Контекст и актуальность. На сегодняшний день изучение мозговых коррелятов рабочей памяти (РП) связано с рядом не только теоретических, но и методических трудностей. Во-первых, для оценки РП используются значительно отличающиеся друг от друга задачи. Во-вторых, каждый из методов нейровизуализации имеет свои особенности и ограничения.
Цель. Целью настоящей работы стала систематизация задач, используемых для изучения мозговых коррелятов РП, а также анализ этих методик с точки зрения возможности и целесообразности их параллельного применения в фМРТ- и МЭГ-исследованиях с учетом специфических требований обоих методов.
Методы и материалы. Путем поиска в базе PubMed были выявлены 1505 эмпирических исследований, опубликованных с 1995 по 2023 год, в которых мозговые корреляты РП изучались с применением методов фМРТ и/или МЭГ. В подавляющем большинстве из них (1398) использовался метод фМРТ; в 103 - МЭГ; в 4 статьях применялись оба метода.
Результаты. Анализ показал, что наиболее часто используются такие задачи, как «N шагов назад» (N-back task) и отсроченное сопоставление с эталоном (delayed match-to-sample task), включая задачу Стернберга. В рассмотренных задачах могут использоваться как вербальные (например, буквы, цифры, слова и т. д.), так и невербальные стимулы; их предъявление может происходить в различных модальностях (зрительной, слуховой и даже тактильной или вибротактильной).
Выводы. Описаны особенности данных задач и возможность их реализации в исследованиях с применением фМРТ и МЭГ.
Идентификаторы и классификаторы
Рабочая память (РП) — это система кратковременного хранения и обработки ограниченного объема информации, необходимой для текущей умственной активности (Logie et al., 2020). РП является универсальным психическим процессом, участвующим в любой целенаправленной активности человека, и позволяет предсказать его когнитивные возможности, в том числе обучаемость в детском возрасте и темпы когнитивного снижения в пожилом (Germano, Kinsella, 2005; Jiang et al., 2021; Luck, Vogel, 2013; Swanson, Alloway, 2012). С 1970-х годов по сей день она является одним из наиболее популярных предметов изучения не только в когнитивной психологии, но и в когнитивной нейронауке.
Список литературы
1. Величковский, Б.Б. (2014). Тестирование рабочей памяти: от простого к сложному и снова к простому. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(2), 133-142. EDN: SQMCTH
2. Ahveninen, J., Seidman, L.J., Chang, W.-T., Hämäläinen, M., Huang, S. (2017). Suppression of irrelevant sounds during auditory working memory. NeuroImage, 161, 1-8. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2017.08.040
3. Almodóvar-Payá, C., Guardiola-Ripoll, M., Giralt-López, M., Gallego, C., Salgado-Pineda, P., Miret, S., Salvador, R., Muñoz, M.J., Lázaro, L., Guerrero-Pedraza, A., Parellada, M., Carrión, M.I., Cuesta, M.J., Maristany, T., Sarró, S., Fañanás, L., Callado, L.F., Arias, B., Pomarol-Clotet, E., Fatjó-Vilas, M. (2022). NRN1 Gene as a Potential Marker of Early-Onset Schizophrenia: Evidence from Genetic and Neuroimaging Approaches. International Journal of Molecular Sciences, 23(13), 7456. DOI: 10.3390/ijms23137456 EDN: VQRODW
4. Archer, J.A., Lee, A., Qiu, A., Chen, S.-H.A. (2018). Working memory, age and education: A lifespan fMRI study. PLOS ONE, 13(3), e0194878. DOI: 10.1371/journal.pone.0194878
5. Assem, M., Blank, I.A., Mineroff, Z., Ademoğlu, A., Fedorenko, E. (2020). Activity in the fronto-parietal multiple-demand network is robustly associated with individual differences in working memory and fluid intelligence. Cortex, 131, 1-16. DOI: 10.1016/j.cortex.2020.06.013 EDN: YMJCDX
6. Baddeley, A., Hitch, G., Allen, R. (2020). A Multicomponent Model of Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 10-43). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0002
7. Barrouillet, P., Camos, V. (2020). The Time-Based Resource-Sharing Model of Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 85-115). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0004
8. Bauer, E., Sammer, G., Toepper, M. (2015). Trying to Put the Puzzle Together: Age and Performance Level Modulate the Neural Response to Increasing Task Load within Left Rostral Prefrontal Cortex. BioMed Research International, 2015, 1-11. DOI: 10.1155/2015/415458
9. Bomyea, J., Stout, D.M., Simmons, A.N. (2019). Attenuated prefrontal and temporal neural activity during working memory as a potential biomarker of suicidal ideation in veterans with PTSD. Journal of Affective Disorders, 257, 607-614. DOI: 10.1016/j.jad.2019.07.050 EDN: SWQRSK
10. Bomyea, J., Taylor, C.T., Spadoni, A.D., Simmons, A.N. (2018). Neural mechanisms of interference control in working memory capacity. Human Brain Mapping, 39(2), 772-782. DOI: 10.1002/hbm.23881
11. Brissenden, J.A., Tobyne, S.M., Osher, D.E., Levin, E.J., Halko, M.A., Somers, D.C. (2018). Topographic Cortico-cerebellar Networks Revealed by Visual Attention and Working Memory. Current Biology, 28(21), 3364-3372. DOI: 10.1016/j.cub.2018.08.059
12. Brown, C.A., Jiang, Y., Smith, C.D., Gold, B.T. (2018). Age and Alzheimer’s pathology disrupt default mode network functioning via alterations in white matter microstructure but not hyperintensities. Cortex, 104, 58-74. DOI: 10.1016/j.cortex.2018.04.006
13. Chai, W.J., Abd Hamid, A.I., Abdullah, J.M. (2018). Working Memory From the Psychological and Neurosciences Perspectives: A Review. Frontiers in Psychology, 9, 401. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00401
14. Chuderski, A. (2014). The relational integration task explains fluid reasoning above and beyond other working memory tasks. Memory & Cognition, 42(3), 448-463. DOI: 10.3758/s13421-013-0366-x EDN: BWDZKO
15. Clark, C.M., Lawlor-Savage, L., Goghari, V.M. (2017). Functional brain activation associated with working memory training and transfer. Behavioural Brain Research, 334, 34-49. DOI: 10.1016/j.bbr.2017.07.030
16. Cowan, N., Morey, C.C., Naveh-Benjamin, M. (2020). An Embedded-Processes Approach to Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 44-84). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0003
17. Crowell, C.A., Davis, S.W., Beynel, L., Deng, L., Lakhlani, D., Hilbig, S.A., Palmer, H., Brito, A., Peterchev, A.V., Luber, B., Lisanby, S.H., Appelbaum, L.G., Cabeza, R. (2020). Older adults benefit from more widespread brain network integration during working memory. NeuroImage, 218, 116959. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2020.116959 EDN: LKIPGP
18. Daneman, M., Carpenter, P.A. (1980). Individual differences in working memory and reading. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 19(4), 450-466.
19. Daume, J., Graetz, S., Gruber, T., Engel, A.K., Friese, U. (2017). Cognitive control during audiovisual working memory engages frontotemporal theta-band interactions. Scientific Reports, 7(1), 12585. DOI: 10.1038/s41598-017-12511-3 EDN: YJVLDA
20. Ducharme-Laliberté, G., Mellah, S., Boller, B., Belleville, S. (2022). More flexible brain activation underlies cognitive reserve in older adults. Neurobiology of Aging, 113(1), 63-72. DOI: 10.1016/j.neurobiolaging.2022.02.001 EDN: ARMLZU
21. Ecker, U.K.H., Oberauer, K., Lewandowsky, S. (2014). Working memory updating involves item-specific removal. Journal of Memory and Language, 74, 1-15. DOI: 10.1016/j.jml.2014.03.006
22. Filbey, F.M., Slack, K.J., Sunderland, T.P., Cohen, R.M. (2006). Functional magnetic resonance imaging and magnetoencephalography differences associated with APOEε4 in young healthy adults. NeuroReport, 17(15), 1585-1590. DOI: 10.1097/01.wnr.0000234745.27571.d1
23. Friedman, N.P., Miyake, A. (2017). Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex, 86, 186-204. DOI: 10.1016/j.cortex.2016.04.023 EDN: YWJVCB
24. Fujimaki, N., Hayakawa, T., Matani, A., Okabe, Y. (2004). Right-lateralized neural activity during inner speech repeated by cues. NeuroReport, 15(15), 2341-2345. DOI: 10.1097/00001756-200410250-00008
25. Gaston, T.E., Allendorfer, J.B., Nair, S., Bebin, E.M., Grayson, L.P., Martin, R.C., Szaflarski, J.P. (2020). Effects of highly purified cannabidiol (CBD) on fMRI of working memory in treatment-resistant epilepsy. Epilepsy & Behavior, 112, 107358. DOI: 10.1016/j.yebeh.2020.107358 EDN: YQPBUU
26. Germano, C., Kinsella, G.J. (2005). Working Memory and Learning in Early Alzheimer’s Disease. Neuropsychology Review, 15(1), 1-10. DOI: 10.1007/s11065-005-3583-7 EDN: OHIJPQ
27. Goddard, E., Contini, E.W., Irish, M. (2022). Exploring Information Flow from Posteromedial Cortex during Visuospatial Working Memory: A Magnetoencephalography Study. The Journal of Neuroscience, 42(30), 5944-5955. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.2129-21.2022
28. Gregory, M.D., Kippenhan, J.S., Callicott, J.H., Rubinstein, D.Y., Mattay, V.S., Coppola, R., Berman, K.F. (2019). Sequence Variation Associated with SLC12A5 Gene Expression Is Linked to Brain Structure and Function in Healthy Adults. Cerebral Cortex, 29(11), 4654-4661. DOI: 10.1093/cercor/bhy344 EDN: ALAGDK
29. Hahn, B., Robinson, B.M., Leonard, C.J., Luck, S.J., Gold, J.M. (2018). Posterior Parietal Cortex Dysfunction Is Central to Working Memory Storage and Broad Cognitive Deficits in Schizophrenia. The Journal of Neuroscience, 38(39), 8378-8387. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0913-18.2018
30. Hammar, Å., Neto, E., Clemo, L., Hjetland, G.J., Hugdahl, K., Elliott, R. (2016). Striatal hypoactivation and cognitive slowing in patients with partially remitted and remitted major depression. PsyCh Journal, 5(3), 191-205. DOI: 10.1002/pchj.134
31. Harrington, D.L., Shen, Q., Vincent Filoteo, J., Litvan, I., Huang, M., Castillo, G.N., Lee, R. R., Bayram, E. (2020). Abnormal distraction and load-specific connectivity during working memory in cognitively normal Parkinson’s disease. Human Brain Mapping, 41(5), 1195-1211. DOI: 10.1002/hbm.24868
32. Heinzel, S., Kaufmann, C., Grützmann, R., Klawohn, J., Riesel, A., Bey, K., Heilmann-Heimbach, S., Weinhold, L., Ramirez, A., Wagner, M., Kathmann, N. (2021). Polygenic risk for obsessive-compulsive disorder (OCD) predicts brain reacsponse during working memaory task in OCD, unaffected relatives, and healthy controls. Scientific Reports, 11(1), 18914. DOI: 10.1038/s41598-021-98333-w EDN: SPNENS
33. Hoffman, R.M., Trevarrow, M.P., Bergwell, H.R., Embury, C.M., Heinrichs-Graham, E., Wilson, T.W., Kurz, M.J. (2021). Cortical oscillations that underlie working memory are altered in adults with cerebral palsy. Clinical Neurophysiology, 132(4), 938-945. DOI: 10.1016/j.clinph.2020.12.029 EDN: SJHXVC
34. Huang, S., Seidman, L.J., Rossi, S., Ahveninen, J. (2013). Distinct cortical networks activated by auditory attention and working memory load. NeuroImage, 83, 1098-1108. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2013.07.074 EDN: SQUBJF
35. Jia, K., Li, Y., Gong, M., Huang, H., Wang, Y., Li, S. (2021). Perceptual Learning beyond Perception: Mnemonic Representation in Early Visual Cortex and Intraparietal Sulcus. The Journal of Neuroscience, 41(20), 4476-4486. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.2780-20.2021
36. Jiang, Y., Li, J., Schmitt, F.A., Jicha, G.A., Munro, N.B., Zhao, X., Smith, C.D., Kryscio, R.J., Abner, E.L. (2021). Memory-Related Frontal Brainwaves Predict Transition to Mild Cognitive Impairment in Healthy Older Individuals Five Years Before Diagnosis. Journal of Alzheimer’s Disease, 79(2), 531-541. DOI: 10.3233/JAD-200931 EDN: ZCIQVH
37. Koric, L., Volle, E., Seassau, M., Bernard, F.A., Mancini, J., Dubois, B., Pelissolo, A., Levy, R. (2012). How cognitive performance-induced stress can influence right VLPFC activation: An fMRI study in healthy subjects and in patients with social phobia. Human Brain Mapping, 33(8), 1973-1986. DOI: 10.1002/hbm.21340
38. Kustermann, T., Rockstroh, B., Miller, G.A., Popov, T. (2018). Neural network communication facilitates verbal working memory. Biological Psychology, 136, 119-126. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2018.05.018
39. Le, T.M., Borghi, J.A., Kujawa, A.J., Klein, D.N., Leung, H.-C. (2017). Alterations in visual cortical activation and connectivity with prefrontal cortex during working memory updating in major depressive disorder. NeuroImage: Clinical, 14, 43-53. DOI: 10.1016/j.nicl.2017.01.004
40. Lee, B., Cai, W., Young, C.B., Yuan, R., Ryman, S., Kim, J., Santini, V., Henderson, V.W., Poston, K.L., Menon, V. (2022). Latent brain state dynamics and cognitive flexibility in older adults. Progress in Neurobiology, 208, 102180. DOI: 10.1016/j.pneurobio.2021.102180 EDN: BKLTZR
41. Li, X., Yi, Z., Lv, Q., Chu, M., Hu, H., Wang, J., Zhang, J., Cheung, E.E.F., Chan, R.C.K. (2019). Clinical utility of the dual n-back task in schizophrenia: A functional imaging approach. Psychiatry Research: Neuroimaging, 284, 37-44. DOI: 10.1016/j.pscychresns.2019.01.002
42. Logie, R.H., Belletier, C., Doherty, J.M. (2020). Integrating Theories of Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 389-430). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0014
43. Luck, S.J., Vogel, E.K. (2013). Visual working memory capacity: from psychophysics and neurobiology to individual differences. Trends in Cognitive Sciences, 17(8), 391-400. DOI: 10.1016/j.tics.2013.06.006
44. Lugtmeijer, S., Geerligs, L., Tsvetanov, K.A., Mitchell, D.J., Cam-CAN, Campbell, K.L. (2023). Lifespan differences in visual short-term memory load-modulated functional connectivity. NeuroImage, 270, 119982. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2023.119982 EDN: VNWLTV
45. Markiewicz, C.J., Bohland, J.W. (2016). Mapping the cortical representation of speech sounds in a syllable repetition task. NeuroImage, 141, 174-190. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2016.07.023
46. Marvel, C.L., Desmond, J.E. (2012). From storage to manipulation: How the neural correlates of verbal working memory reflect varying demands on inner speech. Brain and Language, 120(1), 42-51. DOI: 10.1016/j.bandl.2011.08.005
47. Meier, T.B., Nair, V.A., Meyerand, M.E., Birn, R.M., Prabhakaran, V. (2014). The neural correlates of age effects on verbal-spatial binding in working memory. Behavioural Brain Research, 266, 146-152. DOI: 10.1016/j.bbr.2014.03.005
48. Miró-Padilla, A., Bueichekú, E., Ávila, C. (2020). Locating neural transfer effects of n-back training on the central executive: a longitudinal fMRI study. Scientific Reports, 10(1), 5226. DOI: 10.1038/s41598-020-62067-y EDN: NSPBZE
49. Miyake, A., Shah, P. (1999). Models of Working Memory: Mechanisms of Active Maintenance and Executive Control (A. Miyake & P. Shah (eds.)). Cambridge: Cambridge University Press. DOI: 10.1017/CBO9781139174909
50. Mruczek, R.E.B., Killebrew, K.W., Berryhill, M.E. (2019). Individual differences reveal limited mixed-category effects during a visual working memory task. Neuropsychologia, 122, 1-10. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2018.12.005
51. Mukherjee, P., Hartanto, T., Iosif, A.-M., Dixon, J.F., Hinshaw, S.P., Pakyurek, M., van den Bos, W., Guyer, A. E., McClure, S. M., Schweitzer, J. B., Fassbender, C. (2021). Neural basis of working memory in ADHD: Load versus complexity. NeuroImage: Clinical, 30, 102662. DOI: 10.1016/j.nicl.2021.102662 EDN: KLYBJR
52. Noguchi, Y., Kakigi, R. (2020). Temporal codes of visual working memory in the human cerebral cortex. NeuroImage, 222, 117294. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2020.117294 EDN: TWTXMR
53. Oberauer, K. (2020). Towards a Theory of Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 116-149). Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0005
54. Osaka, M., Kaneda, M., Azuma, M., Yaoi, K., Shimokawa, T., Osaka, N. (2021). Capacity differences in working memory based on resting state brain networks. Scientific Reports, 11(1), 19502. DOI: 10.1038/s41598-021-98848-2 EDN: TCHLSQ
55. Osaka, M., Osaka, N., Kondo, H., Morishita, M., Fukuyama, H., Aso, T., Shibasaki, H. (2003). The neural basis of individual differences in working memory capacity: an fMRI study. NeuroImage, 18(3), 789-797. DOI: 10.1016/S1053-8119(02)00032-0
56. Othman, E.A., Yusoff, A.N., Mohamad, M., Abdul Manan, H., Abd Hamid, A.I., Giampietro, V. (2020). Hemispheric Lateralization of Auditory Working Memory Regions During Stochastic Resonance: An fMRI Study. Journal of Magnetic Resonance Imaging, 51(6), 1821-1828. DOI: 10.1002/jmri.27016
57. Pavlov, Y.G., Kotchoubey, B. (2022). Oscillatory brain activity and maintenance of verbal and visual working memory: A systematic review. Psychophysiology, 59(5), e13735. DOI: 10.1111/psyp.13735 EDN: YJXMBP
58. Pennock, I.M.L., Schmidt, T.T., Zorbek, D., Blankenburg, F. (2021). Representation of visual numerosity information during working memory in humans: An fMRI decoding study. Human Brain Mapping, 42(9), 2778-2789. DOI: 10.1002/hbm.25402 EDN: SYTRNK
59. Peterburs, J., Blevins, L.C., Sheu, Y.-S., Desmond, J.E. (2019). Cerebellar contributions to sequence prediction in verbal working memory. Brain Structure and Function, 224(1), 485-499. DOI: 10.1007/s00429-018-1784-0 EDN: JAPTTI
60. Peterburs, J., Liang, Y., Cheng, D.T., Desmond, J.E. (2021). Sensory acquisition functions of the cerebellum in verbal working memory. Brain Structure and Function, 226(3), 833-844. DOI: 10.1007/s00429-020-02212-5 EDN: GCUGPJ
61. Postle, B.R. (2020). Cognitive Neuroscience of Visual Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 333-357). Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0012
62. Schmidt, T.T., Wu, Y., Blankenburg, F. (2017). Content-Specific Codes of Parametric Vibrotactile Working Memory in Humans. The Journal of Neuroscience, 37(40), 9771-9777. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.1167-17.2017
63. Serrano, N., López-Sanz, D., Bruña, R., Garcés, P., Rodríguez-Rojo, I. C., Marcos, A., Crespo, D.P., Maestú, F. (2020). Spatiotemporal Oscillatory Patterns During Working Memory Maintenance in Mild Cognitive Impairment and Subjective Cognitive Decline. International Journal of Neural Systems, 30(1), 1950019. DOI: 10.1142/S0129065719500199
64. Sobczak-Edmans, M., Ng, T.H.B., Chan, Y.C., Chew, E., Chuang, K.H., Chen, S.H.A. (2016). Temporal dynamics of visual working memory. NeuroImage, 124(Pt A), 1021-1030. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2015.09.038
65. Soloveva, M.V, Jamadar, S.D., Velakoulis, D., Poudel, G., Georgiou-Karistianis, N. (2020). Brain compensation during visuospatial working memory in premanifest Huntington’s disease. Neuropsychologia, 136, 107262. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107262 EDN: GVVHPG
66. Stäblein, M., Storchak, H., Ghinea, D., Kraft, D., Knöchel, C., Prvulovic, D., Bittner, R.A., Reif, A., Oertel-Knöchel, V. (2019). Visual working memory encoding in schizophrenia and first-degree relatives: neurofunctional abnormalities and impaired consolidation. Psychological Medicine, 49(1), 75-83. DOI: 10.1017/S003329171800051X
67. Steffener, J., Habeck, C., Franklin, D., Lau, M., Yakoub, Y., Gad, M. (2022). Subjective difficulty in a verbal recognition-based memory task: Exploring brain-behaviour relationships at the individual level in healthy young adults. NeuroImage, 257, 119301. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2022.119301 EDN: UTMOMM
68. Sternberg, S. (1966). High-Speed Scanning in Human Memory. Science, 153(3736), 652-654. DOI: 10.1126/science.153.3736.652 EDN: IDCNGR
69. Swanson, H.L., Alloway, T.P. (2012). Working memory, learning, and academic achievement. In K.R. Harris, S. Graham, T. Urdan, C.B. McCormick, G.M. Sinatra, J. Sweller (Eds.), APA educational psychology handbook, Vol 1: Theories, constructs, and critical issues. (Vol. 1, pp. 327-366). American Psychological Association. DOI: 10.1037/13273-012
70. Tang, R., Etzel, J.A., Kizhner, A., Braver, T.S. (2021). Frontoparietal pattern similarity analyses of cognitive control in monozygotic twins. NeuroImage, 241, 118415. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2021.118415 EDN: NAANED
71. Tüdös, Z., Hok, P., Hrdina, L., Hluštík, P. (2014). Modality effects in paced serial addition task: Differential responses to auditory and visual stimuli. Neuroscience, 272, 10-20. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2014.04.057
72. van’t Westeinde, A., Zimmermann, M., Messina, V., Karlsson, L., Padilla, N., Lajic, S. (2020). First Trimester DEX Treatment Is Not Associated with Altered Brain Activity During Working Memory Performance in Adults. The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism, 105(11), e4074-e4082. DOI: 10.1210/clinem/dgaa611
73. Wianda, E., Ross, B. (2019). The roles of alpha oscillation in working memory retention. Brain and Behavior, 9(4), e01263. DOI: 10.1002/brb3.1263
74. Wijeakumar, S., Spencer, J. (2020). A Dynamic Field Theory of Visual Working Memory. In R. Logie, V. Camos, N. Cowan (Eds.), Working Memory: The state of the science (pp. 358-388). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198842286.003.0013
75. Winston, G.P., Stretton, J., Sidhu, M.K., Symms, M.R., Thompson, P.J., Duncan, J.S. (2013). Structural correlates of impaired working memory in hippocampal sclerosis. Epilepsia, 54(7), 1143-1153. DOI: 10.1111/epi.12193
76. Witt, S. T., Drissi, N.M., Tapper, S., Wretman, A., Szakács, A., Hallböök, T., Landtblom, A.-M., Karlsson, T., Lundberg, P., Engström, M. (2018). Evidence for cognitive resource imbalance in adolescents with narcolepsy. Brain Imaging and Behavior, 12(2), 411-424. DOI: 10.1007/s11682-017-9706-y EDN: PWWIVY
77. Yang, P., Fan, C., Wang, M., Fogelson, N., Li, L. (2017). The effects of changes in object location on object identity detection: A simultaneous EEG-fMRI study. NeuroImage, 157, 351-363. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2017.06.031
78. Ye, Z., Zhang, G., Li, S., Zhang, Y., Xiao, W., Zhou, X., Münte, T.F. (2020). Age differences in the fronto-striato-parietal network underlying serial ordering. Neurobiology of Aging, 87, 115-124. DOI: 10.1016/j.neurobiolaging.2019.12.007 EDN: AJITUK
79. Zhao, W., Chen, X., Zhang, Q., Du, B., Deng, X., Ji, F., Xiang, Y.-T., Wang, C., Dong, Q., Chen, C., Li, J. (2020). Effect of ZNF804A gene polymorphism (rs1344706) on the plasticity of the functional coupling between the right dorsolateral prefrontal cortex and the contralateral hippocampal formation. NeuroImage: Clinical, 27, 102279. DOI: 10.1016/j.nicl.2020.102279 EDN: XHFLAK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Настоящее исследование направлено на оценку эффективности компьютерной программы «Антидепрессия» iCognito, основанной на методах когнитивно-поведенческой терапии и реализованной в формате разговорного агента (чат-бота) на английском языке. Программа разработана как мобильное приложение для массового использования с целью расширения доступа к доказательной психотерапевтической помощи среди русскоязычного населения.
Методы и материалы. Исследование проводилось с участием контрольной группы по выборам лиц с умеренной или тяжелой депрессией (N = 73). Участники исследования взаимодействовали с компьютерной программой «Анти-депрессия» в течение 2 недель.
Результаты. Прохождение программы «Антидепрессия» iCognito связано со снижением уровня депрессии, стресса, тревожности, руминаций и состояния сна, а также с формированием уровня самосострадания, осознанности, позитивной ориентации на решение проблем, самоэффективности, адаптивного поведения и оптимизма; Это воздействие оказалось незначительным в отношении размышлений и негативной ориентации на решение проблем.
Выводы. Эффективность исследования, а также высокая статистика скачивания приложений из открытого доступа, что массовые компьютерные программы, такие как «Антидепрессия», обеспечивают быстрый доступ к психологической помощи.
Контекст и актуальность. Одна из актуальных задач спортивной психологии состоит в разработке виртуальных диагностических тренажеров с включением в них батареи многофакторных хронометрических тестов, направленных на оценку перцептивных и двигательных процессов спортсменов и обладающих высоким уровнем надежности и валидности.
Цель работы состояла в разработке таких тестов для системы виртуальной реальности HTC Vive Pro на базе игровой платформы Unity.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: основную группу составили профессиональные хоккеисты, контрольную группу - студенты (по 14 человек в каждой группе). В качестве зависимой переменной было выбрано латентное время двигательных реакций (ВР) испытуемых на момент появления шайбы на площадке, ВР на начало или на направления ее движения. На двух уровнях варьировались четыре переменные - «Среда» (виртуальная или 2D-монитор), «Расстояние» от шайбы до ворот, «Направление» их движения в левую или правую сторону ворот, а также направление в одну из двух близких «Зон» ворот. Все тесты выполнялись вначале на 2D-мониторе, а затем в виртуальной среде.
Результаты. Показано, что некоторые тестовые показатели обладают высокой критериальной валидностью, т. е. значимо различаются в группе студентов и хоккеистов, а также имеют значимые корреляционные и регрессионные связи с профессиональными показателями хоккеистов. Эти различия и связи объяснялись путем оценивания и сравнения длительности перцептивных и премоторных процессов, таких как восприятие варьируемых характеристик движения шайб и выбор правильных клавиш ответа на эти характеристики. Ретестовая надежность тестовых показателей, полученных в разных средах, оценивалась по коэффициентам их корреляции и у большинства показателей оказалась высокой.
