормативных актов, регламентирующих проведение конкурса «Флагманский детский сад», а также материалов, связанных с его организацией и проведением. Это позволит выявить ключевые аспекты возможностей профессионального развития в формате конкурса. Обработка собранных количественных данных с использованием статистических методов для выявления закономерностей и тенденций в профессиональном развитии педагогов Челябинской области. Результаты. Проведенное исследование позволило выявить ключевые эффекты влияния конкурса «Флагманский детский сад» на профессиональное развитие педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Для участников были организованы обучающие семинары, консультации экспертов, сформирована система наставничества, что позволило создать устойчивую среду для профессионального роста и обмена лучшими практиками. Реализация конкурса подтвердила его эффективность как инструмента повышения качества дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по сопровождению участников и постконкурсному внедрению лучших практик могут быть использованы для совершенствования системы дошкольного образования не только в Челябинской области, но и в других регионах РФ. Научная новизна заключается в том, что разработан алгоритм создания стажировочной площадки, необходимый для обеспечения профессионального развития педагогов в контексте деятельности стажировочной площадки «Флагманский детский сад», предложены критерии регионального конкурса «Флагманский детский сад», новизна которых заключается в детализации параметров оценки по каждой номинации конкурса. Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов и руководителей в условиях конкурсного движения с использованием ресурсов наставнической деятельности. Практическая значимость заключается в разработке и апробации двух алгоритмов, непосредственно применяемых при организации стажировочных площадок на базе дошкольных образовательных организаций: алгоритм создания стажировочной площадки в ДОО с уточнением перечня локальных нормативных документов и алгоритм создания стажировочной площадки на базе победителя конкурса «Флагманский детский сад»». Данные продукты могут использоваться региональными и муниципальными органами управления образованием, методическими службами и руководителями дошкольных образовательных организаций для стандартизации и повышения эффективности деятельности стажировочных площадок.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Появление новых учеников, являющихся детьми мигрантов, становится одним из главных испытаний для современной общеобразовательной системы. Их особенности, включая правовой статус и различия в учебных программах, создают дополнительные трудности для интеграции в образовательный процесс. В связи с этим повышается значимость подготовки педагогов, способных эффективно справляться с этими проблемами. Проблема исследования заключается в недостаточности компетенции педагогических работников определять и реализовать социокультурную адаптацию и социализацию обучающихся из семей мигрантов в современной образовательной организации. Таким образом, цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и создании программы мер, ориентированных на совершенствование профессиональных компетенций учителей в области адаптации школьников из семей мигрантов. Методология (материалы и методы) Методологическую основу составили системный и компетентностный подходы, которые являются основой системы повышения квалификации. Методами исследования выступили методы анализа научных источников, изучение педагогического опыта, наблюдения и педагогического моделирования. В ходе работы были проанализированы формальные и неформальные формы повышения квалификации педагогических работников по развитию компетенции с целью адаптации обучающихся из семей мигрантов. Результаты Выделены ключевые направления методического сопровождения педагогов, направленные на устранение недостатков профессиональной подготовки в сфере реализации процессов социокультурной адаптации и успешной социализации учащихся из семей мигрантов в современных образовательных учреждениях. Итоги проведенного исследования способствуют углублению понимания роли образовательной организации в работе с такими учащимися. Разработанная методика может разнообразить методическую работу в части обеспечения социокультурной адаптации и социализации обучающихся из семей мигрантов в современной образовательной организации. Исследование подтверждает необходимость предлагаемой системы мероприятий для развития компетенции педагогических работников и демонстрирует их практическую значимость для системы дополнительного профессионального образования педагогов.
