К вопросу об участниках проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений (2025)

Предметом исследования настоящей статьи являются закономерности определения и выбора правоприменителем субъектного состава проверки показаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автором особое внимание уделяется исследованию проблем, связанных с определением оптимального субъектного состава проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автор рассматривает различные подходы к решению данных проблем, изучая нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и стран СНГ, а также анализируя судебную практику и специальную литературу по данному вопросу. Особое внимание уделяется тому, какую помощь может оказать каждый из анализируемых участников правоприменителю именно при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Цель исследования заключается в выработке практических рекомендаций для правоприменителей по формированию рационального субъектного состава следственного действия. Методологическую основу исследования составили: метод критического анализа, метод правового моделирования, сравнительно-правовой метод и метод наблюдения. Научная новизна исследования заключается в том, что автором рассматриваются участники проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автором обобщён новый материал по исследуемой теме: данные официальной статистики о состоянии аварийности за четыре месяца 2025 года и данные официальной статистики о состоянии преступности за 2023, 2024 годы и четыре месяца 2025 года, примеры из судебной практики за октябрь и ноябрь 2024 года, а также использован авторский опыт по расследованию дорожно-транспортных преступлений. Основными выводами научного исследования являются: во-первых, анализ нормативного регулирования субъектного состава проверки показаний на месте в российском и зарубежном уголовно-процессуальном законодательстве; во-вторых, выделение ключевых участников и определение их роли в достижении целей и задач этого следственного действия; в-третьих, вывод о необходимости привлечения участников, исходя из той помощи, которую каждый из них может оказать правоприменителю при расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ И СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Пинчук Левон Викторович
Сохранить в закладках
Задачи проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений (2025)

Предмет исследования: закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств в ходе производства проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Выявляя данные закономерности автором подчеркивается практическая важность уяснения правоприменителем задач проверки показаний на месте, поскольку это позволяет правоприменителю правильно осуществлять планирование и подготовку этого следственного действия при расследовании данной категории уголовных дел. Особое внимание уделяется тем возможным следственным ситуациям, при которых каждая из рассматриваемых задач может быть востребована правоприменителем именно при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автор проводит анализ литературных источников с установлением наиболее оптимального перечня задач этого следственного действия, обращается к уголовно-процессуальному законодательству России и стран Содружества независимых государств (СНГ), а также к материалам судебной практики. Методологическая основа исследования: метод критического анализа (изучались какие задачи проверки показаний на месте выделяют разные авторы), метод правового моделирования (анализ статьи 194 УПК РФ), сравнительно-правовой метод (анализировалось уголовно-процессуальное законодательство стран СНГ) и метод наблюдения (автор использовал данные официальной статистики, а также примеры из судебной практики). Научная новизна исследования: автором на монографическом уровне рассматриваются задачи проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений при отсутствии подобных исследований за последние двадцать лет. Автором обобщен новый материал по теме: данные официальной статистики за 2023 и 2024 годы, примеры из судебной практики за 2024 год, а также использован авторский опыт по расследованию дорожно-транспортных преступлений в должности следователя. Основные выводы исследования: во-первых, выводы о выделении конкретных задач проверки показаний на месте в результате анализа литературы и уголовно-процессуального законодательства, например, такой задачи как определение объективной обстановки на месте происшедшего события; во-вторых, выводы об авторских формулировках некоторых выделяемых задач, например, поиск проверяемым лицом следов, предметов и документов; в-третьих, вывод о необходимости группировки всех рассмотренных задач, исходя из их значимости при расследовании дорожно-транспортных преступлений и текущего законодательного регулирования в УПК РФ на основные и дополнительные.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Пинчук Левон Викторович
Сохранить в закладках