Выводы. Это позволяет при разработке виртуальных диагностических тренажеров проводить инструментальную психодиагностику перцептивных и двигательных процессов спортсменов не только в виртуальной среде, но и «в полевых условиях» с помощью динамичных хронометрических тестов, запускаемых на ноутбуке (без шлема VR).
Контекст и актуальность. В статье предлагается описание метода провокативной групповой дискуссии, который был разработан для изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальной группы. Данный метод основан на классическом варианте фокус-групповой дискуссии, предложенном в 50-е годы ХХ века Р. Мертоном и широко применяемом сегодня как для решения практических задач, так и для социологических и социально-психологических исследований.
Методы и материалы. В статье проведен сравнительный анализ обоих методов. Рассмотрены некоторые вопросы валидности и надежности метода провокативной групповой дискуссии на основании полученных ранее эмпирических данных.
Особенность и новизна метода состоит в изменении целей и задач исследования, в принципиально иной стратегии поведения модератора и значительном повышении роли независимых экспертов, анализирующих взаимодействие участников при обсуждении тем, которые вызывают ценностно-аффективную поляризацию группы.
Результаты. Показано, что предлагаемый метод может применяться не только для изучения поляризации группы, но и для исследования влияния поляризации на большие группы респондентов. В частности, привлечение экспертов или так называемых «наблюдателей» (до нескольких сотен) превращает метод в удобный инструмент количественного изучения динамики мнений.
Контекст и актуальность. Существовавшее время перехода к более тесной связи человека и природы (биофилии) меняется на адаптацию к техногенной и урбанизированной среде обитания. Показано, что высокий уровень приверженности биофилии соответствует хорошему настроению, положительным эмоциям и удовлетворенности жизнью. Однако не сложилось пока что общепринятое мнение относительно восприятия природы мужчинами и женщинами. Цель. Выявить значение факторов почвы и планеты в самооценке эмоционального состояния при восприятии природной или техногенной среды. Гипотеза. Женщины характеризуются более выраженной реакцией на влияние как природной, так и техногенной среды, которая приводит к повышению показателя феминности. Методы и материалы. В обучении приняли участие 83 студента разных специальностей университета (M = 21,6, SD = 2,1, 54% женщин). Они просматривали два специально созданных фильма, включающих природную или урбанистическую среду мегаполиса и его окрестностей. Оценку своего эмоционального состояния (валентности, возбуждения и амплитуды состояния) проводят с применением методики «Манекен самооценки» (SAM) и вербальных определителей. Для самооценки отношения к природе используйте методику «Идентификация природы». Выраженность феминных, маскулинных и андрогинных черт обеспечивается согласно «Опроснику полоролевой идентичности» С. Бем. Результаты. Обнаружено преобладание маскулинных черт в группе мужчин с тенденцией к доминированию феминных у женщин при отсутствии значимых признаков в андрогинных показателях полоролевых стереотипов поведения. В зависимости от общего просмотра фильма природное содержание вызывало положительные эмоции, а урбанистически-негативные характеристики, которые возрастали вместе с признаками «идентификации с природой» при больших его значениях у женщин, чем у мужчин, однако при отсутствии учета полых стереотипов поведения. У женщин негативная эмоциональная реакция на техногенные стимулы выражена в большей степени, чем у мужчин, для шкала самооценки возбуждения, печалия и избегания. Выводы. Независимо от полярной эмоциональной точки зрения восприятия и техногенных стимулов, усиливающихся вместе с признаками «идентификация с природой», женщины характеризуются более выраженным негативным отношением к техногенной среде.
Контекст и актуальность. Работа посвящена исследованию кодирования мозгом комплексных стимулов при конфигурационном ассоциативном научении у человека. Поведение, которое основано на восприятии комплексных сигналов, обеспечивает высокую адаптивность человеческой деятельности. При этом на настоящий момент знания об участии коры больших полушарий в связывании стимульных элементов в воспринимаемую целостную конфигурацию остаются неполными и противоречивыми.
Методы и материалы. Мы использовали четыре элементных разной модальности (два зрительных и два слуховых) и два комплексных мультимодальных стимула, составленные из тех же элементных стимулов. Два стимула (один комплексный и один элементный) сочетали с отрицательным подкреплением (электрокожным раздражением). Задача испытуемого состояла в нажатии кнопки в случае возникновения у него ожидания электрокожного раздражения после предъявления каждого стимула: стимулы предъявлялись в псевдослучайном порядке. В исследовании приняли участие 29 добровольных участников.
Результаты исследования показали, что подкрепление комплексного стимула сопровождается значимым увеличением мощности тета-осцилляций в ответ на этот стимул. Кроме того, выявлено, что кодирование конфигурационной ассоциации вовлекает тета-осцилляции в большей степени в сравнении с элементной ассоциацией. Эти эффекты выявлены в локализациях, указывающих на префронтальную кору, левые дорсолатеральные фронтальные области, правые височные области и теменно-затылочные области.
Выводы. Мы предполагаем, что этот феномен не только является следствием вовлечения гиппокампа в кодирование комплексного стимула, но и свидетельствует об активном взаимодействии между гиппокампом и ассоциативными областями новой коры в процессе научения.
Контекст и актуальность. Сравнительный анализ выраженности атмосферы, стресса и депрессии по четырем группам студентов в 2013, 2018, 2020 и 2022 годах набор проводился с целью эмпирической проверки тезиса о неуклонном росте строгой стадии.
