Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Сегодня много говорится о том, что современный преподаватель должен уметь организовывать учебный процесс в цифровой образовательной среде. В статье дана апробированная автором в Институте этнологии и антропологии РАН оценка эффективности применения инструментов цифровой образовательной среды при планировании технических, информационных, кадровых, финансовых и временных ресурсов при организации ДПО, программы которого создаются под конкретные задачи и потребности заказчика. Цель исследования - оценить эффективность применения инструментов цифровой образовательной среды для создания авторских учебных материалов с использованием программно-методических систем освоения образовательной программы. Методология (материалы и методы). В исследовании представлены методические рекомендации по организации дополнительного профессионального обучения и инструменты для создания цифровой образовательной среды, чтобы эффективно обеспечить различные потребности преподавателя и слушателя в процессе организации дополнительного профессионального обучения. Проанализированы особенности специализированных систем для организации учебного процесса, а также дидактические возможности электронных образовательных ресурсов. Результаты. Организация дополнительного профессионального образования требует последовательного решения задач, которые могут быть структурированы в тематические блоки, касающиеся соблюдения нормативных требований, финансового регулирования, содержательного компонента, взаимодействия со слушателями, обеспечения IT-инфраструктуры, продвижения и брендирования. Использование наиболее эффективной системы дистанционного обучения и организации цифровой образовательной среды организации позволяет дать каждому слушателю возможность удобного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поддержания актуальных знаний и навыков в быстроразвивающемся мире. Применение виртуальной обучающей системы Moodle позволяет решить практически любые педагогические задачи. Использование созданного на его основе облачного сервиса Teachbase может стать хорошим решением при выборе системы дистанционного обучения для небольших организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Система iSpring может быть использована для работы с относительно небольшим количеством пользователей, а сервис GetCourse оптимально подходит для решения стандартных задач малобюджетных организаций. Применение цифровой образовательной среды в процессе профессионального обучения позволяет выстроить образовательный процесс под конкретные задачи заказчика и возможности слушателя.
Проблема исследования, обоснование ее актуальности. В работе исследуется роль искусственного интеллекта (ИИ) в трансформации образовательной сферы. Автор раскрывает возможности совершенствования методов преподавания с помощью ИИ. Особое внимание уделяется использованию ИИ для дифференциации и индивидуализации обучения, автоматизации рутинных административных задач. Статья обосновывает необходимость внедрения и освещения данной темы в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров. Исследование направлено на выявление потенциала и проблем, связанных с интеграцией ИИ в образование, и разработку стратегий для его эффективного применения. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки педагогических кадров в системе ДПО к новым образовательным реалиям. Исследование направлено на выявление возможностей использования ИИ в работе педагога. Цель исследования. Основной целью данного исследования является анализ влияния цифровой трансформации на образовательный процесс и обсуждение роли и потенциала ИИ с возможностью дальнейшей диссеминации описанного автором опыта среди дипломированных специалистов через семинары, вебинары, лекции и практические занятия в рамках курсов повышения квалификации учителей в системе ДПО. Методология исследования (материалы и методы) Для достижения поставленных целей исследования использовался комплексный подход, основанный на следующих материалах и методах: литературный обзор, опросы и интервью, анализ случаев (case study), экспериментальное исследование, статистический анализ и оценка полученных результатов. Результаты Научная новизна исследования заключается в анализе теоретической модели и концепции, связанной с использованием ИИ в образовании и обсуждении роли ИИ в изменении и оптимизации работы педагогов и образовательного процесса в целом. Описано влияние и роль цифровой трансформации в управлении образовательным процессом и преподавательской деятельностью. Рассмотрены вопросы безопасности и конфиденциальности данных и потенциальное неправомерное использование ИИ в образовании. Определены будущие возможные тенденции развития ИИ. Разработаны методические рекомендации по использованию ИИ для обсуждения и внедрения на курсах повышения квалификации учителей Ростовской области, реализуемых в системе ДПО, а также на семинарах и вебинарах, организуемых Институтом развития образования (ГАУ ДПО РО ИРО). В практическом плане статья предлагает рекомендации для педагогов и администраторов образовательных учреждений по использованию ИИ в своей работе, что способствует повышению квалификации дипломированных специалистов и их плавной адаптации к трансформирующейся цифровой среде.