В научной статье изложены результаты гуманитарного исследования религиозной конверсии в проекции на религиозную ситуацию, сложившуюся в современном казахстанском обществе. Рассмотрены разноплановые западные, российские и казахстанские методологические подходы к изучению религиозной конверсии в реалиях универсума современности. Исследованы деструктивные формы религиозной конверсии. Анализ примеров религиозной конверсии позволил выявить основные направления ее исследования в казахстанском обществе и выработать собственную методологию автора.
Идентификаторы и классификаторы
В Казахстане интенсивность стресса в обществе после крушения советского строя спровоцировала динамичное возрождение религиозности. В масштабах социума это выразилось в появлении нетрадиционных и новых религий, увеличении роста численности религиозного населения, повышенном спросе на свободу вероисповедания. Переживая мировоззренческую трансформацию и обращаясь к религии, человек может обосновывать свое беспокойство кризисом в стране, затруднительными обстоятельствами или переоценкой смысла жизни. И поэтому не включать религиозную конверсию в объект исследования социальных наук сегодня уже невозможно. Необходимо отметить, что проблематика понятия «религиозное обращение» базируется на изменении привитой ранее религиозной идентичности, и в классической традиции феномен «религиозная конверсия» может рассматриваться, по определению М. Элиаде, как фактор концептуализации детерминант «священное (святое)» — «мирское (обыденное)» и «сакральное» — «профанное» [см.: Религиоведение…, 962−963].
Список литературы
1. Буланова И. С. Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. №1. С. 147-149. EDN: SEELWF
2. Бурова Е. Е. Феномен религиозности: опыт социогуманитарного измерения // Әл-Фараби. 2012. № 3 (39). С. 94-103.
3. Дорофеева Т. В. Мотивы конверсии в кришнаизм в условиях России // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 28-40. EDN: YRWLQT
4. Думанова К. За 12 лет в Казахстане стало больше верующих // Курсив Медиа: [информационный портал]. URL: https://kz.kursiv.media/2023-11-02/dmnv-kazahstan-veruyushhie/ (дата обращения: 07.07.2024).
5. Закон Республики Казахстан № 416-I от 13 июля 1999 года “О противодействии терроризму” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2024) // Онлайн закон: [сайт]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013957 (дата обращения: 07.07.2024).
6. Закон Республики Казахстан № 483-IV от 11 октября 2011 года “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2023) // Онлайн закон: [сайт]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690 (дата обращения: 07.07.2024).
7. Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2006. URL: http://www.isras.ru/files/File/Avtoreferat/avtoreferat_Ipatova.pdf (дата обращения: 07.07.2024). EDN: NKECXR
8. Исаева В. Б. Современные тренды и перспективы развития социологии религиозной конверсии // Вестник антропологии. 2022. № 4. С. 7-25. EDN: YCUTZH
9. Исаева В. Б. Социальный механизм религиозной конверсии на примере петербургской буддийской общины карма кагью: дис.... канд. соц. наук. СПб., 2015. EDN: UGICCZ
10. Крюков Д. С. Стадии и направленность религиозного обращения // Дискуссия. 2014. № 5. С. 20-26. EDN: SFFGJL
11. Любимова А. И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. № 10 (1). С. 70-74. EDN: KXHMDT
12. Нурсеитова Т. Мир меняется, Божии заповеди остаются - основные религии Казахстана об однополых отношениях // Центр анализа и развития межконфессиональных отношений: [сайт]. 2021. URL: http://www.carmo-pvl.kz/ru/article/mir-menyaetsya-bozhii-zapovedi-ostayutsyaosnovnye-religii-kazahstana-ob-odnopolyh (дата обращения: 07.07.2024).
13. Орлова Ю. “А вы точно христиане?” История Юлии Орловой, которая хотела найти друзей, а попала в секту // Журнал “Холод”. 2020. URL: https://holod.media/2020/07/27/sekta/ (дата обращения: 07.07.2024).
14. Религиоведение: энциклопедия слов / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект, 2006.
15. Религиозные конверсии в постсекулярном обществе (опыт феноменологической реконструкции) / под общ. ред. А. Х. Бижанова. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2017.
16. Салахова Д. Ф. Концепт религиозности и структурный анализ религиозной конверсии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 6. С. 71-73. EDN: ELNLJQ
17. Сообщается о гибели двоих граждан Казахстана при перестрелке со спецназом ФСБ России // КазТАГ. 2024. URL: https://kaztag.kz/ru/news/soobshchaetsya-o-gibeli-dvoikh-grazhdankazakhstana-pri-perestrelke-so-spetsnazom-fsb-rossii (дата обращения: 07.07.2024).
