Контекст и актуальность. Настоящее исследование направлено на оценку эффективности компьютерной программы «Антидепрессия» iCognito, основанной на методах когнитивно-поведенческой терапии и реализованной в формате разговорного агента (чат-бота) на английском языке. Программа разработана как мобильное приложение для массового использования с целью расширения доступа к доказательной психотерапевтической помощи среди русскоязычного населения.
Методы и материалы. Исследование проводилось с участием контрольной группы по выборам лиц с умеренной или тяжелой депрессией (N = 73). Участники исследования взаимодействовали с компьютерной программой «Анти-депрессия» в течение 2 недель.
Результаты. Прохождение программы «Антидепрессия» iCognito связано со снижением уровня депрессии, стресса, тревожности, руминаций и состояния сна, а также с формированием уровня самосострадания, осознанности, позитивной ориентации на решение проблем, самоэффективности, адаптивного поведения и оптимизма; Это воздействие оказалось незначительным в отношении размышлений и негативной ориентации на решение проблем.
Выводы. Эффективность исследования, а также высокая статистика скачивания приложений из открытого доступа, что массовые компьютерные программы, такие как «Антидепрессия», обеспечивают быстрый доступ к психологической помощи.
Идентификаторы и классификаторы
Депрессия — это распространенное психическое расстройство, которое эффективно преодолевается психотерапевтическими и фармакологическими методами, однако, согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, до 85% населения в странах с низким и средним уровнем дохода не получают должного лечения из-за отсутствия ресурсов, недостатка квалифицированных специалистов в области здравоохранения и социальной стигматизации, связанной с проблемами психического здоровья (WHO, 2021).
Список литературы
1. Ариас-де ла Торре, Дж., Вилагут, Г., Рональдсон, А., Серрано-Бланко, А., Мартин, В., Петерс, М., Вальдерас, Дж. М., Дреган, А., Алонсо, Дж. (2021). Распространенность и изменчивость текущего депрессивного расстройства в 27 европейских странах: популяционное исследование. Lancet Public Health, 6(10), e729-e738. URL: https://www.thelancet.com/journals/lanpub/article/PIIS2468-2667(21)00047-5/fulltext. DOI: 10.1016/S2468-2667(21)00047-5
2. Арковиц, Х. и Берк, Б. Л. (2008). Мотивационное интервьюирование как интегративная основа для лечения депрессии. В: Х. Арковиц, Х. А. Вестра, В. Р. Миллер, С. Роллник (ред.), Мотивационное интервьюирование в лечении психологических проблем (стр. 145-272). Нью-Йорк: The Guilford Press.
3. Андерссон, Г., Вагнер, Б., Кёйперс, П. (2016). ИКПТ при депрессии. В: Н. Линдефорс, Г. Андерссон, (ред.), Руководящие интернет-лечения в психиатрии (стр. 17-32). Springer International Publishing.
4. Эндрюс, Г., Кейперс, П., Краске, М. Г., МакЭвой, П., Титов, Н. (2010). Компьютерная терапия тревожных и депрессивных расстройств — эффективное, приемлемое и практичное здравоохранение: метаанализ. PLoS One, 5(10), e13196. DOI: 10.1371/journal.pone.0013196 EDN: NZFLBT
5. Баумайстер, Х., Райхлер, Л., Мунцингер, М., Лин, Дж. (2014). Влияние руководства на интернет-интервенции в области психического здоровья - систематический обзор. Интернет-интервенции, 1(4), 205-215. DOI: 10.1016/j.invent.2014.08.003
6. Бек А., Раш Дж., Брайан С. (1987). Когнитивная терапия депрессии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
7. Бергер, Т., Кригер, Т., Суде, К., Мейер, Б., Мэркер, А. (2018). Оценка программы электронного психического здоровья («депрексис») как дополнительного инструмента лечения в психотерапии депрессии: результаты прагматичного рандомизированного контролируемого исследования. J Affect Disord., 227, 455-462. DOI: 10.1016/j.jad.2017.11.021
8. Бикмор, Т., Грубер, А., Пикард, Р. (2005). Установление рабочего альянса компьютера и пациента в автоматизированных вмешательствах по изменению поведения в отношении здоровья. Patient Educ Couns., 59(1), 21-30. DOI: 10.1016/j.pec.2004.09.008
9. Бикмор, Т., Шульман, Д., Инь Л. (2010). Поддержание вовлеченности в долгосрочные интервенции с реляционными агентами. Прикладной искусственный интеллект, 24(6), 648-666.
10. Бернс, Д. (2012). Хорошее самочувствие: новая терапия настроения. Нью-Йорк.
11. Caldeira, C., Chen, Y., Chan, L., Pham, V., Chen, Y., Zheng, K. (2017). Мобильные приложения для отслеживания настроения: анализ функций и отзывов пользователей. AMIA Annu Symp Proc., 16, 495-504.