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Цифровая трансформация системы дополнительного профессионального образования (ДПО) связана не только с организацией цифровой образовательной среды согласно требованиям нормативно-правовой базы, но и с выработкой управленческих решений на основе поиска и внедрения эффективных педагогических практик проектирования и реализации образовательных программ с использованием цифровых ресурсов. В статье показана важность исследования отношения педагогов к массовому онлайн-обучению, вызванному как запросами самих слушателей, так и требованиями и возможностями современной образовательной цифровой среды. Актуальность исследования состоит и в том, что использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обозначили проблему готовности педагогических работников (преподавателей курсов и слушателей - представителей педагогической сферы деятельности) к эффективной работе в электронной информационно-образовательной среде. Цель исследования Целью исследования является сравнительный анализ особенностей отношения к средствам удаленного обучения (образовательным платформам) и способам их реализации у преподавателей, участвующих в проектировании и реализации программ ДПО, и слушателей. Методология (материалы и методы) В статье приведены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, направленного на изучение отношения преподавателей и обучающихся по программам ДПО к онлайн-образованию. На основе субъектно-деятельностного подхода определены анализируемые компоненты отношения педагогов как субъектов собственного преобразования и развития к онлайн-формату обучения: по показателям потребности в цифровых образовательных ресурсах, активности в их применении и удовлетворенности от их использования. В ходе эксперимента применялся метод устного и письменного опроса: анонимного интервью и анкетирования преподавателей и слушателей с помощью анкеты шкального типа, что позволило получить данные, описывающие результаты сравнительного анализа отношения преподавателей к предпочитаемым образовательным платформам и отношения слушателей к этим же цифровым образовательным ресурсам. Результаты Образовательные платформы Zoom и LMS Moodle, используемые в качестве обучающих платформ, были признаны наиболее предпочитаемыми среди слушателей программ ДПО и преподавателей. В целом преподаватели выше оценили Zoom, а студенты больше предпочитают Moodle. У преподавателей потребность к образовательной платформе Moodle выражена слабо, удовлетворенность - средне, а ее использование - высоко. У слушателей потребность в этой платформе и удовлетворенность ею значительно выше. Кроме того, в статье приведены данные о том, как респонденты оценили технические и образовательные возможности платформ, а также проанализированы ограничения и дефициты слушателей и преподавателей, связанные как с готовностью участников использовать контент цифровых ресурсов, так и с проблемами организационного и мотивационного характера. Например, среди основных достоинств организации обучения на образовательных платформах респонденты указали экономию времени, физических и эмоциональных сил (для преподавателей по данному показателю в приоритете был Zoom, а для студентов - Moodle) и удобный режим работы (преподаватели связали это с возможностью организовать встречи не только в условиях жесткой привязки к рабочем месту, слушатели же могли совмещать учебу с работой). Таким образом в исследовании в контексте субъектно-деятельностного подхода предпринята попытка измерить индивидуальные особенности отношения преподавателей и слушателей дистанционных курсов с помощью трех взаимосвязанных компонентов, которые проявляются у участников образовательного процесса: по показателям потребности в цифровых образовательных ресурсах, активности в их применении и удовлетворенности от их использования. Учет проанализированных предпочтений, решение выявленных проблем позволит оптимизировать организацию онлайн-обучения в системе ДПО: обратиться к возможностям педагогического дизайна, использовать потенциал нескольких цифровых образовательных ресурсов согласно требованиям педагогической целесообразности, доступности и интерактивности.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Данная статья посвящена развитию профессионального интеллекта педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Современное образование требует от педагогов высокой компетентности и гибкости, поскольку требования к образовательному процессу и познавательным способностям учащихся постоянно меняются. Для продуктивной работы педагогам необходимо развивать набор способностей и знаний, позволяющих эффективно принимать решения, урегулировать проблемы, проявлять творческое мышление и успешно взаимодействовать с учащимися. Цель исследования состоит в обосновании системного повышения квалификации по развитию профессионального интеллекта педагогов. Методология (материалы и методы). Исследование основывается на когнитивной психологии и теории развития интеллекта. Использованы как качественные, так и количественные методы. В качестве инструментов для сбора данных применялись онлайн-опросы, анкеты, интервью и наблюдение. Полученные данные анализировались с использованием статистических методов. Результаты. Анализируются прогрессивные исследования и результативный практический опыт по формированию и развитию профессионального интеллекта педагогов. Выделяются успешные подходы и методы по данной проблеме в образовательных системах России, США и Японии. Обоснованы ключевые компоненты профессионального интеллекта: логическое мышление, творческое мышление, понимание рисков и умение управлять временем. Конструируется целевое непрерывное повышение квалификации по развитию у педагогических кадров профессионального интеллекта. Интегрируются предметное содержание учебных модулей и развивающих методов: рефлексивная беседа, тренинги, практикумы, логические разминки, проблемные кейсы, разработка проектов, коллаборативное обучение и другие. Сформирован инструментарий отслеживания результативности развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогических кадров. Анализируются такие показатели продуктивности обучения слушателей как рост уровня знаний и умений, повышение качества профессиональной деятельности, улучшение отношения к профессии, уровень удовлетворенности процессом освоения дополнительной профессиональной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в адаптации результативных подходов развития профессионального интеллекта к повышению квалификации педагогических кадров. Научная новизна исследования представлена постановкой проблемы, методическим обоснованием целевого обучения педагогов в режиме интеллектуального развития. Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных методов для развития профессионального интеллекта в процессе повышения квалификации педагогов. Заключение. Результаты исследования показывают важность и результативность целевого развития профессионального интеллекта педагогов в процессе повышения квалификации. Организация систематических занятий, мастер-классов, консультаций, наставничества, использование инновационных методов обучения и современных технологий способствуют совершенствованию педагогических компетенций и укреплению профессионализма работников образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Расширение образовательных возможностей для детей с особенностями здоровья, повышение успешности их воспитания и социализации обусловливают необходимость обладание учителями инклюзивной компетентностью. Однако развитие требуемой компетентности происходит не столь высокими темпами как требуется системе образования. В этой связи педагогическое сообщество ведет поиск наиболее эффективных методов формирования и развития инклюзивной компетентности, одним из которых может быть коучинг. Цель статьи - подобрать технологии коучинга, позволяющие повысить эффективность развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки. Методология (материалы и методы). Теоретико-методологическую стратегию настоящего исследования образовали системно-деятель-ностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Результаты. Разработана программа коуч-сессий, состоящая из 4 этапов (в соответствии с пирамидой Р. Дилтса). Первый этап направлен на снятие внутренних барьеров, стереотипов и предубеждений учителей с помощью коу-технологий «Модель SCORE», «Работа с гремлинами», «Модель GROW». Второй этап направлен на осмысление и коррекцию ценностных ориентаций. Для этого использовались техники: «Падающая стрела», «Техника модификации опыта (ТМО)» и «Стол менторов». Третий этап - осознание учителями своей роли в образовательной организации с помощью техник: «Колесо желаний» «Рефрейминг» «Четыре вопроса планирования». Четвертый этап - посвящен формулировке собственной миссии. Предложена форма парной работы взаимного коучинга после инструкции и демонстрации техники преподавателем-коучем. На протяжении 4 лет проходила апробация базовой Программы, по просьбам слушателей были разработаны дополнительные программы коуч-сессий, которые они имели возможность посещать, обучаясь на других программах. Полученные результаты диагностики состояния инклюзивной компетентности доказывают эффективность коуч-сессий для развития мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов исследуемой компетентности. Научна новизна исследования состоит: а) в уточнении структуры инклюзивной компетентности с добавлением эмоционально-волевого компонента; б) в определении теоретико-методологической стратегии развития инклюзивной компетентности учителей, которую образуют системно-деятельностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Теоретическая значимость представлена расширением теоретических аспектов, представлений и положений об особенностях формирования и развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки; в определении психолого-педагогических возможностей коуч-сессий в ситуации финансовых и кадровых ограничений. Практическая значимость представлена разработанной авторской Программой коуч-сессий и выводами, полученными по результатам неоднократного ее применения, могут быть востребованы в процессе курсовой подготовки педагогических работников в области инклюзивной педагогики; в методических объединениях образовательных организациях при индивидуальной работе с учителями инклюзивных классов; а также могут быть интересны всем лицам, взаимодействующим с детьми ОВЗ или планирующим такое взаимодействие.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье раскрываются основные направления и результаты работы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части подготовки, повышения квалификации специалистов социальной сферы к работе с разными категориями граждан, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении и поддержке. В стремительно меняющемся мире нужна новая стратегия поведения и навыки адаптации к новым социально-экономическим условиям для всех современных людей, но особенно, наиболее уязвимых: детей и стариков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и пожилых с инвалидностью. Цель статьи - показать возможности современной системы дополнительного профессионального образования по работе с социальными работниками и педагогами Республики Татарстан в области их профессионального становления, развития и совершенствования. Приведены примеры обучающих мероприятий: семинаров, эссе, игр и др. В качестве методологических оснований данного исследования выбраны компетентностный и персонализированный подходы и принципы непрерывности, вариативности, персонализации. Исследование позволило получить значимые научные и практические результаты. К научным результатам мы относим разработку и внедрение региональной модели подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социальной защиты населения, включающей в себя подготовку и непрерывное повышение квалификации кадров для сферы социального обслуживания семьи и детей. К практическим результатам мы относим непрерывную методическую поддержку и развитие профессионального уровня специалистов в части освоения и применения современных методов коррекционной и реабилитационной работы через организацию «поддерживающего» обучения на основе всех видов дополнительного профессионального образования и других обучающих мероприятий для специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов, заведующих отделениями социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения и социальных приютов для детей и подростков.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные реалии выдвигают высокие требования к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогических кадров, составляющих профессиональную метакомпетентность. Необходимы новые подходы к оцениванию профессиональных компетенций учителей, к формам повышения квалификации и профессиональной деятельности за счет отбора содержания повышения квалификации на основании мониторинга. Для достижения высокого качества курсовой подготовки учителей физики - экспертов ОПК ГИА-9 необходимо проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания заданий с развернутым ответом; определить положительные эффекты обучения педагогов по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)»; мотивировать педагогов на дальнейшее сотрудничество в ходе методических активностей по согласованию подходов к проверке заданий по физике с развернутым ответом: семинаров, вебинаров, телемостов, заседаний региональных учебно-методических объединений учителей физики. Цель исследования: анализ уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в области оценивания заданий с развернутым ответом по учебному предмету «Физика» участников основного государственного экзамена. Методология (материалы и методы). Для решения поставленных задач использована совокупность методов исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, относящейся к соответствующему предмету исследования, систематизация педагогического опыта, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование (разработана авторская анкета), тестирование, статистические методы для обработки результатов педагогического эксперимента. В педагогическом эксперименте приняли участие 156 учителей физики-слушателей курсов повышения квалификации «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)» очно-заочного формата. Результаты. Новизна программы. Содержательный анализ проблематики курсов повышения квалификации показывает, что представленная система мониторинга качества освоения программы «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика) с учетом специфики категорий обучающихся способствует выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности, являющихся составной частью профессиональной метакомпетентности. В мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9 в области оценивания заданий с развернутым ответом на этапе промежуточной аттестации включены задания по основным направлениям функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской) ввиду корреляции профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов. Практическая значимость. Определены положительные эффекты обучения педагогов по программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)», среди которых ведущее место занимает диссеминация педагогами приобретенного в процессе повышения квалификации по данной программе опыта: проведение в территориях методических семинаров, заседаний районных методических объединений по согласованию подходов к проверке заданий с развернутым ответом по материалам курсов. Разработанная и экспериментально апробированная система мониторинга может быть рекомендована для проведения диагностики профессиональных компетенций как составляющей профессиональной метакомпетентности учителей физики образовательных организаций - экспертов областных предметных комиссий ГИА-9 в целях реализации мероприятий по обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ростовской области. В процессе исследования выделены проблемные зоны у учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9, сформированы индивидуальные образовательные маршруты профессионального и личностного роста. Очная сессия способствовала выходу учителей на более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания качественных задач, основанных на анализе практических ситуаций; комбинированных расчетных задач; заданий на объяснение устройства и принципа действия технических конструкций, физических приборов; проблемных заданий с межпредметным содержанием. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют методологию и технологию профессионального образования применительно к проблеме исследования: расширены представления о профессиональной метакомпетентности педагогов с позиции современных требований и государственных образовательных стандартов; определена необходимость формирования ее составляющей - профессиональных компетенций педагогов; выделен аспект формирования компонента профессиональной метакомпетентности педагогов - метаумения оценивать задания с развернутым ответом.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается проблема организации дополнительного профессионального образования и методической работы как факторов развития профессиональных навыков педагогических кадров. На основе ряда источников рассмотрено понятие методическое сопровождение педагогов и применение его в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Цель исследования. Выявить воздействие управленческих решений, принятых по результатам самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», на развитие профессиональных навыков педагогов общеобразовательной организации. Методология (материалы и методы). Выявлены и описаны на основе самодиагностики дефициты, влияющие на качество профессиональных навыков педагогов. Разработаны, представлены и приняты управленческие решения, позволившие, устранить причины недостаточной работы по развитию профессиональных навыков педагогических работников общеобразовательной организации. Результаты. В данной статье рассматриваются этапы работы педагогического коллектива на основе результатов самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» по устранению выявленных дефицитов в рамках ключевого условия «Учитель. Школьная команда». Представлена работа проектных групп от момента выявления дефицита до отражения работы в Программе развития и выхода на более высокий уровень по результатам последующих самодиагностик. Научная новизна исследования заключается в разработке универсальных мер, мероприятий и управленческих решений, направленных на устранение выявленных дефицитов и подтвержденных результатами последующей самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», что позволит широко применять их в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется система повышения квалификации тренеров по баскетболу. Система повышения квалификации тренеров по баскетболу направлена на развитие профессиональных и личностных качеств и должна быть выстроена таким образом, чтобы развитие получали все стороны профессии тренера. Для решения поставленной задачи должны быть определены такие обучающие средства, которые бы наиболее оптимально помогли формированию педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Цель исследования. Авторами была выделена цель исследования - определить средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Методология (материалы и методы). В процессе определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации использован личностно ориентированный подход, так как формирование педагогического мастерства включает в себя развитие профессиональных и личностных качеств тренера по баскетболу. На основе выбранного подхода автором были определены педагогические средства формирования комплекса необходимых нравственных качеств и ценностей, определяющих педагогическое мастерство тренера по баскетболу. Результаты. На основе современных информационных и коммуникационных технологий были выделены две группы средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации: информационные и интерактивные. Первую группу составляют такие средства, как учебные пособия, видеоматериал, картинки, графики и др. Ко второй группе относятся: дискуссия, обсуждение, «мозговой штурм», метод case-study и др. Группу интерактивных средств можно отнести как к офлайн-, так и к онлайн-прохождению курса повышения квалификации, в который входит комплекс различных средств, способов и методов, основанных на использовании сети Интернет. Научная новизна. Конкретизировано научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. К первой группе относятся такие средства, которые используются в качестве демонстративного материала и формируют знания в профессиональной сфере тренерской деятельности. Ко второй группе относятся методы и способы, подразумевающие активный социальный контакт и обмен информацией между обучающимися в педагогическом процессе, что заключается в формировании, помимо профессиональных знаний, еще и личностных качеств, среди которых первым выступает коммуникативный навык. Таким образом, информационные средства обеспечивают профессиональные качества тренера по баскетболу, а интерактивные - как профессиональные, так и личностные качества тренера по баскетболу. Теоретическая значимость. Результаты исследования содержат теоретические положения, обогащающие научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в условиях повышения требований к ним со стороны общества; обеспечивают понимание особенностей использования информационных технологий в системе повышения квалификации тренеров по баскетболу; составят основу для теоретических обобщений и поиска новых научных подходов к средствам формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу, необходимого для решения задач в условиях популяризации спорта и повышенного интереса к занятию баскетболом. Практическая значимость состоит в направленности его результатов на повышение профессионального уровня тренеров по баскетболу, в доказательстве необходимости определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу. Определенные в исследовании средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу могут быть использованы как при формальном образовании, так и неформальном образовании. На формальном уровне данные средства могут быть применены в профессиональной подготовке в вузе (возможно использование и на очном, и на заочном обучениях) и курсах повышения квалификации, например, в которые входит ежегодное обучение тренеров, проводимое Российской федерацией баскетбола («Академия РФБ») при аттестации тренеров (тренеров-преподавателей) по баскетболу детско-юношеских команд, принимающих участие в соревнованиях РФБ. На неформальном уровне данные средства могут быть внедрены в однодневные лекции и семинары, выступления ведущих тренеров и специалистов на мероприятиях всероссийского и регионального уровней, с целью повышения осведомленности тренеров-слушателей в области теории и практики баскетбола.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является разнородность тренинговых групп. Гетерогенность состава участников тренингов - это когда в рамках одной учебной группы есть участники с разным уровнем владения инструментами по теме обучения, часть участников полностью не знакома с изучаемыми концепциями, часть обладает поверхностными и неподкрепленным опытом знаниями, а часть уже знает все базовые инструменты и ждет более углубленных знаний и других различий. Часто такая гетерогенность вызвана разными причинами: от недостатка точечных инструментов диагностики компетенций сотрудников до фактической невозможности укомплектовать учебную группу участниками одного уровня. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что большинство заказчиков корпоративного обучения и корпоративные подразделения развития персонала (отделы обучения, корпоративные университеты, T&D и L&D специалисты) заинтересованы в максимальной результативности проводимого обучения. Часто на корпоративном обучении достигаются прикладные краткосрочные цели, в которых требуются определенные знания, компетенции на уровне их уверенного и результативного использования. Их отсутствие или недостаточная развитость оказывает прямое воздействие на результативность отдельно взятого подразделения и организации в целом. Целью статьи является изучение способов повышения результатов корпоративного обучения в условиях разнородных тренинговых групп. Достижение этой цели позволит более эффективно достигать учебные цели, повысит уровень комфорта для каждого участника тренинга и выступит важным аспектом в методологии подготовки корпоративных бизнес-тренеров. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области обучения в корпоративном формате. В основе данного исследования находится комплексный анализ реалий, с которыми сталкиваются бизнес-тренеры и практик, применяемых ведущими бизнес-тренерами тренинговой компании LTC (г. Москва). Описание результатов представлено через перечисление инструментов, которые дают положительные эффекты в корпоративном формате обучения в разнородных группах. В процессе исследования стал очевиден вывод, что корпоративное обучение должно опираться на дифференцированный подход, а в основе своей должны использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественное обучение персонала невозможно без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых причин разнородности учебных групп в корпоративном формате. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных инструментов, которые повышают эффективность корпоративного обучения в разнородных группах. Ключевым итогом последующей научной работы в данном направлении должно стать повышение качества процесса корпоративного обучения и подготовка бизнес-тренеров к успешному преодолению сложности разнородности участников тренинга. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Исследование показало, что значительное количество педагогических работников обладают недостаточным уровнем готовности к использованию новых форм, методов, технологий в своей практике и хотели бы приобрести профессиональные умения. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, существует необходимость формирования разностороннего развития ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, а с другой, не все педагоги обладают достаточной готовностью и компетенциями для эффективного осуществления этого процесса. Цель исследования: формирование умений педагогов ДОО использовать в своей работе новые формы и методы, отвечающие потребностям современной дошкольной педагогики, планировать образовательный и воспитательный процесс. Методология (материалы и методы). Анализ результатов опроса педагогических работников говорит о том, что максимальные затруднения педагоги общеобразовательных организаций испытывают при реализации умений: моделирование методов, приемов и инструментов для достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста. В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ нормативных документов, педагогической литературы, анкетирование, анализ результатов самообследования педагогов, статистические методы обработки данных. Научная новизна данного исследования заключается в разработке моделирования форм, методов и приемов для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что все педагоги, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации в ТОИПКРО, используют современные формы, методы и приемы для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Воспитанники детских садов продемонстрировали на конец учебного года достаточно высокие показатели освоения программы воспитания, а также в ДОО активно используется алгоритм проектирования. Результаты достижений были представлены на семинарах, конференциях и форумах, организованных институтом.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье обосновывается необходимость совершенствования системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы и подчеркивается роль в этих процессах региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб. Автором предлагается модель сетевого взаимодействие субъектов инновационной деятельности в разработке содержания и реализации неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций региона. Для обоснования эффективности предлагаемой модели автор проводит анализ научной литературы, статистических данных, функций муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Цель исследования - разработка модели организации процессов сетевого взаимодействия деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб по: 1) разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне; 2) проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Методология (материалы и методы). Исследование проведено на основе общенаучных и частнонаучных методов: моделирования и теоретического конструирования объекта, аналогии, гипотетико-дедуктивного метода, метода философского анализа, прогнозирования, научного обобщения, изучения и анализа источников, наукометрического анализа и интерпретации данных, статистики, наблюдения, сравнения, мониторинга, концептуализации опыта, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Результаты. Обоснована актуальность и необходимость развития системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы. Доказано, что системообразующим элементом данных процессов является разработка такого научного метода в образовании как концептуализация. Констатировано отсутствие научных разработок метода концептуализации как средства повышения качества инновационных процессов в образовании и систем неформального повышения квалификации. Отмечен описательный характер научных исследований по вопросам организации деятельности муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Также констатировано практически полное отсутствие презентации в научных исследованиях механизмов консолидации ресурсов данных организаций по разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне, проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Была разработана и представлена в виде модели структура сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Установлено, что данная структура демонстрирует реальные способы сетевого взаимодействия через раскрытие общих для субъектов инновационной деятельности целей, задающих распределение функций и точки консолидации ресурсов; позволяет вывести опыт сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок за рамки муниципалитета и создавать кустовые сети по тематическому признаку на уровне региональной системы образования; раскрывает неограниченные возможности профессиональных сетевых сообществ в создании эффективных практик взаимодействия. Обоснован универсальный характер данной модели в качестве средства организации сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности в любой региональной системе образования.
- 1
- 2