Контекст и актуальность. Визуальное пространственное статистическое обучение - способность не пренебрегать правилами, связанными с расположением предметов друг другом относительно друг друга. Если соблюдать правила относительно легковесных объектов, то обучение может содержать информацию о целом множестве или о некоторых его подмножествах, например, в сложных связях между элементами. Согласно выводам, проведенным ранее исследованиями, при создании глобальной информации происходит блокировка информации о подструктурах и, наоборот, формирование информации о подструктуре приводит к блокировке информации о целом множестве.
Цель. Нарисовалась интересная ситуация, когда внимание направляется на одни элементы чаще, чем на другие. В эксперименте проверялось, сохраняется ли в данном случае информация обо всех множестве элементов или усвоится только то подмножество, на которое чаще всего направлялось внимание.
Методы и материалы. Испытуемые (N = 104) выполняют задачу определения целевого элемента конфигурации. Часто внимание направляется на разные элементы стимулов, составленных по приведенной схеме, заключенной с помощью инструкций.
Результаты. Было установлено, что полные стимулы и стимулы, состоящие из подмножества элементов, на которые чаще всего направлялось внимание, представляются более знакомыми, чем стимулы с нарушением закономерности.
Выводы. В представленном эксперименте продемонстрирована возможность одновременного установления пространственной информации как о всеобщих обычаях, так и о ее подструктуре. Результаты обсуждаются с точки зрения освещения двух типов статистического обучения - требующего и не требующего участия внимания.
Идентификаторы и классификаторы
При взаимодействии с окружающей средой человек способен неосознанно выделять и выучивать существующие в ней закономерности. Это явление называют статистическим научением (Conway, 2020; Turk-Browne, 2012). На усвоение закономерностей могут уходить годы или минуты (Turk-Browne, 2012). Выучиваться могут визуальные (Fiser, Aslin, 2001) аудиальные (Saffran, Aslin, Newport, 1996; Saffran et al., 1999) или даже кинестетические (Conway, 2005) паттерны. Статистическое научение происходит непреднамеренно, способность к нему проявляется уже в младенческом возрасте (Saffran, Aslin, Newport, 1996) и c незначительными изменениями сохраняется на протяжении всей жизни (Cox, Aimola Davies, 2022; Herff et al., 2020), но проявляется у разных людей в разной степени (Kidd et al., 2023; Siegelman, Bogaerts, Frost, 2017).
Список литературы
1. Деева, Т.М., Козлов, Д.Д. (2022). Знак или форма? Имплицитное определение пространственной нормы при измерении крупных величин и цифр [Электронный ресурс]. Психологические исследования, 15(82), 4. DOI: 10.54359/ps.v15i1089 EDN: IRJJHD
2. Batterink, LJ, Reber, PJ, Neville, HJ, Paller, KA (2015). Неявный и явный вклад в статистическое обучение. Журнал памяти и языка, 83, 62-78. DOI: 10.1016/j.jml.2015.04.004
3. Bays, BC, Turk-Browne, NB, Seitz, AR (2015). Диссоциативные поведенческие результаты визуального статистического обучения. Visual Cognition, 23(9-10), 1072-1097. DOI: 10.1080/13506285.2016.1139647
4. Брэди, ТФ, Чун, ММ (2007). Пространственные ограничения обучения визуальному поиску: моделирование контекстных подсказок. Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность, 33(4), 798-815. DOI: 10.1037/0096-1523.33.4.798
5. Chun, MM, Jiang, Y. (1998). Контекстуальная подсказка: неявное обучение и память визуального контекста направляют пространственное внимание. Когнитивная психология, 36(1), 28-71. DOI: 10.1006/cogp.1998.0681 EDN: GTGCUL