12. Cohen, S., Kamarck, T., Mermelstein, R. (1983). Глобальная мера воспринимаемого стресса. Журнал здоровья и социального поведения, 24(4), 385-396. DOI: 10.2307/2136404
13. Карлбринг, П., Андерссон, Г., Кёйперс, П., Рипер, Х., Хедман-Лагерлёф, Э. (2018). Интернет- и очная когнитивно-поведенческая терапия при психиатрических и соматических расстройствах: обновленный систематический обзор и метаанализ. Cogn Behav Ther., 47(1), 1-18. DOI: 10.1080/16506073.2017.1401115
14. Коэн, Д. (1988). Статистический анализ мощности для поведенческой науки. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
15. Кук, С., Кудрявцев, АВ, Боброва, Н., Сабурова, Л., Денисова, Д., Малютина, С., Льюис, Г., Леон, ДА (2020). Распространенность симптомов, когда-либо поставлявшихся диагноз и проходивших лечение депрессии и тревожности, и ассоциации с использованием медицинских услуг среди населения в целом в двух российских городах. BMC Psychiatry, 20(1), 537. EDN: AZKVQM
16. Крамер, Э.М., Бок, Р.Д. (1966). Глава VIII: Многомерный анализ. Обзор образовательных исследований, 36(5), 604-617. EDN: JTSIZP
17. D’Zurilla, T., Nezu, A., Maydeu-Olivares, A. (2002). Social Problem-Solving Inventory- Revised (SPSI-R): Manual. Северный Тонаванда, Нью-Йорк: Multi-Health Systems.
18. Дарси, А., Дэниелс, Дж., Сэлинджер, Д., Уикс, П., Робинсон, А. (2021). Доказательства связей на уровне человека, установленных с помощью цифрового разговорного агента: поперечное ретроспективное наблюдательное исследование. JMIR Form Res., 5(5), e27868. DOI: 10.2196/27868 EDN: ZNIBQE
19. Динер, Э. (1984). Субъективное благополучие. Психологический бюллетень, 95(3), 542-575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542
20. Иллс, ТД, Барретт, М.С., Райт, Дж.Х., Тейз, М. (2014). Компьютерная когнитивно-поведенческая терапия депрессии. Психотерапия (Чикаго, Иллинойс), 51(2), 191-197. DOI: 10.1037/a0032406
21. Эллис, А. (2001). Преодоление деструктивных убеждений, чувств и поведения: новые направления рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Нью-Йорк: Prometheus Books.
22. Эйзенбах, Г. (2005). Закон истощения. J Med Internet Res., 7 (1), e11. DOI: 10.2196/jmir.7.1.e11
23. Фейнман, РД (2009). Намерение лечить. В чем вопрос? Питание и метаболизм, 6, 1. DOI: 10.1186/1743-7075-6-1 EDN: GTMFRK
24. Firth, J., Torous, J., Nicholas, J., Carney, R., Pratap, A., Rosenbaum, S., Sarris J. (2017). Эффективность вмешательств в психическое здоровье с использованием смартфонов при симптомах депрессии: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний. Мировая психиатрия: официальный журнал Всемирной психиатрической ассоциации (WPA), 16(3), 287-298. DOI: 10.1002/wps.20472
25. Фицпатрик, КК, Дарси, А., Виерхил, М. (2017). Предоставление когнитивно-поведенческой терапии молодым людям с симптомами депрессии и тревожности с использованием полностью автоматизированного разговорного агента (Woebot): рандомизированное контролируемое исследование. JMIR Ment Health, 4(2), e19. DOI: 10.2196/mental.7785
26. Флеминг, Т., Бавин, Л., Лукассен, М., Стасиак, К., Хопкинс, С., Мерри, С. (2018). За пределами исследования: систематический обзор реального использования и взаимодействия с цифровыми вмешательствами по самопомощи при депрессии, плохом настроении или тревожности. J Med Internet Res., 20(6), e199. DOI: 10.2196/jmir.9275
27. Форушани, П.С., Шнайдер, Дж., Ассарех, Н. (2011). Мета-обзор эффективности компьютеризированной когнитивно-поведенческой терапии при лечении депрессии. BMC Psychiatry, 11, 131. DOI: 10.1186/1471-244X-11-131 EDN: KJZUXN
28. Gaffney, H., Mansell, W., Tai, S. (2019). Conversational Agents in the Treatment of Mental Health: Mixed-Method Systematic Review. JMIR Ment Health, 6(10), e14166. DOI: 10.2196/14166
29. Гилберт, П. (2019). Сострадательный разум (терапия, сфокусированная на сострадании). Лондон: Робинсон.
30. Глобальный обмен данными в области здравоохранения (2019). Распространенность депрессивных расстройств. URL: https://ghdx.healthdata.org/gbd-results-tool.
31. Гупта, СК (2011). Концепция намерения лечить: обзор. Перспективы клинических исследований, 2(3), 109-112. DOI: 10.4103/2229-3485.83221
32. Huberty, CJ, Petoskey, MD (2000). Многомерный дисперсионный и ковариационный анализ. В: HEA Tinsley, SD Brown (ред.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию (стр. 183-208). Нью-Йорк: Academic Press. DOI: 10.1016/B978-012691360-6/50008-2
33. Хьюгет, А., Рао, С., МакГрат, П.Дж., Возни, Л., Уитон, М., Конрод, Дж., Розарио, С. (2016). Систематический обзор когнитивно-поведенческой терапии и приложений поведенческой активации при депрессии. PLoS One, 11(5), e0154248. DOI: 10.1371/journal.pone.0154248
34. Инкстер, Б., Сарда, С., Субраманиан, В. (2018). Управляемый эмпатией, разговорный искусственный интеллект-агент (Wysa) для цифрового психического благополучия: смешанные методы оценки данных в реальном мире. J Mhealth Uhealth, 6(11), e12106. DOI: 10.2196/12106
35. Интеграция психического здоровья в первичную медико-санитарную помощь и платформы услуг на уровне сообщества в Украине (2017). URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/310711509516280173/pdf/120767-WP-Revised-WBGUkraineMentalHealthFINALwebvpdfnov.pdf (просмотрено:04.2022).
