Статья посвящена описанию концептуальных построений о природе кинематографа и выявлению алгоритмов анализа фильма, зафиксированных в ранних киноведческих исследованиях. В работе проводится обзор становления теории кино, впервые на русском языке излагаются представления о кинематографе таких мыслителей, как Маффио Маффи, Джованни Фосси, Кренкебиль, Гайо, Густав Мельхер, Курт Вайсе, Герман Кинцль, Альберт Хеллвиг. В статье также формулируются идеи Вэчела Линдсея и Гуго Мюнстерберга - первых теоретиков кино, заложивших основы двух направлений киноведческой науки: собственно киноведения и серьезных психологических исследований киноискусства соответственно. Описание концепций и аналитических схем, применяемых до 1920-х гг., позволяет расширить представления о зарождении и развитии мировой кинотеории, что свидетельствует об актуальности проведенного исследования.
Идентификаторы и классификаторы
Киноведение — область науки, исследующая кино как вид искусства и средство массовой коммуникации. Киноведение рассматривает кино в его социальной, экономической, политической обусловленности, в контексте культуры, в соотношениях с другими видами искусства. В то же время специальная задача киноведения состоит в изучении фактов и закономерностей, характеризующих кино как систему художественно-творческой и эстетически информативной деятельности и как совокупность продуктов этой деятельности — кинофильмов [см.: Кино: Энциклопедический словарь, 179].
Список литературы
1. Аристарко Г. История теорий кино. М.: Рипол Классик, 2013.
2. Балаш Б. Дух фильмы. М.: Художественная литература, 1935.
3. Кино: Энциклопедический словарь / под. ред. С. И. Юткевич. М.: Советская энциклопедия, 1987.
4. Корте Г. Введение в системный киноанализ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
5. Леонтович О. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. EDN: QYDULF
6. Назаретян П. Социально философский анализ теорий кино // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1 - 1. С. 96-102. EDN: VKHXUN
7. Петрова А. П. Становление ранней европейской кинотеории (1896-1925) // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума, Челябинск, 12-13 ноября 2020 года. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. С. 220-223. EDN: JXVXVV
8. Филиппов С. Мюнстерберг Г. Фотопьеса: Психологическое исследование (главы из книги) // Киноведческие записки. 2000. № 48. С. 234-277.
9. Штейн С. Ю. Методико-методологическая схема исследований кинматографа. Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм // Артикульт. 2022. № 2 (46). С. 101-118.
10. Штейн С. Ю. От теории к методологии кино // Вестник ВГИК. 2015. № 1 (23). С. 26-36. EDN: TNUDQN
11. Ямпольский М. Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. М.: НИИ киноискусства, 1993.
12. Andrew J. D. Concepts in fi lm theory. Oxford: Oxford University Press, 1984.
13. Arnheim R. Film as Art: 50th anniversary printing. Vol. 4. California: University of California Press, 1957.
14. Berg G. A. Film Theory // The Knowledge Medium: Designing Effective Computer-Based Educational Learning Environments. Hershey: IGI Global, 2003. P. 104-133.
15. Colman F. Film, theory and philosophy: the key thinkers. Abingdon: Routledge, 2014.
16. Cristian R. M., Dragon Z. Encounters of the fi lmic kind: guidebook to fi lm theories. Vol. 14. Szeged: JATEPress Kiadó, 2007.
17. Doughty R., Etherington-Wright C. Understanding fi lm theory. London: Palgrave Macmillan, 2011.
18. Early fi lm theories in Italy, 1896-1922 / ed. F. Casetti. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2017.
19. Elsaesser T., Hagener M. Film theory: An introduction through the senses. Abingdon: Routledge, 2015.
20. Film theory and criticism: Introductory readings / ed. L. Braudy. New York: Oxford University Press, 2004.
21. Harris J. The Wind in the Burlap Trees: Vachel Lindsay’s Utopian Film Theory: thesis. London: Goldsmiths: University of London, 2022.
22. Lapsley R., Westlake M. Film theory: An introduction. Manchester: Manchester University Press, 2006.
23. Lindsay V. The Art of The Moving Picture. New York: The Macmillan Company, 1915.
24. McDonald K. Film theory: the basics. Abingdon: Routledge, 2022.
25. Monaco J. How to read a fi lm: The art, technology, language, history and theory of fi lm and media. Vol. 10. New York: Oxford University Press, 1977.
26. Moure J. The cinema as art of the mind: Hugo Münsterberg, fi rst theorist of subjectivity in fi lm // Subjectivity: Filmic Representation and the Spectator’s Experience / ed. D. Chateau. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2011. P. 23-40.
27. Münsterberg H. The Photoplay: A Psychological Study (The Project Gutenberg eBook, prepared by Audrey Longhurst, Annika Feilbac) // Gutenberg.org. URL: https://www.gutenberg.org/cache/epub/15383/pg15383-images.html (accessed: 18.05.2024).
28. Polan D. Film theory re-assessed // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 1988. Vol. 1, № 2. P. 15-30.
29. Stam R. Film theory: An introduction. Hoboken: John Wiley & Sons, 2017.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Постирония и метаирония проявляются во всех областях жизни человека: от научной до повседневно-бытовой. Однако их значение и влияние на культурный код осознаются лишь частью сообщества. В данной статье рассмотрена онтологическая ретроспектива термина «ирония» и его актуальных смысловых производных, предпринята попытка упорядочения разновидностей иронии, рассмотрены формы ее взаимосвязи с социально-культурным пространством.