18. Стативкина А. Известный в салафитской среде алматинский проповедник приговорен к 5 годам лишения свободы // Zakon.kz: [сайт]. 2017. URL: https://www.zakon.kz/redaktsiiazakonkz/4859519-izvestnyy-v-salafi tskoy-srede.html (дата обращения: 07.07.2024).
19. Татарстан: проповеди в мечетях только на татарском. URL: https://golosislama.com/news.php?id=30061 (дата обращения: 07.07.2024).
20. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2024) // Онлайн закон: [сайт]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252&pos=5;-106#pos=5;-106&sdoc_params=text%3D174%26mode%3Dindoc%26to pic_id%3D31575252%26spos%3D1%26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26tSuffi x%3D1&s doc_pos=2 (дата обращения: 07.07.2024).
21. Уфимцева Е. И. Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 39-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/votserkovlenie-pravoslavnoy-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 15.08.2024). DOI: 10.18500/1818-9601-2012-12-3-39-47 EDN: PJXOPD
22. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011.
23. Халил A., Kалиев K. Социологическое исследование религиозной конверсии в Казахстане // Вестник Торайгыров университета. Гуманитарная серия. 2021. № 2. С. 94-101. EDN: QHGTOD
24. Хардт М., Негри A. X 20 Империя. М.: Праксис, 2004.
25. Bromley D. G., Shupe A. D. “Just a few years seem like a life time”: a role of theory approach to participation in religious movements // Research in Social Movements, Confl icts and Change. 1979. Vol. 2. P. 159-185.
26. Dowton J. V. An evolutionary theory of spiritual conversion and commitment: the case of divine light mission // Journal for the Scientifi c Study of Religion. 1980. Vol. 19, № 4. P. 381-396.
27. Hervieu-Leger D. Le pelerin et le converti. La religion en mouvement. Paris: Flammarion, 1999.
28. Lofl and J., Stark R. Becoming a world saver: a theory of conversion to a deviant perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 34, № 3. P. 862-875.
29. Rambo L. R. Conversion studies, pastoral counseling, and cultural studies: engaging and embracing a new paradigm // Pastoral Psychology. 2010. № 59. P. 433-445.
30. Snow D. A., Machalek R. The sociology of conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. Р. 167-190.
31. Stark R., Bainbridge W. S. Networks of faith: interpersonal bonds and recruitment to sects and cults // American Journal of Sociology. 1980. № 85. P. 1376-1395.
32. Stark R., Finke R. Acts of faith. Explaining the human side of religion. Berkeley: University of California Press, 2000.
33. Wohlrab-Sahr M. Biographie und Religion. Zwischen ritual und Selbstsuche. Frankfurt am Mein: Campus Verlag, 1995.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Постирония и метаирония проявляются во всех областях жизни человека: от научной до повседневно-бытовой. Однако их значение и влияние на культурный код осознаются лишь частью сообщества. В данной статье рассмотрена онтологическая ретроспектива термина «ирония» и его актуальных смысловых производных, предпринята попытка упорядочения разновидностей иронии, рассмотрены формы ее взаимосвязи с социально-культурным пространством.
В статье раскрыты экзистенциальные причины, побуждающие современного человека к духовному самоопределению. Выделены основные этапы процесса духовного самоопределения и его характеристики во взаимосвязи с особенностями постижения трансцендентности. Также были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор направления духовного самоопределения в рамках религиозной или нерелигиозной духовности. Выделен основной результат духовного самоопределения - формирование духовной идентичности.
В работе рассматривается метафизика и космология в необуддизме Б. Д. Дандарона. Выявляются особенности интерпретации Дандароном буддийской концепции пратитья-самутпада в оптике западно-европейской философии (неоплатонизм) и естественно-научных теорий XIX-XX вв. (теория эволюции Дарвина, теория сигнальных систем Павлова). Делается вывод о том, что в необуддизме Дандарон отходит от традиционных представлений буддийской картины мира для создания оригинального религиозно-философского учения XX в. и распространения буддизма в Советском Союзе.
Статья посвящена анализу концепции духовности, предложенной Д. В. Пивоваровым. В рамках исследования проводится сопоставление понятий «дух» и «душа», классифицируются различные определения духовности, разбираются искажения, вносимые в понятия «дух» и «духовность», рассматривается вопрос о соотношении духовного и душевного, анализируются понятия «faith-вера» и «belief-вера» как два разных пути к сверхчувственным реальностям. Также в статье рассматриваются нерациональные аспекты духовности: интуиция, совесть и смысл жизни.