6. Conway, CM (2020). Как мозг изучает структуру окружающей среды? Десять основных принципов понимания нейрокогнитивных механизмов статистического обучения. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 112, 279-299. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2020.01.032 EDN: YXVQII
7. Conway, CM, Christiansen, MH (2005). Статистическое обучение тактильным, визуальным и слуховым последовательностям с ограничениями по модальности. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 31, 24-39. DOI: 10.1037/0278-7393.31.1.24
8. Кокс, JA, Аймола Дэвис, AM (2022). Возрастные различия в визуальном статистическом обучении: исследование эффектов избирательного внимания и категории стимулов. Психология и старение, 37(6), 698-714. https://doi.org/pag0000697. EDN: TLOOJY
9. Дейл, Р., Дюран, Н., Морхед Р. (2012). Прогнозирование в ходе статистического обучения и последствия для неявного/явного разделения. Достижения в когнитивной психологии, 8(2), 196-209. DOI: 10.5709/acp-0115-z
10. de Diego-Balaguer, R., Martinez-Alvarez, A., Pons, F. (2016). Временное внимание как основа для развития языка. Frontiers in psychology, 7, 44. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00044
11. Деруст, Н., Соетенс, Э. (2006). Пространственная обработка и обучение последовательностям восприятия в задачах SRT. Экспериментальная психология, 53(1), 16-30. DOI: 10.1027/1618-3169.53.1.16
12. Эндресс, АД, Мелер, Дж. (2009). Удивительная сила статистического обучения: когда фрагментарное знание приводит к ложным воспоминаниям о неуслышанных словах. Журнал памяти и языка, 60(3), 351-367. DOI: 10.1016/j.jml.2008.10.003
13. Fiser, J., Aslin, RN (2005). Кодирование многоэлементных сцен: статистическое обучение иерархий визуальных признаков. Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения, 134(4), 521. DOI: 10.1037/0096-3445.134.4.521
14. Fiser, J., Aslin, RN (2002). Статистическое обучение временной структуре высшего порядка из последовательностей визуальных форм. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 28(3), 458-467. DOI: 10.1037/0278-7393.28.3.458 EDN: GXKGYP
15. Fiser J., Aslin RN (2001). Неконтролируемое статистическое обучение пространственных структур высшего порядка из визуальных сцен. Psychological Science, 12, 499-504. DOI: 10.1111/1467-9280.00392 EDN: GJOQHR
16. Франко, А., Дестребекц, А. (2012). Разделение на части или нет? Как мы находим слова при изучении искусственного языка? Достижения в когнитивной психологии, 8(2), 144-154. DOI: 10.5709/acp-0111-3 ▼ Контекст
17. Gao, Y., Theeuwes, J. (2020). Независимые эффекты статистического обучения и внимания сверху вниз. Внимание, восприятие и психофизика, 82(8), 3895-3906. DOI: 10.3758/s13414-020-02115-x EDN: HWLZQL
18. Гейер, Т., Цехетлейтнер, М., Мюллер, Х. Дж. (2010). Контекстуальная подсказка всплывающего визуального поиска: когда контекст направляет распределение внимания. Журнал Vision, 10(5), 20. DOI: 10.1167/10.5.20
19. Goujon, A., Didierjean, A., Thorpe, S. (2015). Исследование неявных статистических механизмов обучения с помощью контекстных подсказок. Тенденции в когнитивных науках, 19(9), 524-533. DOI: 10.1016/j.tics.2015.07.009
20. Хендрикс, МА, Конвей, КМ, Келлог, Р.Т. (2013). Использование методологии двойного задания для отделения автоматических от неавтоматических процессов, вовлеченных в обучение искусственной грамматике. Журнал экспериментальной психологии. Обучение, память, познание, 39(5), 1491-1500. DOI: 10.1037/a0032974