36. Дженкинс, Р., Ланкашир, С., МакДэйд, Д., Самышкин, Ю., Грин, С., Уоткинс, Дж., Поташева, А., Никифоров, А., Бобылова, З., Гафуров, В., Голдберг, Д., Хаксли, П., Лукас, Дж., Перчейз, Н., Атун, Р. (2007). Реформа психического здоровья в Российской Федерации: комплексный подход к достижению социальной интеграции и восстановления. Bull World Health Organ., 85(11), 858-866. DOI: 10.2471/BLT.06.039156
37. Кантер, Дж.В., Буш, А.М., Раш, Л.К. (2009). Поведенческая активация: отличительные особенности. Лондон: Рутледж. DOI: 10.4324/9780203876060
38. Кариотаки, Э., Клейбоер, А., Смит, Ф. и др. (2015). Предикторы прекращения лечения в рамках самостоятельных веб-интервенций при депрессии: метаанализ «данных отдельных пациентов». Psychol Med., 45(13), 2717-2726. DOI: 10.1017/S0033291715000665
39. Киршенбаум, Х. (2013). Прояснение ценностей в консультировании и психотерапии: практические стратегии для индивидуальных и групповых настроек. Оксфорд: Oxford University Press.
40. Краснов, ВН, Гурович, И. (2012). История и современное состояние российской психиатрии. International Review of Psychiatry, 24(4), 328-333. DOI: 10.3109/09540261.2012.694857 EDN: RGETFD
41. Kroenke, K., Spitzer, RL, Williams, JB (2001). PHQ-9: валидность краткой меры тяжести депрессии. Журнал общей внутренней медицины, 16(9), 606-613. DOI: 10.1046/j.1525-1497.2001.016009606.x EDN: FPABNP
42. Lackner, RJ, Moore, MT, Minerovic, J., Fresco, DM (2015). Гибкость объяснений и стиль объяснений у клиентов, ищущих лечения с психопатологией оси I. Cognitive Therapy and Research, 39(6), 736-743. DOI: 10.1007/s10608-015-9702-8 EDN: STGPRY
43. Линардон, Дж., Фуллер-Тышкевич, М. (2020). Отсев и приверженность к вмешательствам с использованием смартфона при проблемах с психическим здоровьем: систематический и метааналитический обзор. Журнал консалтинга и клинической психологии, 88(1), 1-13. DOI: 10.1037/ccp0000459 EDN: KHZUAB
44. Марковиц, Дж. К., Вайсман, М. М. (2004). Интерперсональная психотерапия: принципы и применение. Мировая психиатрия: официальный журнал Всемирной психиатрической ассоциации (WPA), 3(3), 136-139.
45. Маршалл, Дж. М., Данстан, Д. А., Бартик, В. (2019). Цифровой психиатр: в поисках приложений, основанных на фактических данных, для лечения тревожности и депрессии. Front Psychiatry, 10,. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00831
46. Маршалл, Дж. М., Данстан, Д. А., Бартик, В. (2020). Эффективность использования мобильных приложений по охране психического здоровья в качестве цифровых антидепрессантов для снижения тревожности и депрессии: протокол для множественного базового индивидуального дизайна. Протоколы исследований JMIR, 9(7), e17159. DOI: 10.2196/17159 EDN: MGTGBE
47. Маккартер, Т. (2008). Обзор депрессии. Американские льготы по здоровью и лекарствам, 1 (3), 44–51.
48. Макманус, С., Беббингтон, П.Е., Дженкинс, Р., Бруга, Т. (2016). Психическое здоровье и благополучие в Англии: исследование психиатрической заболеваемости взрослых 2014 г. Лид, Великобритания: NHS Digital.
49. Муньос, РФ (2010). Использование научно обоснованных интернет-вмешательств для сокращения неравенства в области здравоохранения во всем мире. J Med Internet Res., 12(5), e60. DOI: 10.2196/jmir.1463
50. Нефф К., Гермер К. (2018). Рабочая тетрадь осознанного сострадания к себе: проверенный способ принять себя, развить внутреннюю силу и преуспеть. Нью-Йорк: The Guilford Press.
51. Нерсессова, К. С., Юрчик, Т., Халси, Т. Л. (2019). Различия в убеждениях и установках в отношении депрессии и шизофрении в России и США. Международный журнал социальной психиатрии, 65(5), 388-398. DOI: 10.1177/0020764019850220 EDN: UKPXLW
52. Nezu, A., Nezu, C., D’Zurilla, T. (2012). Терапия решения проблем: руководство по лечению. Нью-Йорк: Springer Publishing Company.
53. Педроса И., Селис-Атенас К., Суарес-Альварес Х., Гарсия-Куэто Э., Муньис Х. (2015). Вопрос для оценки оптимизма: Fiabilidad y videncias de validez. Терапия психологическая, 33(2), 127-138. DOI: 10.4067/S0718-48082015000200007
54. Перейра, Дж., Диас, О. (2019). Использование чат-ботов в сфере здравоохранения для изменения поведения: картографическое исследование. Журнал медицинских систем, 43(5), 135. DOI: 10.1007/s10916-019-1237-1 EDN: BTBVBJ
55. Ку, К., Сас, К., Доден Рокет, К., Доэрти, Г. (2020). Функциональность популярных мобильных приложений для лечения депрессии: систематический поиск и оценка. JMIR Ment Health,7(1), e15321. DOI: 10.2196/15321 EDN: XHYOOC
56. Quirke, E., Klymchuk, V., Suvalo, O., Bakolis, I., Thornicroft, G. (2021). Стигма психического здоровья в Украине: поперечное исследование. Глобальное психическое здоровье (Кембридж, Англия), 8, e11. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/global-mental-health/article/mental-health-stigma-in-ukraine-crosssectional- survey/DD66E53BE822249C13472454A9D5E89E. DOI: 10.1017/gmh.2021.9
57. Raes, F., Pommier, E., Neff, KD, Van Gucht, D. (2011). Построение и факторная валидация краткой формы шкалы самосострадания. Клиническая психология и психотерапия, 18(3), 250-255. DOI: 10.1002/cpp.702
58. Ранганатан, П., Прамеш, К.С., Аггарвал, Р. (2016). Распространенные ошибки в статистическом анализе: анализ «намерение лечить» и анализ «по протоколу». Перспективы клинических исследований, 7(3), 144-146. DOI: 10.4103/2229-3485.184823
59. Ричардс, Д., Ричардсон, Т. (2012). Компьютерные психологические методы лечения депрессии: систематический обзор и метаанализ. Clin Psychol Rev., 32, 329-342. https://doi.org/1016/j.cpr.2012.02.004.
60. Опрос ВФОМ. (2019). Психологическая поддержка и психологи. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14183 (дата просмотра: 09.2021).
61. SAMHSA (2018). Ключевые показатели употребления психоактивных веществ и психического здоровья в Соединенных Штатах: результаты Национального обследования употребления наркотиков и здоровья 2017 года (публикация HHS № SMA 18-5068, серия NSDUH H-53). Роквилл, Мэриленд: Центр статистики и качества поведенческого здоровья, Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и службами психического здоровья. URL: https://www.samhsa.gov/data.
62. Шварцер, Р., Иерусалим, М. (1995). Обобщенная шкала самоэффективности. В: J. Weinman, S. Wright, M. Johnston (ред.), Меры в психологии здоровья: портфолио пользователя. Причинные и контрольные убеждения (стр. 35-37). Виндзор, Великобритания: NFER-NELSON.
63. Сигал, З.В., Уильямс, Дж.МГ., Тисдейл, Дж.Д. (2012). Когнитивная терапия депрессии на основе осознанности (2-е изд.). Нью-Йорк: The Guilford Press.
64. Скокаускас, Н., Хония, Э., ван Ворен, Р., Делеспауль, П., Германавичус, А., Кёкенс, Р., Пинчук, И., Шульце, М., Куценок, И., Херрман, Х., Джавед, А., Сарториус, Н., Торникрофт, Г. (2020). Украинские службы охраны психического здоровья и рекомендации Комитета экспертов Всемирной психиатрической ассоциации. The Lancet Psychiatry,7(9), 738-740. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30344-8 EDN: JGOKIV
65. So, M., Yamaguchi, S., Hashimoto, S., Sado, M., Furukawa, TA, McCrone, P. (2013). Действительно ли компьютеризированная когнитивно-поведенческая терапия полезна при депрессии у взрослых? Мета-аналитическая переоценка ККПТ при депрессии у взрослых с точки зрения клинической реализации и методологической валидности. BMC Psychiatry,13, 113. DOI: 10.1186/1471-244X-13-113 EDN: TPHXCV
66. Spitzer, RL, Kroenke, K., Williams, JB, Löwe, B. (2006). Краткая мера для оценки генерализованного тревожного расстройства: GAD-7. Архивы внутренней медицины, 166(10), 1092-1097. DOI: 10.1001/archinte.166.10.1092
67. Stawarz, K., Preist, C., Tallon, D., Wiles, N., Coyle, D. (2018). Пользовательский опыт приложений когнитивно-поведенческой терапии при депрессии: анализ функциональности приложений и отзывов пользователей. J Med Internet Res., 20(6), e10120. DOI: 10.2196/10120
68. Thase, ME, Wright, JH, Eells, TD, Barrett, MS, Wisniewski, SR, Balasubramani, GK, McCrone, P., Brown, GK (2018). Повышение эффективности психотерапии депрессии: компьютерная терапия против стандартной когнитивно-поведенческой терапии. Am J Psychiatry, 175(3), 242-250. DOI: 10.1176/appi.ajp.2017.17010089
69. Torous, J., Nicholas, J., Larsen, ME, Firth, J., Christensen, H. (2018). Клинический обзор взаимодействия пользователей с приложениями для смартфонов в области психического здоровья: доказательства, теория и улучшения. Evid Based Ment Health, 21(3), 116-119. DOI: 10.1136/eb-2018-102891
70. Treynor, W., Gonzalez, R., Nolen-Hoeksema S. (2003). Переосмысление размышлений: психометрический анализ. Cognitive Therapy and Research, 27(3), 247-259. :1023910315561. DOI: 10.1023/A EDN: EQNJDR
71. Вагнер, Б., Хорн, А.Б., Мэркер, А. (2014). Интернет-интервенция в когнитивно-поведенческой терапии депрессии против очного вмешательства: рандомизированное контролируемое исследование не меньшей эффективности. J Affect Disord., 152-154, 113-121. DOI: 10.1016/j.jad.2013.06.032
72. Уоткинс Э. (2016). Когнитивно-поведенческая терапия депрессии, ориентированная на размышления. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
73. Вебб, К.А., Россо, И.М., Раух, С.Л. (2017). Интернет-когнитивно-поведенческая терапия депрессии: текущий прогресс и будущие направления. Гарвардский обзор психиатрии, 25(3), 114-122. DOI: 10.1097/HRP.00000000000000139
74. Winkler, P., Krupchanka, D., Roberts, T., Kondratova, L., Machů, V., Höschl, C., Sartorius, N., Van Voren, R., Aizberg, O., Bitter, I., Cerga-Pashoja, A., Deljkovic, A., Fanaj, N., Germanavicius, A., Hinkov, H., Hovsepyan, A., Ismayilov, FN, Ivezic, SS, Jarema, M., Jordanova, V., … Thornicroft, G. (2017). Слепое пятно на глобальной карте психического здоровья: обзор 25-летнего развития психиатрической помощи для людей с тяжелыми психическими заболеваниями в Центральной и Восточной Европе. The Lancet Psychiatry, 4(8), 634-642. DOI: 10.1016/S2215-0366(17)30135-9 EDN: YMCLFF
75. База данных Всемирного банка (2020). ВВП на душу населения. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=RU-UA-KZ-BY-EU&name_desc=true (просмотрено: 10.04.2022).
