В статье предпринята попытка определить место и роль государственного языка в формировании общероссийской гражданской идентичности, а также проследить связь гражданского самосознания с доверием граждан к институтам государственной власти. Сравнительный анализ различных видов идентичностей показал, что в их формировании и устойчивости определяющую роль играет язык. Также язык является одним из средств установления отношений доверия - недоверия между их участниками. Единство политической нации, доверие населения к представителям национальной элиты возможно только при наличии в обществе национальной (гражданской) идентичности, одна из предпосылок формирования которых связана с государственным языком. Употребление термина «государственный язык» часто соотносится с разными понятиями, порождая путаницу и неопределенность относительно его содержания. Анализируя причины и цели установления государственного языка, соотнося этот термин с терминами, которые используются в других языках, обобщая высказанные в научной литературе мнения, авторы статьи приходят к выводу, что государственный язык - это правовая, а не лингвистическая категория. Государственный язык - это правовой статус, придаваемый определенному языку в целях обеспечения единства политической нации (государства), создания единого общественного коммуникативного и культурного пространства вместе с установлением формализованных правил, соблюдение которых обязательно в нормативно определенных сферах. Это пространство не ограничивается только взаимодействием с государством, а охватывает гораздо бóльший круг социальных коммуникаций. Государственный язык, выполняя целый комплекс специфических функций (информативную, интегративную, управленческую, политическую и ряд других), не может быть признан в качестве социального диалекта или жанра языка. Функции обеспечения общего коммуникативного пространства государственный язык выполняет, обращаясь к лингвистической категории «стандартного» (литературного) языка, исходя из того, что именно эта часть национального языка может обеспечить эффективную коммуникацию между представителями разных этнических сообществ, входящих в состав населения государства. Указанные характеристики государственного языка должны учитываться при его изучении в образовательных учреждениях, и в первую очередь в средних школах. Образовательные стандарты, программы и другие нормативно-методические документы должны учитывать необходимость освоения правил функционирования государственного языка, что в настоящее время обеспечивается не в полной мере.