21. Herff, SA, Zhen, S., Yu, R., Agres, KR (2020). Возрастные статистические траектории обучения выявляют различия в весе информации. Психология и старение, 35(8), 1090. DOI: 10.1037/pag0000567 EDN: XSUQVA
22. Химбергер, К. Д., Финн, А. С., Хани, К. Дж. (2022). Об автоматизме визуального статистического обучения. bioRxiv, 07. DOI: 10.1101/2022.07.04.498716
23. Jiang, Y., Leung, AW (2005). Неявное обучение игнорируемому визуальному контексту. Psychonomic Bulletin and Review, 12, 100-106. DOI: 10.3758/BF03196353 EDN: PSOPVE
24. Keele, SW, Ivry, R., Mayr, U., Hazeltine, E., Heuer, H. (2003). Когнитивная и нейронная архитектура представления последовательности. Psychological review, 110(2), 316-339. DOI: 10.1037/0033-295X.110.2.316 EDN: GZRDML
25. Кидд, Э., Арчиули, Дж., Кристиансен, М. Х., Смитсон, М. (2023). Источники и последствия индивидуальных различий в статистическом обучении для развития языка. Когнитивное развитие, 66, 101335. DOI: 10.1016/j.cogdev.2023.101335 EDN: RUVTEN
26. Лендьел Г., Надь М., Физер Дж. (2021). Статистически определенные визуальные фрагменты привлекают внимание, основанное на объектах. Природные коммуникации, 12(1), 1-12. DOI: 10.1038/s41467-020-20589-z EDN: LYMQAW
27. Ллерас, А., Фон Мюленен, А. (2004). Пространственный контекст и стратегии «сверху вниз» в визуальном поиске. Пространственное зрение, 17(4-5), 465-482. DOI: 10.1163/1568568041920113
28. Орбан, Г., Фисер, Дж., Аслин, Р. Н., Лендьел, М. (2008). Байесовское обучение визуальных фрагментов людьми-наблюдателями. Труды Национальной академии наук, 105(7), 2745-2750. DOI: 10.1073/pnas.0708424105
29. Perruchet, P., Pacton, S. (2006). Неявное обучение и статистическое обучение: одно явление, два подхода. Trends in Cognitive Sciences, 10, 233-238. DOI: 10.1016/j.tics.2006.03.006
30. Ремиллард, Г. (2008). Неявное обучение смежным и несмежным последовательным зависимостям второго, третьего и четвертого порядка. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 61(3), 400-424. DOI: 10.1080/17470210701210999
31. Rutar, D., de Wolff, E., Kwisthout, J., Hunnius, S. (2022). Статистические механизмы обучения гибки и могут адаптироваться к структурным входным свойствам. Доступно в SSRN 4027230. DOI: 10.21203/rs.3.rs-2402303/v1 EDN: GDAGLQ
32. Saffran, JR, Aslin, RN, Newport, EL (1996). Статистическое обучение 8-месячных младенцев. Science, 274, 1926-1928. DOI: 10.1126/science.274.5294.1926 EDN: CJPPHL
33. Saffran, JR, Johnson, EK, Aslin, RN, Newport, EL (1999). Статистическое обучение последовательностям тонов младенцами и взрослыми. Cognition, 70(1), 27-52. DOI: 10.1016/S0010-0277(98)00075-4
34. Servan-Schreiber, E., Anderson, JR (1990). Изучение искусственных грамматик с помощью конкурентного разделения на части. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 16(4), 592. DOI: 10.1037/0278-7393.16.4.592 EDN: GPOUXZ
35. Siegelman, N., Bogaerts, L., Frost, R. (2017). Измерение индивидуальных различий в статистическом обучении: текущие подводные камни и возможные решения. Методы исследования поведения, 49, 418-432. DOI: 10.3758/s13428-016-0719-z EDN: BXHTQA
36. Siegelman, N., Bogaerts, L., Kronenfeld, O., Frost, R. (2018). Переосмысление «обучения» в статистическом обучении: что онлайн-измерение показывает об усвоении визуальных закономерностей? Cognitive Science, 42, 692-727. DOI: 10.1111/cogs.12556
37. Stoet, G. (2010). PsyToolkit - Программный пакет для программирования психологических экспериментов с использованием Linux. Behavior Research Methods, 42(4), 1096-1104. EDN: RMJFPN
38. Стоет, Г. (2017). PsyToolkit: новый веб-метод для проведения онлайн-опросов и экспериментов по времени реакции. Преподавание психологии, 44(1), 24-31.
39. Теувес, Дж. (2019). Целеустремленный, стимульно-управляемый и исторически-управляемый выбор. Текущее мнение в психологии, 29, 97-101. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.12.024
40. Theeuwes, J., Bogaerts, L., van Moorselaar, D. (2022). Чего ожидать, где и когда: как статистическое обучение управляет визуальным выбором. Trends in Cognitive Sciences, 26(10), 860-872. DOI: 10.1016/j.tics.2022.06.001 EDN: EMHJWE
41. Turk-Browne, NB (2012). Статистическое обучение и его последствия. Влияние внимания, обучения и мотивации на визуальный поиск. Springer, New York, NY, 117-146. DOI: 10.1007/978-1-4614-4794-8_6
42. Turk-Browne, NB, Jungé, JA, Scholl, BJ (2005). Автоматичность визуального статистического обучения. Журнал экспериментальной психологии. Общие сведения, 134(4), 552-564. DOI: 10.1037/0096-3445.134.4.552
43. Turk-Browne, NB, Scholl, BJ, Chun, MM, Johnson, MK (2009). Нейронные свидетельства статистического обучения: эффективное обнаружение визуальных закономерностей без осознания. Журнал когнитивной нейронауки, 21(10), 1934-1945. DOI: 10.1162/jocn.2009.21131
44. Turk-Browne, NB, Scholl, BJ, Johnson, MK, Chun, MM (2010). Неявное перцептивное ожидание, вызванное статистическим обучением. Журнал нейронауки, 30(33), 11177-11187. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0858-10.2010
45. Vickery, TJ, Park, SH, Gupta, J., Berryhill, ME (2018). Задачи определяют, что изучается в визуальном статистическом обучении. Psychonomic Bulletin and Review, 25(5), 1847-1854. DOI: 10.3758/s13423-017-1405-6 EDN: NUOPRE
46. Занг, X., Ассумпсао, Л., Ву, Дж., Се, X., Зинченко, А. (2021). Нерелевантный задаче контекст, усвоенный при быстром показе: избирательное внимание при ассоциативной блокировке. Frontiers in Psychology, 12, 675848. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.675848 EDN: UDIRWJ
47. Чжао, Дж., Нго, Н., Маккендрик, Р., Турк-Браун, Н.Б. (2011). Взаимное вмешательство между восприятием статистических сводок и статистическим обучением. Психологическая наука, 22(9), 1212-1219. DOI: 10.1177/0956797611419304
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Настоящее исследование направлено на оценку эффективности компьютерной программы «Антидепрессия» iCognito, основанной на методах когнитивно-поведенческой терапии и реализованной в формате разговорного агента (чат-бота) на английском языке. Программа разработана как мобильное приложение для массового использования с целью расширения доступа к доказательной психотерапевтической помощи среди русскоязычного населения.
Методы и материалы. Исследование проводилось с участием контрольной группы по выборам лиц с умеренной или тяжелой депрессией (N = 73). Участники исследования взаимодействовали с компьютерной программой «Анти-депрессия» в течение 2 недель.
Результаты. Прохождение программы «Антидепрессия» iCognito связано со снижением уровня депрессии, стресса, тревожности, руминаций и состояния сна, а также с формированием уровня самосострадания, осознанности, позитивной ориентации на решение проблем, самоэффективности, адаптивного поведения и оптимизма; Это воздействие оказалось незначительным в отношении размышлений и негативной ориентации на решение проблем.
Выводы. Эффективность исследования, а также высокая статистика скачивания приложений из открытого доступа, что массовые компьютерные программы, такие как «Антидепрессия», обеспечивают быстрый доступ к психологической помощи.
Контекст и актуальность. Одна из актуальных задач спортивной психологии состоит в разработке виртуальных диагностических тренажеров с включением в них батареи многофакторных хронометрических тестов, направленных на оценку перцептивных и двигательных процессов спортсменов и обладающих высоким уровнем надежности и валидности.
Цель работы состояла в разработке таких тестов для системы виртуальной реальности HTC Vive Pro на базе игровой платформы Unity.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: основную группу составили профессиональные хоккеисты, контрольную группу - студенты (по 14 человек в каждой группе). В качестве зависимой переменной было выбрано латентное время двигательных реакций (ВР) испытуемых на момент появления шайбы на площадке, ВР на начало или на направления ее движения. На двух уровнях варьировались четыре переменные - «Среда» (виртуальная или 2D-монитор), «Расстояние» от шайбы до ворот, «Направление» их движения в левую или правую сторону ворот, а также направление в одну из двух близких «Зон» ворот. Все тесты выполнялись вначале на 2D-мониторе, а затем в виртуальной среде.
Результаты. Показано, что некоторые тестовые показатели обладают высокой критериальной валидностью, т. е. значимо различаются в группе студентов и хоккеистов, а также имеют значимые корреляционные и регрессионные связи с профессиональными показателями хоккеистов. Эти различия и связи объяснялись путем оценивания и сравнения длительности перцептивных и премоторных процессов, таких как восприятие варьируемых характеристик движения шайб и выбор правильных клавиш ответа на эти характеристики. Ретестовая надежность тестовых показателей, полученных в разных средах, оценивалась по коэффициентам их корреляции и у большинства показателей оказалась высокой.