76. ВОЗ (2021 г.). Бюллетень Всемирной организации здравоохранения, 85(11), 821-900. URL: https://www.who.int/bulletin/volumes/85/11/06-039156/en.
77. Всемирная организация здравоохранения (2020). Украина — Специальная инициатива ВОЗ по психическому здоровью. URL: https://www.who.int/publications/m/item/ukraine-who-special-initiative-for-mental-health (просмотрено:04.2022).
78. База данных Всемирной организации здравоохранения (2021). Общая смертность от самоубийств (на 100 000 населения). URL: https://www.who.int/data/gho/data/themes/mortality-and-global-health-estimates# (просмотрено: 07.2021).
79. Райт, Дж. Х., Оуэн, Дж. Дж., Ричардс, Д., Иллс, Т. Д., Ричардсон, Т., Браун, Г. К., Барретт, М., Раску, МА, Полсер, Г., Тазе, М. Э. (2019). Компьютерная когнитивно-поведенческая терапия депрессии: систематический обзор и метаанализ. J Clin Psychiatry, 80(2), 18r12188. DOI: 10.4088/JCP.18r12188
80. Райт, Дж. Х., Мишкинд, М. (2020). Компьютерная когнитивно-поведенческая терапия и мобильные приложения для лечения депрессии: оценка и интеграция в клиническую помощь. Focus (American Psychiatric Publishing), 18(2), 162-168. DOI: 10.1176/appi.focus.20190044
81. Wu, A., Scult, MA, Barnes, ED, Betancourt, JA, Falk, A., Gunning, FM (2021). Приложения для смартфонов при депрессии и тревоге: систематический обзор и метаанализ методов повышения вовлеченности. NPJ digital medicine, 4(1), 20. DOI: 10.1038/s41746-021-00386-8 EDN: BJPPDS
82. Yu, L., Buysse, DJ, Germain, A., Moul, DE, Stover, A., Dodds, NE, Johnston, KL, Pilkonis, PA (2011). Разработка кратких форм из банков элементов нарушений сна и нарушений, связанных со сном PROMIS™. Поведенческая медицина сна, 10(1), 6-24. DOI: 10.1080/15402002.2012.636266
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Одна из актуальных задач спортивной психологии состоит в разработке виртуальных диагностических тренажеров с включением в них батареи многофакторных хронометрических тестов, направленных на оценку перцептивных и двигательных процессов спортсменов и обладающих высоким уровнем надежности и валидности.
Цель работы состояла в разработке таких тестов для системы виртуальной реальности HTC Vive Pro на базе игровой платформы Unity.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: основную группу составили профессиональные хоккеисты, контрольную группу - студенты (по 14 человек в каждой группе). В качестве зависимой переменной было выбрано латентное время двигательных реакций (ВР) испытуемых на момент появления шайбы на площадке, ВР на начало или на направления ее движения. На двух уровнях варьировались четыре переменные - «Среда» (виртуальная или 2D-монитор), «Расстояние» от шайбы до ворот, «Направление» их движения в левую или правую сторону ворот, а также направление в одну из двух близких «Зон» ворот. Все тесты выполнялись вначале на 2D-мониторе, а затем в виртуальной среде.
Результаты. Показано, что некоторые тестовые показатели обладают высокой критериальной валидностью, т. е. значимо различаются в группе студентов и хоккеистов, а также имеют значимые корреляционные и регрессионные связи с профессиональными показателями хоккеистов. Эти различия и связи объяснялись путем оценивания и сравнения длительности перцептивных и премоторных процессов, таких как восприятие варьируемых характеристик движения шайб и выбор правильных клавиш ответа на эти характеристики. Ретестовая надежность тестовых показателей, полученных в разных средах, оценивалась по коэффициентам их корреляции и у большинства показателей оказалась высокой.
Выводы. Это позволяет при разработке виртуальных диагностических тренажеров проводить инструментальную психодиагностику перцептивных и двигательных процессов спортсменов не только в виртуальной среде, но и «в полевых условиях» с помощью динамичных хронометрических тестов, запускаемых на ноутбуке (без шлема VR).
Контекст и актуальность. На сегодняшний день изучение мозговых коррелятов рабочей памяти (РП) связано с рядом не только теоретических, но и методических трудностей. Во-первых, для оценки РП используются значительно отличающиеся друг от друга задачи. Во-вторых, каждый из методов нейровизуализации имеет свои особенности и ограничения.
Цель. Целью настоящей работы стала систематизация задач, используемых для изучения мозговых коррелятов РП, а также анализ этих методик с точки зрения возможности и целесообразности их параллельного применения в фМРТ- и МЭГ-исследованиях с учетом специфических требований обоих методов.
Методы и материалы. Путем поиска в базе PubMed были выявлены 1505 эмпирических исследований, опубликованных с 1995 по 2023 год, в которых мозговые корреляты РП изучались с применением методов фМРТ и/или МЭГ. В подавляющем большинстве из них (1398) использовался метод фМРТ; в 103 - МЭГ; в 4 статьях применялись оба метода.
