Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность поднимаемой в статье проблематики подтверждается анализом педагогической теории и практики образовательной деятельности. Обосновывается необходимость обеспечения профильной направленности общего образования, координации усилий разных организаций в профориентационной деятельности. Констатируется своевременность обоснования и реализации в региональной образовательной системе такого явления, как профильное образование. Указывается, что новые подходы к организации профильного образования нашли свое отражение в «Концепции создания и научно-методического сопровождения функционирования и развития сети профильного образования в Челябинской области», которая получила название «образовательная стратегия ТЕМП74» (далее - образовательная стратегия ТЕМП74)1. Отмечается, что педагогические работники и руководящие кадры региональной системы образования еще не в полном объеме освоили положения и особенности данной образовательной стратегии. В связи с этими обстоятельствами актуализирована необходимость популяризации идей образовательной стратегии ТЕМП74. При постановке цели исследования авторы исходили из предположения о том, что успешность внедрения профильного образования в широкую образовательную практику связывается с реализацией модели регионального института развития образования, который располагает широкими возможностями в осуществлении формального и неформального повышения квалификации. Поставлена цель исследования: обоснование способов популяризации образовательной стратегии ТЕМП74 среди педагогических работников и руководящих кадров региональной системы образования средствами формального и неформального образования. Проведенный анализ литературы указывает на перспективность исследования способов организации профильного образования как новой области педагогического знаний и необходимость популяризации данной идеи в педагогическом сообществе. Методологическим основанием проводимого исследования стали научные положения, обосновывающие содержание и единые подходы к реализации профильного образования в системе общего образования. Представлены результаты, связанные с характеристикой способов популяризации основных положений образовательной стратегии ТЕМП74, основанные на реализации формального и неформального повышения квалификации в рамках деятельности регионального института развития образования. Научная новизна исследования связывается с рассмотрением профильного образования как нового явления в системе образования, которое основано на комплексной реализации профильного обучения, профессиональной ориентации и профессионального обучения. Популяризация идей профильного образования рассматривается как условие, обеспечивающее успешное внедрение рассматриваемой образовательной стратегии в педагогическую практику. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о способах популяризация научных психолого-педагогических знаний средствами формального и неформального повышения квалификации. Представлены возможности таких способов формального и неформального повышения квалификации, как разработка и продвижение дополнительных профессиональных программ и модулей, проектирование комплексных карт научно-методического сопровождения. Практическая значимость состоит в описании конкретного содержания и методов реализации способов формального и неформального повышения квалификации, которые могут обеспечивать популяризацию организационных и педагогических стратегий реализации профильного образования. Отмечается значение проводимых мероприятий для принятие управленческих и педагогических решений, направленных на совершенствование профильного образования в региональной системе общего образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В современном образовании возникла необходимость разработки новых способов оказания содействия самоопределению обучающихся, обусловленная требованиями социального заказа, что находится в противоречии с недостаточным уровнем готовности педагогов к осуществлению функции содействия самоопределению. Разработанная авторами для решения проблемы подготовки педагогов к данной деятельности система, функционирующая в непрерывном дополнительном профессиональном образовании, требует создания организационно-педагогических условий. Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и апробации организационно-педагогических условий функционирования системы подготовки педагогов к содействию самоопределению обучающихся в непрерывном дополнительном профессиональном образовании. Методология (материалы и методы). Методологическую основу выявления организационно-педагогических условий составили системный и ресурсный подходы. Использованы теоретические и экспериментальные методы исследования: анализ научной литературы и документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов, анализ и синтез групп условий, их структурирование. Достоверность результатов исследования подтверждена эмпирически методом сравнения количественных результатов опроса педагогов контрольной и экспериментальной групп, контентным анализом эссе, измерением уровня готовности обучающихся к самоопределению. Результаты. Разработана новая структура организационно-педагогических условий, основанная на покоординатном видении образовательного пространства, что позволило упорядочить и внедрить требуемые изменения образовательной среды для успешного функционирования системы подготовки педагогов к содействию самоопределению обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории непрерывного дополнительного профессионального образования способом структурирования организационно-педагогических условий. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенного способа разработки групп условий, соответствующих координатам образовательного пространства непрерывного дополнительного профессионального образования, для достижения различных педагогических целей.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье обращается внимание на проблему подготовки педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении. Данное направление непрерывного профессионального развития педагогических работников рассматривается в контексте развития системы дополнительного профессионального образования. Актуализируется проблема обновления психолого-педагогических знаний и совершенствования методических компетенций педагогических работников, способствующих повышению эффективности профессиональной ориентации школьников. Отмечается, что в условиях внедрения профильного образования расширяются функции педагога в развитии знаний и личностных качеств обучающихся, востребованных в предпочитаемой обучающимися профессии. Это требует уточнения представлений о целевом результате повышения квалификации педагога, рассматриваемого в статье как готовность педагога к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии. В связи с этим ставится цель обосновать и проинтерпретировать готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии как системное педагогическое понятие. Основными методами исследования являются: анализ, обобщение и синтез существующих подходов к интерпретации представлений об изучаемой готовности. В основу методологии настоящей статьи положена концепция непрерывного профессионального развития. Концептуальные представления о готовности специалистов системы общего образования к новым видам профессиональной педагогической деятельности. Представления о педагогическом содействии как образовательной стратегии. Представление основного результата отвечает основной цели статьи и определяет ее научную новизну. Полученный результат состоит в интерпретации, системном представлении и структурном описании понятия готовности педагогических работников общеобразовательных организаций к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии. Теоретическая значимость связывается с обогащением представлений о профессионально значимых качествах педагога, обеспечивающих достижение обучающимися успешности в определении перспектив жизненного и профессионального развития. Практическая значимость предполагает возможность применения полученных результатов для разработки диагностического инструментария, позволяющего выявлять степень выраженности изучаемой готовности, в определении направлений обновления содержания и способов повышения квалификации педагогических работников в контексте их подготовки к содействию обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в необходимости обновления содержания дополнительного профессионального образования для подготовки педагогических и руководящих работников школ к эффективной реализации профильного образования в соответствии с региональными стратегическими ориентирами (на примере стратегии «ТЕМП 74» в Челябинской области). Системе дополнительного профессионального образования педагогических работников необходимо реализовывать динамичные изменения в сфере общего образования. Выявлено противоречие между требованием к реализации эффективного профильного обучения в школах и недостаточным уровнем готовности педагогов к этой деятельности, что обусловлено не в полной мере отвечающим современным вызовам содержанием программ повышения квалификации. Необходимо формировать у педагогов практические компетенции для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях профилизации. Цель исследования состоит в разработке и представление дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций школьных команд в сфере организации профильного обучения, профориентации и профессионального обучения. Методологической основой работы стала разработка модульной программы повышения квалификации, сочетающей инвариантные (нормативно-правовые, психолого-педагогические, организационные основы) и вариативные модули (для руководителей и педагогов). Методы реализации включают лекции, практические занятия, стажировки, проектирование и использование активных методов обучения с опорой на региональный опыт. В основу исследования положен деятельностный, проектный и ресурсный подходы. Использован комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме профильного обучения и дополнительного профессионального образования, изучение педагогического опыта, моделирование. В результате создана комплексная программа, структура и содержание которой обеспечивают формирование у слушателей компетенций, необходимых для реализации профильного образования. Программа интегрирует региональный компонент («ТЕМП 74»), знакомит с современными инструментами (цифровые платформы, профориентационные онлайн-ресурсы) и носит практико-ориентированный характер. Заключение: разработанная программа повышения квалификации имеет свой значительный потенциал для подготовки педагогов в области профильного образования. Ключевой задачей на перспективу признано повышение мотивации и вовлеченности самих педагогических и руководящих работников к реализации данной образовательной стратегии. Содержание программы основано на принципах практико-ориентированности, индивидуализации и системности, что является ключевым условием эффективной подготовки педагогических коллективов к реализации профильного образования. Формирует у педагогов не только понимание сути профилизации, но и конкретные умения (технологии, методы, средства) для ее реализации, что в конечном итоге повышает качество образовательных результатов школьников.