В настоящее время актуальным представляется формирование репрезентативной источниковой базы по истории военно-подготовительных учебных заведений Азиатской России на протяжении XIX – первой четверти XXI в. Цель – выявить сложный и противоречивый процесс основания Оренбургского Неплюевского военного училища, растянувшийся на всю первую четверть XIX в. Работа подготовлена на основе широкой источниковой базы: в ряде случаев впервые введенных в научный оборот документах, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного исторического архива, а также опубликованных источниках. Исследование реализовано с методологической позиции системного подхода с применением общенаучных и специальных исторических методов: историко-хронологического, историко-генетического, историко-сравнительного, метода структурно-функционального анализа. Охарактеризована процедура создания учебного заведения, уточнены причины, предпосылки и механизм его открытия, определен вклад оренбургских военных губернаторов в этот процесс. Выявлен первый штатный состав учебного заведения. Представлен первый набор его воспитанников: уникальность учреждения определял его интернациональный характер – в него были приняты в том числе сыновья среднеазиатской знати. Уточнена структура финансового обеспечения училища. Особое внимание уделено содержанию учебного процесса, определению его особенностей: преподавание восточных и европейских языков составляло одну из главных задач обучения. Специфику образования определяли задачи, стоявшие перед учреждением: подготовка не только офицеров для иррегулярных казачьих войск, но и переводчиков для Оренбургской пограничной комиссии как органа международных отношений России с тюркскими народами Средней Азии. Доказано, что основание учебного заведения сыграло важнейшую роль как в просвещении инородческого населения региона, так и в формировании его национальной интеллигенции, а посредством этого – в закреплении российского влияния в Средне-Азиатском регионе. Сделан вывод о значении открытия учреждения как значимом шаге на пути развития Российской империи в качестве евразийской державы. Определено, что Оренбургское военное училище стало точкой опоры становления военного образования во всей азиатской части государства, заложило основы формирования кадрового офицерского, чиновного и учительского корпуса Азиатской России.
Актуальность исследования обусловлена 200-летним юбилеем военного образования на Урале. Сообщается, что 2 января 1825 года открылось Оренбургское Неплюевское военное училище, заложившее основы военного образования в этом стратегически значимом регионе России. В статье анализируется развитие учебного заведения в период первой половины 1840-х годов: от утверждения «Положения об Оренбургском Неплюевском военном училище» в 1840 году до его переименования в кадетский корпус в 1844 году. На указанном этапе, во-первых, характеризуется состояние кадров учреждения, во-вторых, определяется специфика состава воспитанников и их обучения в соответствии с положением 1840 года. Автор статьи отмечает, что, несмотря на провинциальный характер Оренбурга, определявший сложность подбора высококвалифицированных кадров, штатный состав учебного заведения следует признать одной из его сильных сторон. Подчеркивается, что Положение об училище 1840 года учитывало его региональную специфику, способствовало его дальнейшему развитию и в конечном счете вхождению в славное семейство кадетских корпусов Российской империи. Установлено, что из стен учреждения вышли выпускники, сыгравшие значимую роль в различных сферах общественной жизни не только Оренбуржья, но и страны в целом.