Методы и материалы. Общий объем выборки составил 557 студентов гуманитарных и технических специальностей. Выборка формировалась с учетом возможностей по исследованию результатов событий, произошедших в 2020 и 2022 годах, с целью исключения международных результатов объективно стрессогенных факторов. Исследование проводилось с помощью Шкалы депрессии, атмосферного давления и стресса (шкала депрессии, тревоги и стресса-21, DASS-21), позволяющая провести сравнение с другими вариантами. Совершенно с кемртным исследованием было проведено лонгитюдное исследование.
Результаты. Наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния были выражены у студентов в 2018 году, т. е. е. в период не отмеченными экстраординарными событиями, нарушающими привычный уклад общественного транспорта. Лонгитюдное исследование обнаружило, что в 2020 году, в период действия ограничительных мер в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, число студентов с устойчивыми значимыми проявлениями депрессии и пониженного давления было ниже, чем в 2018 году.
Выводы. В результате проведенного исследования были подтверждены первоначальные выводы о недостаточности эмпирического роста резкого роста эмоциональных явлений у студентов в период самоизоляции и при резком переходе к дистанционному обучению, непрерывного роста последовательных эмоциональных процессов в связи с экстраординарными событиями 2020-2022 годов не определено.
Контекст и актуальность. Основная цель данного исследования - изучить влияние типографики на сербский язык. Типографика относится к способу размещения букв, слов и предложений на странице. Правильное использование типографских функций может значительно улучшить читаемость текста и облегчить его обработку. Выделение жирным шрифтом и интервалы часто используются для выделения важных частей текста, в то время как интервалы между буквами также используются для повышения читаемости и визуальной привлекательности текста.
Цель. В данном исследовании мы хотим выяснить, как упомянутые типографские характеристики влияют на скорость обработки текста на сербском языке, учитывая, что он использует два алфавита - латинский и кириллический.
Методы и материалы. Исследование проводилось на 143 испытуемых, студентах Университета Баня-Луки, которые индивидуально принимали участие в эксперименте. Результаты показывают, что выделение слов жирным шрифтом может сократить время обработки, и такой эффект присутствует в обоих алфавитах. С другой стороны, интервалы между буквами оказывают положительный эффект на обработку только в латинском языке.
Выводы. Эти идеи могут быть полезны для разработки лучших типографских решений в школьных учебниках и других текстовых материалах, чтобы облегчить процесс чтения и понимания текста в обоих алфавитах.
Контекст и актуальность. Работа направлена на исследование самоотношения детей и матерей, учитывающих особенности здоровья, воспитывающих одного или более детей. Приводятся материалы эмпирического исследования, полученные на выборке мужчин и русскоговорящих женщин России.
Цель. Целью исследования было изучение самоотношения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза. Особенности самоотношения родителя с выраженностью наличия здоровья у его ребенка (детей). Методы и материалы. В принятии участия приняли участие респонденты (N = 180) в возрасте от 28 до 45 лет (M = 36,3; SD = 4,80), из которых 50% - женского пола. В мероприятии принимают участие 50% родителей, воспитывающих детей, обладающих особенностями здоровья.
Использовались методики: методика типа эмоционального воздействия на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко, опросник самоотношения В. В Столина, С. Р. Пантилеева и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
Результаты. У родителей детей с ОВЗ имеется графическая характеристика в показателях глобального самоотношения, интереса к своей личности, саморуководства, последовательности в своих действиях и поступках, обвинения себя, а также понимание себя у них выше, чем у родителей здоровых детей.
Выводы. Показано, что родители детей с ОВЗ склонны ожидать от других негативного отношения к себе, они не уверены в себе, им свойственна склонность придавать негативный смысл стимулам внешней среды и заострять свое внимание на окружающих.
Контекст и актуальность. Метакогнитивные подсказки, как вид воздействия на процесс решения мыслительных задач, в последнее время стали применяться в исследованиях сравнительно. И в настоящее время специфика их работы, в частности по решению задач «9 точек», изучена недостаточно.
Цель. Выявить специфику медицинских метакогнитивных подсказок по процессу мышления решения задачи «9 точек». Гипотезы. Предъявляемые перед судом метакогнитивные подсказки наблюдают за проявлениями Диптихов и контроля естественных мыслительных процессов, а также положительно влияют на эффективность решения задачи «9 точек».
Методы и материалы. В процессе принятия участие приняли 60 испытуемых (M = 20,5; SD = 1,6; 70% женщин), которые были разделены на две основные группы: с метакогнитивными подсказками (экспериментальная группа) и без метакогнитивных подсказок (контрольная группа). Обучение процессу решения задачи «9 точек» осуществлялось с помощью метода рассуждения вслух и последующего анализа вербальных протоколов.
Результаты. Испытуемые экспериментальной группы часто прибегали к мониторингу и контролю над естественными процессами, что постоянно увеличивало количество предложений о собственных процессных решениях. При этом не было выявлено значимых показателей между испытуемыми экспериментальной и контрольной группами по успешному решению задачи «9 точек». Выводы. Показано, что метакогнитивные подсказки увеличивают количество метакогнитивных операций, что отражается в вербализации, но при этом не повышают успешность решения задачи «9 точек».
Контекст и актуальность. Визуальное пространственное статистическое обучение - способность не пренебрегать правилами, связанными с расположением предметов друг другом относительно друг друга. Если соблюдать правила относительно легковесных объектов, то обучение может содержать информацию о целом множестве или о некоторых его подмножествах, например, в сложных связях между элементами. Согласно выводам, проведенным ранее исследованиями, при создании глобальной информации происходит блокировка информации о подструктурах и, наоборот, формирование информации о подструктуре приводит к блокировке информации о целом множестве.