В статье раскрыты экзистенциальные причины, побуждающие современного человека к духовному самоопределению. Выделены основные этапы процесса духовного самоопределения и его характеристики во взаимосвязи с особенностями постижения трансцендентности. Также были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор направления духовного самоопределения в рамках религиозной или нерелигиозной духовности. Выделен основной результат духовного самоопределения - формирование духовной идентичности.
В работе рассматривается метафизика и космология в необуддизме Б. Д. Дандарона. Выявляются особенности интерпретации Дандароном буддийской концепции пратитья-самутпада в оптике западно-европейской философии (неоплатонизм) и естественно-научных теорий XIX-XX вв. (теория эволюции Дарвина, теория сигнальных систем Павлова). Делается вывод о том, что в необуддизме Дандарон отходит от традиционных представлений буддийской картины мира для создания оригинального религиозно-философского учения XX в. и распространения буддизма в Советском Союзе.
Статья посвящена анализу концепции духовности, предложенной Д. В. Пивоваровым. В рамках исследования проводится сопоставление понятий «дух» и «душа», классифицируются различные определения духовности, разбираются искажения, вносимые в понятия «дух» и «духовность», рассматривается вопрос о соотношении духовного и душевного, анализируются понятия «faith-вера» и «belief-вера» как два разных пути к сверхчувственным реальностям. Также в статье рассматриваются нерациональные аспекты духовности: интуиция, совесть и смысл жизни.
Религия в жизни светского человека XIX в. слабо проявляется в виде религиозных практик. Однако зачастую она сохраняет роль ценностной и моральной основы, определяющей многие особенности мировоззрения личности. В статье в рамках исследования истории идей делается попытка разработать подходы к реконструкции набора религиозных концепций, формирующих взгляды личности. В качестве материала для анализа было взято личное книжное собрание отца и сына Фан-дер-Флитов, чиновников Министерства финансов Российской империи. Приводится классификация религиозной литературы в их библиотеке. На основе личных дневников Николая Федоровича Фан-дер-Флита очерчивается круг чтения и отношение автора к религии. Рассматриваются проблемы и ограничения интерпретации приводимых данных.
В научной статье изложены результаты гуманитарного исследования религиозной конверсии в проекции на религиозную ситуацию, сложившуюся в современном казахстанском обществе. Рассмотрены разноплановые западные, российские и казахстанские методологические подходы к изучению религиозной конверсии в реалиях универсума современности. Исследованы деструктивные формы религиозной конверсии. Анализ примеров религиозной конверсии позволил выявить основные направления ее исследования в казахстанском обществе и выработать собственную методологию автора.
XX век стал временем радикальных социальных изменений. Возможность оплачиваемого женского труда, разрушение традиционных систем родственных и брачных отношений, изобретение женских контрацептивов - все эти факторы способствовали сепарации и независимости женщин. Развитие вспомогательных репродуктивных технологий помогло человечеству приобрести не только негативный, но и позитивный контроль над рождаемостью. Репродукция оказалась отделена от секса, а секс приобрел самостоятельную ценность. Это привело к переоценке не только добрачных и внебрачных отношений, но и отношений в браке. Брак перестал быть необходимым условием для репродукции. Рождение и воспитание детей уже не требует вступления в брак ни в целях их обеспечения, ни во избежание морального осуждения. Цель данной статьи - выделить особенности мужской и женской мотивации в репродукции, сложившиеся эволюционным путем и возникшие в новых условиях.
Автор предлагает разработать новый подход к решению проблем изучения танатологических элементов современной религиозной мифологии. Данное исследование проводится в рамках относительно новой религиоведческой дисциплины, известной как религиозная мифология. Для достижения цели данного исследования процесс разработки метода разделен на три этапа: 1) раскрытие познавательного потенциала синтетической парадигмы Даниила Валентиновича Пивоварова; 2) создание теоретических основ метода; 3) определение алгоритма работы метода. Результаты этого исследования представляют собой новый метод, который выводит танатологию за пределы ее естественно-научных рамок, а также признает сакральное и этическое значение смерти в человеческом существовании, что является актуальным направлением для религиоведческих исследований и религиозной танатологии.
Статья посвящена анализу проблемы формирования современной реальности, а также осмыслению современных антропологических изменений в контексте фундаментальных принципов синтетической парадигмы философии. Главная цель работы заключается в демонстрации формирования основных религиозных принципов, которые оказали значительное влияние на последующие изменения в ментальной сфере человека. В основе анализа лежит идея того, что религиозные убеждения являются одним из ключевых факторов, определяющих наши взгляды, ценности и поведение в современном мире.
Статья посвящена рассмотрению проблемы устойчивости на материале философии А. А. Богданова. Выделено соотношение количественной и структурной устойчивости, а также дано авторское развитие идеи Богданова. Выделены четыре типа устойчивости: 1) ответ на вызов крайних условий; 2) ответ на чужое; 3) воспроизводство системы и невидимый сдвиг отчуждения; 4) традиция как тип устойчивости, сохраняющий память системы в структурах ответов. Показан методологический аспект модели устойчивости.
Представляя третий номер журнала «Koinon» за 2024 год необходимо рассказать о творческой коллаборации с оргкомитетом «Пивоваровских чтений», во многом определившей его содержание. Феномен человеческой совместности, при всей его кажущейся растворенности в витальных, психических, социальных процессах имеет четко различимые виды / способы существования.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru