Научный архив: статьи

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ РКП(Б) С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1918-1922) (2025)

Агитационно-пропагандистская работа Российской коммунистической партии (большевиков) в годы Гражданской войны и иностранной интервенции играла ключевую роль не только в укреплении власти и мобилизации населения, но и в идеологической борьбе и военных победах. В условиях ожесточенного противостояния с белыми армиями и интервентами к различным категориям населения применялись разные формы и методы агитации и пропаганды. Делается вывод, что агитационно-пропагандистская работа среди красноармейцев (включая нерусских красноармейцев-интернационалистов), рабочих, крестьян, не русскоязычных жителей России, белогвардейцев и интервентов стала не просто инструментом влияния, а фактором выживания советской власти и победы над врагами. Современная международная обстановка, проведение специальной военной операции побуждают нас обращаться к положительной практике ведения агитационно-пропагандистской работы РКП(б) в период Гражданской войны, чтобы эффективно использовать ее богатый опыт в современной информационной войне с нашими идейными противниками в целях укрепления национальной безопасности, консолидации российского общества, сохранения национального культурного наследия.

Издание: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): Цзоу Чжипэн, Никитин А. В.
Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ PR-СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖАНРОВ В ИНТЕРНЕТЕ (2025)

Статья посвящена исследованию жанрового разнообразия PR-текстов в цифровой среде и их применению в бизнес-коммуникациях. В ней проводится комплексный анализ особенностей формирования типологии PR-материалов в интернет-пространстве, рассматриваются специфические характеристики различных жанровых форм и модели их использования в онлайн-коммуникациях. Особое внимание уделяется разработке эффективной стратегии публикационной деятельности PR-служб в интернет-пространстве. Авторы предлагают оригинальную иерархию наиболее востребованных жанров PR-текстов для малого бизнеса и выявляют ключевую особенность современных PR-материалов - их жанровый полиформизм. Исследование направлено на практическое применение полученных результатов в деятельности PR-специалистов и может быть полезно как теоретикам, так и практикам в области корпоративных коммуникаций.

Издание: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Автор(ы): Никитин А. В., ОРЛОВА А.В.
Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2025)

В статье предпринята попытка определить место и роль государственного языка в формировании общероссийской гражданской идентичности, а также проследить связь гражданского самосознания с доверием граждан к институтам государственной власти. Сравнительный анализ различных видов идентичностей показал, что в их формировании и устойчивости определяющую роль играет язык. Также язык является одним из средств установления отношений доверия - недоверия между их участниками. Единство политической нации, доверие населения к представителям национальной элиты возможно только при наличии в обществе национальной (гражданской) идентичности, одна из предпосылок формирования которых связана с государственным языком. Употребление термина «государственный язык» часто соотносится с разными понятиями, порождая путаницу и неопределенность относительно его содержания. Анализируя причины и цели установления государственного языка, соотнося этот термин с терминами, которые используются в других языках, обобщая высказанные в научной литературе мнения, авторы статьи приходят к выводу, что государственный язык - это правовая, а не лингвистическая категория. Государственный язык - это правовой статус, придаваемый определенному языку в целях обеспечения единства политической нации (государства), создания единого общественного коммуникативного и культурного пространства вместе с установлением формализованных правил, соблюдение которых обязательно в нормативно определенных сферах. Это пространство не ограничивается только взаимодействием с государством, а охватывает гораздо бóльший круг социальных коммуникаций. Государственный язык, выполняя целый комплекс специфических функций (информативную, интегративную, управленческую, политическую и ряд других), не может быть признан в качестве социального диалекта или жанра языка. Функции обеспечения общего коммуникативного пространства государственный язык выполняет, обращаясь к лингвистической категории «стандартного» (литературного) языка, исходя из того, что именно эта часть национального языка может обеспечить эффективную коммуникацию между представителями разных этнических сообществ, входящих в состав населения государства. Указанные характеристики государственного языка должны учитываться при его изучении в образовательных учреждениях, и в первую очередь в средних школах. Образовательные стандарты, программы и другие нормативно-методические документы должны учитывать необходимость освоения правил функционирования государственного языка, что в настоящее время обеспечивается не в полной мере.

Издание: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Автор(ы): Никитин А. В., САВРУЦКАЯ Е.П., Устинкин Сергей Васильевич
Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ РКП(Б) С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1918-1922) (2025)

Агитационно-пропагандистская работа Российской коммунистической партии (большевиков) в годы Гражданской войны и иностранной интервенции играла ключевую роль не только в укреплении власти и мобилизации населения, но и в идеологической борьбе и военных победах. В условиях ожесточенного противостояния с белыми армиями и интервентами к различным категориям населения применялись разные формы и методы агитации и пропаганды. Делается вывод, что агитационно-пропагандистская работа среди красноармейцев (включая нерусских красноармейцев-интернационалистов), рабочих, крестьян, не русскоязычных жителей России, белогвардейцев и интервентов стала не просто инструментом влияния, а фактором выживания советской власти и победы над врагами. Современная международная обстановка, проведение специальной военной операции побуждают нас обращаться к положительной практике ведения агитационно-пропагандистской работы РКП(б) в период Гражданской войны, чтобы эффективно использовать ее богатый опыт в современной информационной войне с нашими идейными противниками в целях укрепления национальной безопасности, консолидации российского общества, сохранения национального культурного наследия.

Издание: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 3 (11) (2025)
Автор(ы): Цзоу Чжипэн, Никитин А. В.
Сохранить в закладках