Проблема исследования, обоснование ее актуальности. В статье в контексте современных тенденций развития образования рассматривается проблема отбора форм и методов обучения педагогических работников в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО). В условиях вызовов: дефицита кадров, ухода молодежи из профессии, расширения задач отрасли образования, необходимости сотрудникам постоянно совершенствовать компетенции и осваивать новые инструменты, в том числе цифровые, система повышения квалификации перестраивает работу для обеспечения качества, создавая условия, позволяющие в короткое время обучения восполнить имеющиеся дефициты и подготовить слушателя курсов для решения новых задач. Также обращается внимание на необходимость учета особенностей и рисков при организации обучения, когда преобладают цифровые средства взаимодействия с обучающимися, меняются формы организации образовательного процесса с очных на дистанционные. Целью исследования является определение форм и методов работы со слушателями в рамках деятельности образовательных организаций дополнительного образования. Задачи исследования включают как анализ литературы по теме, так и обобщение регионального опыта. Методология (материалы и методы). Теоретическими основаниями отбора форм и методов обучения являются коммуникативный подход, обеспечивающий эффективное общение субъектов образовательного процесса; рефлексивный подход, создающий условия для осознанности освоения программы и оценки собственной активности в процессе обучения, готовности использовать полученное на курсах повышения квалификации в практике, кроме того, и оценки эффективности деятельности организации дополнительного образования по реализации программы повышения квалификации со стороны слушателя курсов. Важным при выборе форм и методов обучения является требование, предложенное в ходе курсов: осваивается слушателем и в дальнейшем используется в практике его работы. Методы исследования: изучение и анализ источников, практики образовательной деятельности, анкетирование, наблюдение, интервью с целью определения эффективных форм и методов организации обучения. Результаты. Научная новизна заключается в определении подходов к организации образовательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в условиях непрерывных изменений и цифровой трансформации всех сфер жизни общества. Теоретическая значимость состоит в определении оснований для отбора форм и методов реализации программ ДПО. Практическое значение заключается в представлении опыта деятельности ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» (ТОГИРРО ) и рекомендаций, которые могут использоваться образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Основная проблема исследования заключается в недостаточной подготовленности руководящих кадров образовательных учреждений к внедрению и эффективному использованию стратегий управления развитием системы непрерывного экологического образования. Это, в свою очередь, может негативно влиять на формирование фундаментальных основ и развитие экологической культуры у обучающихся всех ступеней общего образования. Актуальность выбранной темы исследования определяется происходящими изменениями в государственном курсе по экологическому образованию, ориентированными на необходимость усовершенствования содержания, форм и методов организации процесса экологического обучения и воспитания учащихся всех уровней общего образования. Эти изменения являются ключевыми в контексте реализации федеральных государственных стандартов обучения, что подчеркивает важность модернизации подходов к экологическому воспитанию в современной образовательной системе. В таких условиях подготовленность руководителей. образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования становится важным и требует проведения научного обоснования и исследования. Следовательно, актуальным является определение методологических, нормативных и методических оснований определения условий формирования и диагностики готовности руководителей образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Цель исследования. Целью исследования является анализ готовности руководителей образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Методология (материалы и методы). В рамках изучения подготовленности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования применялись как качественные, так и количественные методы на основе самодиагностики. Основными источниками информации выступали анкеты и опросники, созданные для оценки уровня профессиональных компетенций руководителей по использованию стратегий управления процессом непрерывного экологического образования. Анкетирование как количественный метод проводилось среди руководителей общеобразовательных организаций с целью получения информации о применении стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Применялись методы анализа документов, включая исследование действующей программы развития как стратегического документа образовательной организации. В результате использования этих методов было выявлено понимание уровня готовности руководителей, что стало основой для формирования дальнейших рекомендаций по повышению квалификации руководителей и эффективности применения стратегий управления. Результаты. В исследовании представлены результаты опроса, проведенного в 2025 году. В ходе исследования на основе самодиагностики в процессе анкетирования были получены данные о готовности руководителей общеобразовательных организаций. Анализ данных выявил, что большинство участников сталкиваются с трудностями в области реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Более 60% участников указали на необходимость повышения квалификации в данной области. В рамках исследования была подготовлена «Настольная книга руководителя образовательной организации: стратегии управления развитием непрерывного экологического образования в региональном контексте» с целью научно-методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций и повышения эффективности их работы по внедрению и реализации стратегий развития экологического образования. Научная новизна заключается в определении дефицита готовности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования на основе самодиагностики. Теоретическая значимость заключается в выявлении и уточнении структурных компонентов понятия «готовности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования». Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для совершенствования программ подготовки руководителей, применимостью разработанной Настольной книги руководителя образовательной организации в практике управления развитием непрерывного экологического образования в региональном контексте».
Издательство
- Издательство
- ГБУ ДПО ЧИРО
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454111, Челябинская область, город Челябинск, Комсомольская ул, д. 20а
- Юр. адрес
- 454111, Челябинская обл, г Челябинск, Советский р-н, ул Комсомольская, д 20А
- ФИО
- Барабас Андрей Александрович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______