Статья: АНАЛИЗ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ КОНФИГУРАЦИОННОМ НАУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ (2025)

Читать онлайн

Контекст и актуальность. Работа посвящена исследованию кодирования мозгом комплексных стимулов при конфигурационном ассоциативном научении у человека. Поведение, которое основано на восприятии комплексных сигналов, обеспечивает высокую адаптивность человеческой деятельности. При этом на настоящий момент знания об участии коры больших полушарий в связывании стимульных элементов в воспринимаемую целостную конфигурацию остаются неполными и противоречивыми.

Методы и материалы. Мы использовали четыре элементных разной модальности (два зрительных и два слуховых) и два комплексных мультимодальных стимула, составленные из тех же элементных стимулов. Два стимула (один комплексный и один элементный) сочетали с отрицательным подкреплением (электрокожным раздражением). Задача испытуемого состояла в нажатии кнопки в случае возникновения у него ожидания электрокожного раздражения после предъявления каждого стимула: стимулы предъявлялись в псевдослучайном порядке. В исследовании приняли участие 29 добровольных участников.

Результаты исследования показали, что подкрепление комплексного стимула сопровождается значимым увеличением мощности тета-осцилляций в ответ на этот стимул. Кроме того, выявлено, что кодирование конфигурационной ассоциации вовлекает тета-осцилляции в большей степени в сравнении с элементной ассоциацией. Эти эффекты выявлены в локализациях, указывающих на префронтальную кору, левые дорсолатеральные фронтальные области, правые височные области и теменно-затылочные области.

Выводы. Мы предполагаем, что этот феномен не только является следствием вовлечения гиппокампа в кодирование комплексного стимула, но и свидетельствует об активном взаимодействии между гиппокампом и ассоциативными областями новой коры в процессе научения.

Ключевые фразы: конфигурационное научение, элементное научение, комплексные стимулы, элементные стимулы, тета-осцилляции, магнитоэнцефалография
Автор (ы): Денисова Елена Валерьевна, Позняк Лариса Алексеевна, Пульцина Кристина Игоревна, Третьякова Вера Дмитриевна, Чернышев Борис Владимирович
Журнал: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
ДЕНИСОВА Е. В., ПОЗНЯК Л. А., ПУЛЬЦИНА К. И., ТРЕТЬЯКОВА В. Д., ЧЕРНЫШЕВ Б. В. АНАЛИЗ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ КОНФИГУРАЦИОННОМ НАУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ // ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2025. ТОМ 18, № 1
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (10)