Выводы. Это позволяет при разработке виртуальных диагностических тренажеров проводить инструментальную психодиагностику перцептивных и двигательных процессов спортсменов не только в виртуальной среде, но и «в полевых условиях» с помощью динамичных хронометрических тестов, запускаемых на ноутбуке (без шлема VR).
Контекст и актуальность. На сегодняшний день изучение мозговых коррелятов рабочей памяти (РП) связано с рядом не только теоретических, но и методических трудностей. Во-первых, для оценки РП используются значительно отличающиеся друг от друга задачи. Во-вторых, каждый из методов нейровизуализации имеет свои особенности и ограничения.
Цель. Целью настоящей работы стала систематизация задач, используемых для изучения мозговых коррелятов РП, а также анализ этих методик с точки зрения возможности и целесообразности их параллельного применения в фМРТ- и МЭГ-исследованиях с учетом специфических требований обоих методов.
Методы и материалы. Путем поиска в базе PubMed были выявлены 1505 эмпирических исследований, опубликованных с 1995 по 2023 год, в которых мозговые корреляты РП изучались с применением методов фМРТ и/или МЭГ. В подавляющем большинстве из них (1398) использовался метод фМРТ; в 103 - МЭГ; в 4 статьях применялись оба метода.
Результаты. Анализ показал, что наиболее часто используются такие задачи, как «N шагов назад» (N-back task) и отсроченное сопоставление с эталоном (delayed match-to-sample task), включая задачу Стернберга. В рассмотренных задачах могут использоваться как вербальные (например, буквы, цифры, слова и т. д.), так и невербальные стимулы; их предъявление может происходить в различных модальностях (зрительной, слуховой и даже тактильной или вибротактильной).
Выводы. Описаны особенности данных задач и возможность их реализации в исследованиях с применением фМРТ и МЭГ.
Контекст и актуальность. В статье предлагается описание метода провокативной групповой дискуссии, который был разработан для изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальной группы. Данный метод основан на классическом варианте фокус-групповой дискуссии, предложенном в 50-е годы ХХ века Р. Мертоном и широко применяемом сегодня как для решения практических задач, так и для социологических и социально-психологических исследований.
Методы и материалы. В статье проведен сравнительный анализ обоих методов. Рассмотрены некоторые вопросы валидности и надежности метода провокативной групповой дискуссии на основании полученных ранее эмпирических данных.
Особенность и новизна метода состоит в изменении целей и задач исследования, в принципиально иной стратегии поведения модератора и значительном повышении роли независимых экспертов, анализирующих взаимодействие участников при обсуждении тем, которые вызывают ценностно-аффективную поляризацию группы.
Результаты. Показано, что предлагаемый метод может применяться не только для изучения поляризации группы, но и для исследования влияния поляризации на большие группы респондентов. В частности, привлечение экспертов или так называемых «наблюдателей» (до нескольких сотен) превращает метод в удобный инструмент количественного изучения динамики мнений.
Контекст и актуальность. Существовавшее время перехода к более тесной связи человека и природы (биофилии) меняется на адаптацию к техногенной и урбанизированной среде обитания. Показано, что высокий уровень приверженности биофилии соответствует хорошему настроению, положительным эмоциям и удовлетворенности жизнью. Однако не сложилось пока что общепринятое мнение относительно восприятия природы мужчинами и женщинами. Цель. Выявить значение факторов почвы и планеты в самооценке эмоционального состояния при восприятии природной или техногенной среды. Гипотеза. Женщины характеризуются более выраженной реакцией на влияние как природной, так и техногенной среды, которая приводит к повышению показателя феминности. Методы и материалы. В обучении приняли участие 83 студента разных специальностей университета (M = 21,6, SD = 2,1, 54% женщин). Они просматривали два специально созданных фильма, включающих природную или урбанистическую среду мегаполиса и его окрестностей. Оценку своего эмоционального состояния (валентности, возбуждения и амплитуды состояния) проводят с применением методики «Манекен самооценки» (SAM) и вербальных определителей. Для самооценки отношения к природе используйте методику «Идентификация природы». Выраженность феминных, маскулинных и андрогинных черт обеспечивается согласно «Опроснику полоролевой идентичности» С. Бем. Результаты. Обнаружено преобладание маскулинных черт в группе мужчин с тенденцией к доминированию феминных у женщин при отсутствии значимых признаков в андрогинных показателях полоролевых стереотипов поведения. В зависимости от общего просмотра фильма природное содержание вызывало положительные эмоции, а урбанистически-негативные характеристики, которые возрастали вместе с признаками «идентификации с природой» при больших его значениях у женщин, чем у мужчин, однако при отсутствии учета полых стереотипов поведения. У женщин негативная эмоциональная реакция на техногенные стимулы выражена в большей степени, чем у мужчин, для шкала самооценки возбуждения, печалия и избегания. Выводы. Независимо от полярной эмоциональной точки зрения восприятия и техногенных стимулов, усиливающихся вместе с признаками «идентификация с природой», женщины характеризуются более выраженным негативным отношением к техногенной среде.