Результаты. Анализ показал, что наиболее часто используются такие задачи, как «N шагов назад» (N-back task) и отсроченное сопоставление с эталоном (delayed match-to-sample task), включая задачу Стернберга. В рассмотренных задачах могут использоваться как вербальные (например, буквы, цифры, слова и т. д.), так и невербальные стимулы; их предъявление может происходить в различных модальностях (зрительной, слуховой и даже тактильной или вибротактильной).
Выводы. Описаны особенности данных задач и возможность их реализации в исследованиях с применением фМРТ и МЭГ.
Контекст и актуальность. В статье предлагается описание метода провокативной групповой дискуссии, который был разработан для изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальной группы. Данный метод основан на классическом варианте фокус-групповой дискуссии, предложенном в 50-е годы ХХ века Р. Мертоном и широко применяемом сегодня как для решения практических задач, так и для социологических и социально-психологических исследований.
Методы и материалы. В статье проведен сравнительный анализ обоих методов. Рассмотрены некоторые вопросы валидности и надежности метода провокативной групповой дискуссии на основании полученных ранее эмпирических данных.
Особенность и новизна метода состоит в изменении целей и задач исследования, в принципиально иной стратегии поведения модератора и значительном повышении роли независимых экспертов, анализирующих взаимодействие участников при обсуждении тем, которые вызывают ценностно-аффективную поляризацию группы.
Результаты. Показано, что предлагаемый метод может применяться не только для изучения поляризации группы, но и для исследования влияния поляризации на большие группы респондентов. В частности, привлечение экспертов или так называемых «наблюдателей» (до нескольких сотен) превращает метод в удобный инструмент количественного изучения динамики мнений.
Контекст и актуальность. Существовавшее время перехода к более тесной связи человека и природы (биофилии) меняется на адаптацию к техногенной и урбанизированной среде обитания. Показано, что высокий уровень приверженности биофилии соответствует хорошему настроению, положительным эмоциям и удовлетворенности жизнью. Однако не сложилось пока что общепринятое мнение относительно восприятия природы мужчинами и женщинами. Цель. Выявить значение факторов почвы и планеты в самооценке эмоционального состояния при восприятии природной или техногенной среды. Гипотеза. Женщины характеризуются более выраженной реакцией на влияние как природной, так и техногенной среды, которая приводит к повышению показателя феминности. Методы и материалы. В обучении приняли участие 83 студента разных специальностей университета (M = 21,6, SD = 2,1, 54% женщин). Они просматривали два специально созданных фильма, включающих природную или урбанистическую среду мегаполиса и его окрестностей. Оценку своего эмоционального состояния (валентности, возбуждения и амплитуды состояния) проводят с применением методики «Манекен самооценки» (SAM) и вербальных определителей. Для самооценки отношения к природе используйте методику «Идентификация природы». Выраженность феминных, маскулинных и андрогинных черт обеспечивается согласно «Опроснику полоролевой идентичности» С. Бем. Результаты. Обнаружено преобладание маскулинных черт в группе мужчин с тенденцией к доминированию феминных у женщин при отсутствии значимых признаков в андрогинных показателях полоролевых стереотипов поведения. В зависимости от общего просмотра фильма природное содержание вызывало положительные эмоции, а урбанистически-негативные характеристики, которые возрастали вместе с признаками «идентификации с природой» при больших его значениях у женщин, чем у мужчин, однако при отсутствии учета полых стереотипов поведения. У женщин негативная эмоциональная реакция на техногенные стимулы выражена в большей степени, чем у мужчин, для шкала самооценки возбуждения, печалия и избегания. Выводы. Независимо от полярной эмоциональной точки зрения восприятия и техногенных стимулов, усиливающихся вместе с признаками «идентификация с природой», женщины характеризуются более выраженным негативным отношением к техногенной среде.
Контекст и актуальность. Работа посвящена исследованию кодирования мозгом комплексных стимулов при конфигурационном ассоциативном научении у человека. Поведение, которое основано на восприятии комплексных сигналов, обеспечивает высокую адаптивность человеческой деятельности. При этом на настоящий момент знания об участии коры больших полушарий в связывании стимульных элементов в воспринимаемую целостную конфигурацию остаются неполными и противоречивыми.
Методы и материалы. Мы использовали четыре элементных разной модальности (два зрительных и два слуховых) и два комплексных мультимодальных стимула, составленные из тех же элементных стимулов. Два стимула (один комплексный и один элементный) сочетали с отрицательным подкреплением (электрокожным раздражением). Задача испытуемого состояла в нажатии кнопки в случае возникновения у него ожидания электрокожного раздражения после предъявления каждого стимула: стимулы предъявлялись в псевдослучайном порядке. В исследовании приняли участие 29 добровольных участников.
Результаты исследования показали, что подкрепление комплексного стимула сопровождается значимым увеличением мощности тета-осцилляций в ответ на этот стимул. Кроме того, выявлено, что кодирование конфигурационной ассоциации вовлекает тета-осцилляции в большей степени в сравнении с элементной ассоциацией. Эти эффекты выявлены в локализациях, указывающих на префронтальную кору, левые дорсолатеральные фронтальные области, правые височные области и теменно-затылочные области.
Выводы. Мы предполагаем, что этот феномен не только является следствием вовлечения гиппокампа в кодирование комплексного стимула, но и свидетельствует об активном взаимодействии между гиппокампом и ассоциативными областями новой коры в процессе научения.
Контекст и актуальность. Сравнительный анализ выраженности атмосферы, стресса и депрессии по четырем группам студентов в 2013, 2018, 2020 и 2022 годах набор проводился с целью эмпирической проверки тезиса о неуклонном росте строгой стадии.
