Статья посвящена выявлению, изложению, а также отображению в виде схем алгоритмов анализа фильма, применяемых авторами книг серии «Классика», издаваемых Британским институтом кино (BFI). Серия «BFI Film Classics» - чрезвычайно важное достижение в области анализа фильма: каждая книга представляет собой обстоятельный разбор одного кинематографического произведения. Однако, анализируя фильмы, авторы не артикулируют используемый инструментарий, что затрудняет его применение другими киноведами. Результаты настоящего исследования позволят ученым использовать примененные авторами книг инструменты при анализе фильмов, в случае необходимости адаптировав их для тех или иных исследовательских задач. Созданные на основе вычлененных алгоритмов разбора схемы существенно упростят процедуру анализа. Полученные данные могут быть использованы преподавателями киношкол и факультетов экранных искусств при разработке курса «Анализ фильма». В силу ограниченности объема в данной статье подробно рассматриваются три исследования - тексты, посвященные фильмам «Пикник у Висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock, 1975), «Сияние» (The Shining, 1980) и «Унесенные ветром» (Gone With the Wind, 1939).
Статья посвящена описанию концептуальных построений о природе кинематографа и выявлению алгоритмов анализа фильма, зафиксированных в ранних киноведческих исследованиях. В работе проводится обзор становления теории кино, впервые на русском языке излагаются представления о кинематографе таких мыслителей, как Маффио Маффи, Джованни Фосси, Кренкебиль, Гайо, Густав Мельхер, Курт Вайсе, Герман Кинцль, Альберт Хеллвиг. В статье также формулируются идеи Вэчела Линдсея и Гуго Мюнстерберга - первых теоретиков кино, заложивших основы двух направлений киноведческой науки: собственно киноведения и серьезных психологических исследований киноискусства соответственно. Описание концепций и аналитических схем, применяемых до 1920-х гг., позволяет расширить представления о зарождении и развитии мировой кинотеории, что свидетельствует об актуальности проведенного исследования.