Контекст и актуальность. Работа посвящена исследованию кодирования мозгом комплексных стимулов при конфигурационном ассоциативном научении у человека. Поведение, которое основано на восприятии комплексных сигналов, обеспечивает высокую адаптивность человеческой деятельности. При этом на настоящий момент знания об участии коры больших полушарий в связывании стимульных элементов в воспринимаемую целостную конфигурацию остаются неполными и противоречивыми.
Методы и материалы. Мы использовали четыре элементных разной модальности (два зрительных и два слуховых) и два комплексных мультимодальных стимула, составленные из тех же элементных стимулов. Два стимула (один комплексный и один элементный) сочетали с отрицательным подкреплением (электрокожным раздражением). Задача испытуемого состояла в нажатии кнопки в случае возникновения у него ожидания электрокожного раздражения после предъявления каждого стимула: стимулы предъявлялись в псевдослучайном порядке. В исследовании приняли участие 29 добровольных участников.
Результаты исследования показали, что подкрепление комплексного стимула сопровождается значимым увеличением мощности тета-осцилляций в ответ на этот стимул. Кроме того, выявлено, что кодирование конфигурационной ассоциации вовлекает тета-осцилляции в большей степени в сравнении с элементной ассоциацией. Эти эффекты выявлены в локализациях, указывающих на префронтальную кору, левые дорсолатеральные фронтальные области, правые височные области и теменно-затылочные области.
Выводы. Мы предполагаем, что этот феномен не только является следствием вовлечения гиппокампа в кодирование комплексного стимула, но и свидетельствует об активном взаимодействии между гиппокампом и ассоциативными областями новой коры в процессе научения.
Контекст и актуальность. Сравнительный анализ выраженности атмосферы, стресса и депрессии по четырем группам студентов в 2013, 2018, 2020 и 2022 годах набор проводился с целью эмпирической проверки тезиса о неуклонном росте строгой стадии.
Методы и материалы. Общий объем выборки составил 557 студентов гуманитарных и технических специальностей. Выборка формировалась с учетом возможностей по исследованию результатов событий, произошедших в 2020 и 2022 годах, с целью исключения международных результатов объективно стрессогенных факторов. Исследование проводилось с помощью Шкалы депрессии, атмосферного давления и стресса (шкала депрессии, тревоги и стресса-21, DASS-21), позволяющая провести сравнение с другими вариантами. Совершенно с кемртным исследованием было проведено лонгитюдное исследование.
Результаты. Наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния были выражены у студентов в 2018 году, т. е. е. в период не отмеченными экстраординарными событиями, нарушающими привычный уклад общественного транспорта. Лонгитюдное исследование обнаружило, что в 2020 году, в период действия ограничительных мер в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, число студентов с устойчивыми значимыми проявлениями депрессии и пониженного давления было ниже, чем в 2018 году.
Выводы. В результате проведенного исследования были подтверждены первоначальные выводы о недостаточности эмпирического роста резкого роста эмоциональных явлений у студентов в период самоизоляции и при резком переходе к дистанционному обучению, непрерывного роста последовательных эмоциональных процессов в связи с экстраординарными событиями 2020-2022 годов не определено.
Контекст и актуальность. Основная цель данного исследования - изучить влияние типографики на сербский язык. Типографика относится к способу размещения букв, слов и предложений на странице. Правильное использование типографских функций может значительно улучшить читаемость текста и облегчить его обработку. Выделение жирным шрифтом и интервалы часто используются для выделения важных частей текста, в то время как интервалы между буквами также используются для повышения читаемости и визуальной привлекательности текста.
Цель. В данном исследовании мы хотим выяснить, как упомянутые типографские характеристики влияют на скорость обработки текста на сербском языке, учитывая, что он использует два алфавита - латинский и кириллический.
Методы и материалы. Исследование проводилось на 143 испытуемых, студентах Университета Баня-Луки, которые индивидуально принимали участие в эксперименте. Результаты показывают, что выделение слов жирным шрифтом может сократить время обработки, и такой эффект присутствует в обоих алфавитах. С другой стороны, интервалы между буквами оказывают положительный эффект на обработку только в латинском языке.
Выводы. Эти идеи могут быть полезны для разработки лучших типографских решений в школьных учебниках и других текстовых материалах, чтобы облегчить процесс чтения и понимания текста в обоих алфавитах.
Контекст и актуальность. Работа направлена на исследование самоотношения детей и матерей, учитывающих особенности здоровья, воспитывающих одного или более детей. Приводятся материалы эмпирического исследования, полученные на выборке мужчин и русскоговорящих женщин России.
Цель. Целью исследования было изучение самоотношения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза. Особенности самоотношения родителя с выраженностью наличия здоровья у его ребенка (детей). Методы и материалы. В принятии участия приняли участие респонденты (N = 180) в возрасте от 28 до 45 лет (M = 36,3; SD = 4,80), из которых 50% - женского пола. В мероприятии принимают участие 50% родителей, воспитывающих детей, обладающих особенностями здоровья.
Использовались методики: методика типа эмоционального воздействия на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко, опросник самоотношения В. В Столина, С. Р. Пантилеева и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
Результаты. У родителей детей с ОВЗ имеется графическая характеристика в показателях глобального самоотношения, интереса к своей личности, саморуководства, последовательности в своих действиях и поступках, обвинения себя, а также понимание себя у них выше, чем у родителей здоровых детей.
Выводы. Показано, что родители детей с ОВЗ склонны ожидать от других негативного отношения к себе, они не уверены в себе, им свойственна склонность придавать негативный смысл стимулам внешней среды и заострять свое внимание на окружающих.
Контекст и актуальность. Метакогнитивные подсказки, как вид воздействия на процесс решения мыслительных задач, в последнее время стали применяться в исследованиях сравнительно. И в настоящее время специфика их работы, в частности по решению задач «9 точек», изучена недостаточно.
Цель. Выявить специфику медицинских метакогнитивных подсказок по процессу мышления решения задачи «9 точек». Гипотезы. Предъявляемые перед судом метакогнитивные подсказки наблюдают за проявлениями Диптихов и контроля естественных мыслительных процессов, а также положительно влияют на эффективность решения задачи «9 точек».
Методы и материалы. В процессе принятия участие приняли 60 испытуемых (M = 20,5; SD = 1,6; 70% женщин), которые были разделены на две основные группы: с метакогнитивными подсказками (экспериментальная группа) и без метакогнитивных подсказок (контрольная группа). Обучение процессу решения задачи «9 точек» осуществлялось с помощью метода рассуждения вслух и последующего анализа вербальных протоколов.
Результаты. Испытуемые экспериментальной группы часто прибегали к мониторингу и контролю над естественными процессами, что постоянно увеличивало количество предложений о собственных процессных решениях. При этом не было выявлено значимых показателей между испытуемыми экспериментальной и контрольной группами по успешному решению задачи «9 точек». Выводы. Показано, что метакогнитивные подсказки увеличивают количество метакогнитивных операций, что отражается в вербализации, но при этом не повышают успешность решения задачи «9 точек».
Контекст и актуальность. Задача слежения за движущимися объектами широко используется для оценки профессиональных способностей. В связи с этим важно понимать, какие процессы лежат в основе ее выполнения и определяют межиндивидуальные различия результатов. В работе выполнены обобщение и систематизация существующих представлений о психологических механизмах слежения за движущимися объектами. Представления о механизмах. Несмотря на отсутствие однозначного понимания того, как именно происходит связывание объектов с их репрезентациями и обновление информации об изменении местоположения во время слежения, можно говорить о том, что данный процесс обеспечивается вниманием при возможном участии пространственной рабочей памяти. Во время слежения возможна группировка целей в единый объект, и этот процесс имеет особенности, характерные для каждого из полушарий, в значительной степени независимо обрабатывающих информацию из разных полуполей зрения. Вопрос о том, одновременно или последовательно обновляется информация об объектах, остается дискуссионным, но допускается участие обоих механизмов во взаимодействии друг с другом. Также установлено динамическое перераспределение ресурсов внимания области, где объекты имеют наибольшую вероятность быть потерянными.
Выводы. Выделены параметры задачи, накладывающие ограничения на точность слежения за движущимися объектами. Обсуждаются перспективы прикладных исследований межиндивидуальных различий слежения за движущимися объектами.
Контекст и актуальность. Формирование оптимальных паттернов обработки визуальной информации в дошкольном возрасте является важным условием эффективного развития в академической и социальной сферах.
Цель. Выявить взаимосвязи между особенностями обработки визуальной информации дошкольниками разного возраста и регуляторными функциями. Гипотеза. Уровень развития регуляторных функций вносит значимый вклад в особенности стратегий движения глаз у дошкольников разного возраста.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 34 дошкольника 4-5 лет (средний возраст - 4,3 года) и 28 дошкольников 6-7 лет (средний возраст - 6,3 лет). У участников исследования были продиагностированы регуляторные функции с помощью субтестов NEPSY-II, а также методик «Сортировка карточек по изменяемому признаку» и «Линия». Далее дошкольники проходили 3 пробы на выбор наиболее предпочитаемой игрушки из предлагаемых на экране ноутбука. В рамках каждой пробы фиксировалась глазодвигательная активность детей с помощью стационарного айтрекера GP3.
Результаты. Результаты исследования показали, что для дошкольников 6-7 лет характерна более сокращенная и свернутая стратегия движения глаз со сконцентрированными, релевантными фиксациями на целевых областях, чем для дошкольников 4-5 лет. Выявлено, что данные особенности обработки визуальной информации связаны с развитием слухоречевой рабочей памятью, когнитивной гибкостью и когнитивным сдерживающим контролем. При этом высокий уровень развития когнитивной гибкости является предиктором более оптимальных стратегий вне зависимости от возраста.
Выводы. Полученные результаты указывают на возможность формирования и коррекции стратегий движения глаз у дошкольников через развитие регуляторных функций, в частности когнитивной гибкости. Исследование открывает перспективы для разработки упражнений и психолого-педагогических программ развития зрительного восприятия.
Цель. В исследовании проверялось предположение о том, что неоднородность (низкая степень сходства) элементов визуального контекста способствует поиску заданной цели в условиях имплицитного усвоения контекстуальных конфигураций. Использовалась задача зрительного поиска: испытуемые должны были обнаружить цель (черное кольцо Ландольта с разрывом справа или слева) среди конфигураций дистракторов двух видов (подобные и несхожие с целью).
Методы и материалы. Испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В качестве основных дистракторов в обеих группах выступали черные кольца Ландольта с разрывом под углом 45º, 135º, 225º или 315º. Вид дополнительных дистракторов отличался: в экспериментальной группе демонстрировались фигуры (треугольники, квадраты, кресты и звезды) разного цвета, в контрольной - белые кольца Ландольта. В обеих группах одни конфигурации дистракторов (контексты) повторялись на протяжении всей процедуры, другие изменялись. Основная процедура включала 24 блока (32 задачи в блоке), которые были сгруппированы в 6 эпох (4 блока в эпохе). Эффекты имплицитного усвоения контекстов оценивались по результатам последней эпохи.
Результаты. Наиболее выраженное контекстуальное влияние на эффективность поиска цели было обнаружено при условии сохранения конфигураций основных и дополнительных дистракторов. При повторении только конфигурации дополнительных дистракторов поиск цели, как в экспериментальной, так и контрольной группах, занимал больше времени, чем при условии изменения обоих контекстов.
Выводы. Этот результат демонстрирует эффект контекстуальной интерференции. В статье приводится интерпретация данного эффекта.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/