Методы и материалы. Общий объем выборки составил 557 студентов гуманитарных и технических специальностей. Выборка формировалась с учетом возможностей по исследованию результатов событий, произошедших в 2020 и 2022 годах, с целью исключения международных результатов объективно стрессогенных факторов. Исследование проводилось с помощью Шкалы депрессии, атмосферного давления и стресса (шкала депрессии, тревоги и стресса-21, DASS-21), позволяющая провести сравнение с другими вариантами. Совершенно с кемртным исследованием было проведено лонгитюдное исследование.
Результаты. Наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния были выражены у студентов в 2018 году, т. е. е. в период не отмеченными экстраординарными событиями, нарушающими привычный уклад общественного транспорта. Лонгитюдное исследование обнаружило, что в 2020 году, в период действия ограничительных мер в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, число студентов с устойчивыми значимыми проявлениями депрессии и пониженного давления было ниже, чем в 2018 году.
Выводы. В результате проведенного исследования были подтверждены первоначальные выводы о недостаточности эмпирического роста резкого роста эмоциональных явлений у студентов в период самоизоляции и при резком переходе к дистанционному обучению, непрерывного роста последовательных эмоциональных процессов в связи с экстраординарными событиями 2020-2022 годов не определено.
Контекст и актуальность. Основная цель данного исследования - изучить влияние типографики на сербский язык. Типографика относится к способу размещения букв, слов и предложений на странице. Правильное использование типографских функций может значительно улучшить читаемость текста и облегчить его обработку. Выделение жирным шрифтом и интервалы часто используются для выделения важных частей текста, в то время как интервалы между буквами также используются для повышения читаемости и визуальной привлекательности текста.
Цель. В данном исследовании мы хотим выяснить, как упомянутые типографские характеристики влияют на скорость обработки текста на сербском языке, учитывая, что он использует два алфавита - латинский и кириллический.
Методы и материалы. Исследование проводилось на 143 испытуемых, студентах Университета Баня-Луки, которые индивидуально принимали участие в эксперименте. Результаты показывают, что выделение слов жирным шрифтом может сократить время обработки, и такой эффект присутствует в обоих алфавитах. С другой стороны, интервалы между буквами оказывают положительный эффект на обработку только в латинском языке.
Выводы. Эти идеи могут быть полезны для разработки лучших типографских решений в школьных учебниках и других текстовых материалах, чтобы облегчить процесс чтения и понимания текста в обоих алфавитах.
Контекст и актуальность. Работа направлена на исследование самоотношения детей и матерей, учитывающих особенности здоровья, воспитывающих одного или более детей. Приводятся материалы эмпирического исследования, полученные на выборке мужчин и русскоговорящих женщин России.
Цель. Целью исследования было изучение самоотношения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза. Особенности самоотношения родителя с выраженностью наличия здоровья у его ребенка (детей). Методы и материалы. В принятии участия приняли участие респонденты (N = 180) в возрасте от 28 до 45 лет (M = 36,3; SD = 4,80), из которых 50% - женского пола. В мероприятии принимают участие 50% родителей, воспитывающих детей, обладающих особенностями здоровья.
Использовались методики: методика типа эмоционального воздействия на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко, опросник самоотношения В. В Столина, С. Р. Пантилеева и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
Результаты. У родителей детей с ОВЗ имеется графическая характеристика в показателях глобального самоотношения, интереса к своей личности, саморуководства, последовательности в своих действиях и поступках, обвинения себя, а также понимание себя у них выше, чем у родителей здоровых детей.
Выводы. Показано, что родители детей с ОВЗ склонны ожидать от других негативного отношения к себе, они не уверены в себе, им свойственна склонность придавать негативный смысл стимулам внешней среды и заострять свое внимание на окружающих.
Контекст и актуальность. Метакогнитивные подсказки, как вид воздействия на процесс решения мыслительных задач, в последнее время стали применяться в исследованиях сравнительно. И в настоящее время специфика их работы, в частности по решению задач «9 точек», изучена недостаточно.
Цель. Выявить специфику медицинских метакогнитивных подсказок по процессу мышления решения задачи «9 точек». Гипотезы. Предъявляемые перед судом метакогнитивные подсказки наблюдают за проявлениями Диптихов и контроля естественных мыслительных процессов, а также положительно влияют на эффективность решения задачи «9 точек».
Методы и материалы. В процессе принятия участие приняли 60 испытуемых (M = 20,5; SD = 1,6; 70% женщин), которые были разделены на две основные группы: с метакогнитивными подсказками (экспериментальная группа) и без метакогнитивных подсказок (контрольная группа). Обучение процессу решения задачи «9 точек» осуществлялось с помощью метода рассуждения вслух и последующего анализа вербальных протоколов.
Результаты. Испытуемые экспериментальной группы часто прибегали к мониторингу и контролю над естественными процессами, что постоянно увеличивало количество предложений о собственных процессных решениях. При этом не было выявлено значимых показателей между испытуемыми экспериментальной и контрольной группами по успешному решению задачи «9 точек». Выводы. Показано, что метакогнитивные подсказки увеличивают количество метакогнитивных операций, что отражается в вербализации, но при этом не повышают успешность решения задачи «9 точек».
Контекст и актуальность. Визуальное пространственное статистическое обучение - способность не пренебрегать правилами, связанными с расположением предметов друг другом относительно друг друга. Если соблюдать правила относительно легковесных объектов, то обучение может содержать информацию о целом множестве или о некоторых его подмножествах, например, в сложных связях между элементами. Согласно выводам, проведенным ранее исследованиями, при создании глобальной информации происходит блокировка информации о подструктурах и, наоборот, формирование информации о подструктуре приводит к блокировке информации о целом множестве.
Цель. Нарисовалась интересная ситуация, когда внимание направляется на одни элементы чаще, чем на другие. В эксперименте проверялось, сохраняется ли в данном случае информация обо всех множестве элементов или усвоится только то подмножество, на которое чаще всего направлялось внимание.
Методы и материалы. Испытуемые (N = 104) выполняют задачу определения целевого элемента конфигурации. Часто внимание направляется на разные элементы стимулов, составленных по приведенной схеме, заключенной с помощью инструкций.
Результаты. Было установлено, что полные стимулы и стимулы, состоящие из подмножества элементов, на которые чаще всего направлялось внимание, представляются более знакомыми, чем стимулы с нарушением закономерности.
Выводы. В представленном эксперименте продемонстрирована возможность одновременного установления пространственной информации как о всеобщих обычаях, так и о ее подструктуре. Результаты обсуждаются с точки зрения освещения двух типов статистического обучения - требующего и не требующего участия внимания.
Контекст и актуальность. Задача слежения за движущимися объектами широко используется для оценки профессиональных способностей. В связи с этим важно понимать, какие процессы лежат в основе ее выполнения и определяют межиндивидуальные различия результатов. В работе выполнены обобщение и систематизация существующих представлений о психологических механизмах слежения за движущимися объектами. Представления о механизмах. Несмотря на отсутствие однозначного понимания того, как именно происходит связывание объектов с их репрезентациями и обновление информации об изменении местоположения во время слежения, можно говорить о том, что данный процесс обеспечивается вниманием при возможном участии пространственной рабочей памяти. Во время слежения возможна группировка целей в единый объект, и этот процесс имеет особенности, характерные для каждого из полушарий, в значительной степени независимо обрабатывающих информацию из разных полуполей зрения. Вопрос о том, одновременно или последовательно обновляется информация об объектах, остается дискуссионным, но допускается участие обоих механизмов во взаимодействии друг с другом. Также установлено динамическое перераспределение ресурсов внимания области, где объекты имеют наибольшую вероятность быть потерянными.
Выводы. Выделены параметры задачи, накладывающие ограничения на точность слежения за движущимися объектами. Обсуждаются перспективы прикладных исследований межиндивидуальных различий слежения за движущимися объектами.
Контекст и актуальность. Формирование оптимальных паттернов обработки визуальной информации в дошкольном возрасте является важным условием эффективного развития в академической и социальной сферах.
Цель. Выявить взаимосвязи между особенностями обработки визуальной информации дошкольниками разного возраста и регуляторными функциями. Гипотеза. Уровень развития регуляторных функций вносит значимый вклад в особенности стратегий движения глаз у дошкольников разного возраста.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 34 дошкольника 4-5 лет (средний возраст - 4,3 года) и 28 дошкольников 6-7 лет (средний возраст - 6,3 лет). У участников исследования были продиагностированы регуляторные функции с помощью субтестов NEPSY-II, а также методик «Сортировка карточек по изменяемому признаку» и «Линия». Далее дошкольники проходили 3 пробы на выбор наиболее предпочитаемой игрушки из предлагаемых на экране ноутбука. В рамках каждой пробы фиксировалась глазодвигательная активность детей с помощью стационарного айтрекера GP3.
Результаты. Результаты исследования показали, что для дошкольников 6-7 лет характерна более сокращенная и свернутая стратегия движения глаз со сконцентрированными, релевантными фиксациями на целевых областях, чем для дошкольников 4-5 лет. Выявлено, что данные особенности обработки визуальной информации связаны с развитием слухоречевой рабочей памятью, когнитивной гибкостью и когнитивным сдерживающим контролем. При этом высокий уровень развития когнитивной гибкости является предиктором более оптимальных стратегий вне зависимости от возраста.
Выводы. Полученные результаты указывают на возможность формирования и коррекции стратегий движения глаз у дошкольников через развитие регуляторных функций, в частности когнитивной гибкости. Исследование открывает перспективы для разработки упражнений и психолого-педагогических программ развития зрительного восприятия.
Цель. В исследовании проверялось предположение о том, что неоднородность (низкая степень сходства) элементов визуального контекста способствует поиску заданной цели в условиях имплицитного усвоения контекстуальных конфигураций. Использовалась задача зрительного поиска: испытуемые должны были обнаружить цель (черное кольцо Ландольта с разрывом справа или слева) среди конфигураций дистракторов двух видов (подобные и несхожие с целью).
Методы и материалы. Испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В качестве основных дистракторов в обеих группах выступали черные кольца Ландольта с разрывом под углом 45º, 135º, 225º или 315º. Вид дополнительных дистракторов отличался: в экспериментальной группе демонстрировались фигуры (треугольники, квадраты, кресты и звезды) разного цвета, в контрольной - белые кольца Ландольта. В обеих группах одни конфигурации дистракторов (контексты) повторялись на протяжении всей процедуры, другие изменялись. Основная процедура включала 24 блока (32 задачи в блоке), которые были сгруппированы в 6 эпох (4 блока в эпохе). Эффекты имплицитного усвоения контекстов оценивались по результатам последней эпохи.
Результаты. Наиболее выраженное контекстуальное влияние на эффективность поиска цели было обнаружено при условии сохранения конфигураций основных и дополнительных дистракторов. При повторении только конфигурации дополнительных дистракторов поиск цели, как в экспериментальной, так и контрольной группах, занимал больше времени, чем при условии изменения обоих контекстов.
Выводы. Этот результат демонстрирует эффект контекстуальной интерференции. В статье приводится интерпретация данного эффекта.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/