Введение. Современное глобализированное общество требует от образовательных систем гибкости и способности быстро адаптироваться к изменениям в экономике и на рынке труда. В этом контексте сотрудничество между Россией и Китаем в области профессионального образования приобретает все большее значение.
Постановка задачи. Цель исследования – выявить ключевые направления, проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества в данном сегменте. Задача – выявить основные формы кооперации РФ и КНР в области профессионального образования.
Методика и методология исследования. С использованием большого массива фактологических данных и источников на китайском языке рассмотрены тенденции России и Китая в профессиональном образовании.
Результаты. Профессиональное обучение в России и Китае продолжает развиваться, и совместные инициативы свидетельствуют о стремлении стран укрепить свои позиции на образовательной арене, расширяя сферу сотрудничества и создавая новые возможности для будущих специалистов. Эта кооперация охватывает не только традиционные академические обмены, но и более практические аспекты, такие как стажировки, совместные исследовательские проекты и интеграция лучших практик в обучение. Страны активно обмениваются визитами, создают новые платформы и форматы взаимодействия.
Выводы. Подобное сотрудничество между странами способствуют продвижению гуманитарных обменов между Россией и Китаем.
Введение. В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять больше внимания развитию профессионального среднего и высшего образования. Помимо роста и развития этого направления внутри страны постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене Китай начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж.
Постановка задачи. Цель исследования – выявить особенности продвижения Китаем своего образования за границей, задача – рассмотреть основные формы экспорта китайского профессионального образования в зарубежные страны.
Методика и методология исследования. С помощью общих методов научного познания и с использованием большого массива фактологических данных и источников на китайском языке рассмотрены тенденции распространения китайского профессионального образования в мире.
Результаты. Китай открыл новую страницу в развитии профессионального образования как внутри страны, так и экспериментируя с новыми форматами международного сотрудничества в этом сегменте образования. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н. э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальностями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек. После успешного запуска мастерских Лу Баня различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др.
Выводы. Подобные проекты, охватывающие сегодня как страны Шанхайской организации сотрудничества, так и участников инициативы «Один пояс, один путь», создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.
В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять все больше внимания развитию не только базового и высшего образования, но и тех сегментов обучения, которые ранее находились в тени. К ним можно отнести и сферу профессиональ-ного среднего и высшего образования. Вслед за увеличением спроса на специалистов технического профиля, ростом безработицы среди выпускников ВУЗов, стало очевидно, что необходимо диверсифицировать каналы обучения, предоставив трудоспособному населению выбирать более конкурентоспособные направления. За прошедшие пять лет была проделана большая работа по совершенствованию работы всей системы профессионального образования и популяризации соответствующих специальностей среди молодежи и взрослого населения. Помимо роста и развития направления внутри страны, постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене, КНР начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н.э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальнос-тями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек [Гунцзянь «И дай и лу»: гоуцзянь жэньлэй минъюнь гунтунти… 2023]. После успешного запуска мастерских Лу Баня, различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др. Экспорт профессионального образования охватывает как страны ШОС, так и участников инициативы «Один пояс/ один путь». Подобные проекты создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.