Религия в жизни светского человека XIX в. слабо проявляется в виде религиозных практик. Однако зачастую она сохраняет роль ценностной и моральной основы, определяющей многие особенности мировоззрения личности. В статье в рамках исследования истории идей делается попытка разработать подходы к реконструкции набора религиозных концепций, формирующих взгляды личности. В качестве материала для анализа было взято личное книжное собрание отца и сына Фан-дер-Флитов, чиновников Министерства финансов Российской империи. Приводится классификация религиозной литературы в их библиотеке. На основе личных дневников Николая Федоровича Фан-дер-Флита очерчивается круг чтения и отношение автора к религии. Рассматриваются проблемы и ограничения интерпретации приводимых данных.
XX век стал временем радикальных социальных изменений. Возможность оплачиваемого женского труда, разрушение традиционных систем родственных и брачных отношений, изобретение женских контрацептивов - все эти факторы способствовали сепарации и независимости женщин. Развитие вспомогательных репродуктивных технологий помогло человечеству приобрести не только негативный, но и позитивный контроль над рождаемостью. Репродукция оказалась отделена от секса, а секс приобрел самостоятельную ценность. Это привело к переоценке не только добрачных и внебрачных отношений, но и отношений в браке. Брак перестал быть необходимым условием для репродукции. Рождение и воспитание детей уже не требует вступления в брак ни в целях их обеспечения, ни во избежание морального осуждения. Цель данной статьи - выделить особенности мужской и женской мотивации в репродукции, сложившиеся эволюционным путем и возникшие в новых условиях.
Статья посвящена описанию концептуальных построений о природе кинематографа и выявлению алгоритмов анализа фильма, зафиксированных в ранних киноведческих исследованиях. В работе проводится обзор становления теории кино, впервые на русском языке излагаются представления о кинематографе таких мыслителей, как Маффио Маффи, Джованни Фосси, Кренкебиль, Гайо, Густав Мельхер, Курт Вайсе, Герман Кинцль, Альберт Хеллвиг. В статье также формулируются идеи Вэчела Линдсея и Гуго Мюнстерберга - первых теоретиков кино, заложивших основы двух направлений киноведческой науки: собственно киноведения и серьезных психологических исследований киноискусства соответственно. Описание концепций и аналитических схем, применяемых до 1920-х гг., позволяет расширить представления о зарождении и развитии мировой кинотеории, что свидетельствует об актуальности проведенного исследования.
Автор предлагает разработать новый подход к решению проблем изучения танатологических элементов современной религиозной мифологии. Данное исследование проводится в рамках относительно новой религиоведческой дисциплины, известной как религиозная мифология. Для достижения цели данного исследования процесс разработки метода разделен на три этапа: 1) раскрытие познавательного потенциала синтетической парадигмы Даниила Валентиновича Пивоварова; 2) создание теоретических основ метода; 3) определение алгоритма работы метода. Результаты этого исследования представляют собой новый метод, который выводит танатологию за пределы ее естественно-научных рамок, а также признает сакральное и этическое значение смерти в человеческом существовании, что является актуальным направлением для религиоведческих исследований и религиозной танатологии.
Статья посвящена анализу проблемы формирования современной реальности, а также осмыслению современных антропологических изменений в контексте фундаментальных принципов синтетической парадигмы философии. Главная цель работы заключается в демонстрации формирования основных религиозных принципов, которые оказали значительное влияние на последующие изменения в ментальной сфере человека. В основе анализа лежит идея того, что религиозные убеждения являются одним из ключевых факторов, определяющих наши взгляды, ценности и поведение в современном мире.
Статья посвящена рассмотрению проблемы устойчивости на материале философии А. А. Богданова. Выделено соотношение количественной и структурной устойчивости, а также дано авторское развитие идеи Богданова. Выделены четыре типа устойчивости: 1) ответ на вызов крайних условий; 2) ответ на чужое; 3) воспроизводство системы и невидимый сдвиг отчуждения; 4) традиция как тип устойчивости, сохраняющий память системы в структурах ответов. Показан методологический аспект модели устойчивости.
Представляя третий номер журнала «Koinon» за 2024 год необходимо рассказать о творческой коллаборации с оргкомитетом «Пивоваровских чтений», во многом определившей его содержание. Феномен человеческой совместности, при всей его кажущейся растворенности в витальных, психических, социальных процессах имеет четко различимые виды / способы существования.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru