РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАУЧЕНИЯ (2025)

Контекст и актуальность. Визуальное пространственное статистическое обучение - способность не пренебрегать правилами, связанными с расположением предметов друг другом относительно друг друга. Если соблюдать правила относительно легковесных объектов, то обучение может содержать информацию о целом множестве или о некоторых его подмножествах, например, в сложных связях между элементами. Согласно выводам, проведенным ранее исследованиями, при создании глобальной информации происходит блокировка информации о подструктурах и, наоборот, формирование информации о подструктуре приводит к блокировке информации о целом множестве.

Цель. Нарисовалась интересная ситуация, когда внимание направляется на одни элементы чаще, чем на другие. В эксперименте проверялось, сохраняется ли в данном случае информация обо всех множестве элементов или усвоится только то подмножество, на которое чаще всего направлялось внимание.

Методы и материалы. Испытуемые (N = 104) выполняют задачу определения целевого элемента конфигурации. Часто внимание направляется на разные элементы стимулов, составленных по приведенной схеме, заключенной с помощью инструкций.

Результаты. Было установлено, что полные стимулы и стимулы, состоящие из подмножества элементов, на которые чаще всего направлялось внимание, представляются более знакомыми, чем стимулы с нарушением закономерности.

Выводы. В представленном эксперименте продемонстрирована возможность одновременного установления пространственной информации как о всеобщих обычаях, так и о ее подструктуре. Результаты обсуждаются с точки зрения освещения двух типов статистического обучения - требующего и не требующего участия внимания.

Издание: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 18, № 1 (2025)
Автор(ы): Деева Татьяна Михайловна, Козлов Дмитрий Дмитриевич
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ КОНТЕКСТОВ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВИЗУАЛЬНОГО ПОИСКА В УСЛОВИЯХ ИМПЛИЦИТНОГО НАУЧЕНИЯ (2025)

Цель. В исследовании проверялось предположение о том, что неоднородность (низкая степень сходства) элементов визуального контекста способствует поиску заданной цели в условиях имплицитного усвоения контекстуальных конфигураций. Использовалась задача зрительного поиска: испытуемые должны были обнаружить цель (черное кольцо Ландольта с разрывом справа или слева) среди конфигураций дистракторов двух видов (подобные и несхожие с целью).

Методы и материалы. Испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В качестве основных дистракторов в обеих группах выступали черные кольца Ландольта с разрывом под углом 45º, 135º, 225º или 315º. Вид дополнительных дистракторов отличался: в экспериментальной группе демонстрировались фигуры (треугольники, квадраты, кресты и звезды) разного цвета, в контрольной - белые кольца Ландольта. В обеих группах одни конфигурации дистракторов (контексты) повторялись на протяжении всей процедуры, другие изменялись. Основная процедура включала 24 блока (32 задачи в блоке), которые были сгруппированы в 6 эпох (4 блока в эпохе). Эффекты имплицитного усвоения контекстов оценивались по результатам последней эпохи.

Результаты. Наиболее выраженное контекстуальное влияние на эффективность поиска цели было обнаружено при условии сохранения конфигураций основных и дополнительных дистракторов. При повторении только конфигурации дополнительных дистракторов поиск цели, как в экспериментальной, так и контрольной группах, занимал больше времени, чем при условии изменения обоих контекстов.

Выводы. Этот результат демонстрирует эффект контекстуальной интерференции. В статье приводится интерпретация данного эффекта.

Издание: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 18, № 1 (2025)
Автор(ы): Бурмистров Сергей Николаевич, Агафонов Андрей Юрьевич, Золотухина Анна Анатольевна, Козлов Дмитрий Дмитриевич
Сохранить в закладках