Цель. Нарисовалась интересная ситуация, когда внимание направляется на одни элементы чаще, чем на другие. В эксперименте проверялось, сохраняется ли в данном случае информация обо всех множестве элементов или усвоится только то подмножество, на которое чаще всего направлялось внимание.
Методы и материалы. Испытуемые (N = 104) выполняют задачу определения целевого элемента конфигурации. Часто внимание направляется на разные элементы стимулов, составленных по приведенной схеме, заключенной с помощью инструкций.
Результаты. Было установлено, что полные стимулы и стимулы, состоящие из подмножества элементов, на которые чаще всего направлялось внимание, представляются более знакомыми, чем стимулы с нарушением закономерности.
Выводы. В представленном эксперименте продемонстрирована возможность одновременного установления пространственной информации как о всеобщих обычаях, так и о ее подструктуре. Результаты обсуждаются с точки зрения освещения двух типов статистического обучения - требующего и не требующего участия внимания.
Контекст и актуальность. Задача слежения за движущимися объектами широко используется для оценки профессиональных способностей. В связи с этим важно понимать, какие процессы лежат в основе ее выполнения и определяют межиндивидуальные различия результатов. В работе выполнены обобщение и систематизация существующих представлений о психологических механизмах слежения за движущимися объектами. Представления о механизмах. Несмотря на отсутствие однозначного понимания того, как именно происходит связывание объектов с их репрезентациями и обновление информации об изменении местоположения во время слежения, можно говорить о том, что данный процесс обеспечивается вниманием при возможном участии пространственной рабочей памяти. Во время слежения возможна группировка целей в единый объект, и этот процесс имеет особенности, характерные для каждого из полушарий, в значительной степени независимо обрабатывающих информацию из разных полуполей зрения. Вопрос о том, одновременно или последовательно обновляется информация об объектах, остается дискуссионным, но допускается участие обоих механизмов во взаимодействии друг с другом. Также установлено динамическое перераспределение ресурсов внимания области, где объекты имеют наибольшую вероятность быть потерянными.
Выводы. Выделены параметры задачи, накладывающие ограничения на точность слежения за движущимися объектами. Обсуждаются перспективы прикладных исследований межиндивидуальных различий слежения за движущимися объектами.
Контекст и актуальность. Формирование оптимальных паттернов обработки визуальной информации в дошкольном возрасте является важным условием эффективного развития в академической и социальной сферах.
Цель. Выявить взаимосвязи между особенностями обработки визуальной информации дошкольниками разного возраста и регуляторными функциями. Гипотеза. Уровень развития регуляторных функций вносит значимый вклад в особенности стратегий движения глаз у дошкольников разного возраста.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 34 дошкольника 4-5 лет (средний возраст - 4,3 года) и 28 дошкольников 6-7 лет (средний возраст - 6,3 лет). У участников исследования были продиагностированы регуляторные функции с помощью субтестов NEPSY-II, а также методик «Сортировка карточек по изменяемому признаку» и «Линия». Далее дошкольники проходили 3 пробы на выбор наиболее предпочитаемой игрушки из предлагаемых на экране ноутбука. В рамках каждой пробы фиксировалась глазодвигательная активность детей с помощью стационарного айтрекера GP3.
Результаты. Результаты исследования показали, что для дошкольников 6-7 лет характерна более сокращенная и свернутая стратегия движения глаз со сконцентрированными, релевантными фиксациями на целевых областях, чем для дошкольников 4-5 лет. Выявлено, что данные особенности обработки визуальной информации связаны с развитием слухоречевой рабочей памятью, когнитивной гибкостью и когнитивным сдерживающим контролем. При этом высокий уровень развития когнитивной гибкости является предиктором более оптимальных стратегий вне зависимости от возраста.
Выводы. Полученные результаты указывают на возможность формирования и коррекции стратегий движения глаз у дошкольников через развитие регуляторных функций, в частности когнитивной гибкости. Исследование открывает перспективы для разработки упражнений и психолого-педагогических программ развития зрительного восприятия.
Цель. В исследовании проверялось предположение о том, что неоднородность (низкая степень сходства) элементов визуального контекста способствует поиску заданной цели в условиях имплицитного усвоения контекстуальных конфигураций. Использовалась задача зрительного поиска: испытуемые должны были обнаружить цель (черное кольцо Ландольта с разрывом справа или слева) среди конфигураций дистракторов двух видов (подобные и несхожие с целью).
Методы и материалы. Испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В качестве основных дистракторов в обеих группах выступали черные кольца Ландольта с разрывом под углом 45º, 135º, 225º или 315º. Вид дополнительных дистракторов отличался: в экспериментальной группе демонстрировались фигуры (треугольники, квадраты, кресты и звезды) разного цвета, в контрольной - белые кольца Ландольта. В обеих группах одни конфигурации дистракторов (контексты) повторялись на протяжении всей процедуры, другие изменялись. Основная процедура включала 24 блока (32 задачи в блоке), которые были сгруппированы в 6 эпох (4 блока в эпохе). Эффекты имплицитного усвоения контекстов оценивались по результатам последней эпохи.
Результаты. Наиболее выраженное контекстуальное влияние на эффективность поиска цели было обнаружено при условии сохранения конфигураций основных и дополнительных дистракторов. При повторении только конфигурации дополнительных дистракторов поиск цели, как в экспериментальной, так и контрольной группах, занимал больше времени, чем при условии изменения обоих контекстов.
Выводы. Этот результат демонстрирует эффект контекстуальной интерференции. В статье приводится интерпретация данного эффекта.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/