ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)

Показано, что в рамках социальной культурологии, изучающей мир человека как творца культуры, преобразующего окружающую его действительность, с конца 1980-х гг. стало активно развиваться новое научно-практическое направление – теория и методология социокультурного воспроизводства, получившее позднее название педагогической культурологии.

Цель исследования – рассмотреть феномен педагогической культурологии, связанные с ней научные школы, показать теоретическое и прикладное значение педагогической культурологии и перспективы ее развития. В исследовании использованы системный, деятельностный и аксиологический подходы.

Выделены признаки, присущие научной школе: общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем; уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом; роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара).

Дана характеристика Санкт-Петербургской научной школы педагогической культурологии, основателем которой выступил М. А. Ариарский.

Рассмотрена концепция Уфимской научной школы педагогической культурологии В. Л. Бенина, сложившейся на рубеже 2000-х гг. и получившей развитие на базе Башкирского государственного педагогический университет им. М. Акмуллы.

Сделан вывод о том, что школа педагогической культурологии, созданная М. А. Ариарским в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, по существу, имеет прикладной характер, так как стала теоретико-методологической основой развития всех видов социально-культурной деятельности, обосновывает ее назначение.

Методологической позицией Уфимской школы педагогической культурологии можно считать тезис, что развитие цивилизации, культуры и образования необходимо рассматривать не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества.

Педагогическая культурология, представляющая собой область гуманитарного знания, выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Автор(ы): Гильмиянова Римма Аскаровна
Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ (2024)

В статье рассматриваются базовые понятия формирования современной самоидентификации россиянина. Авторы обосновывают научный аппарат исследования современных форм российской гражданской самоидентификации. В основу своих изысканий они полагают подходы социологических исследований, рассматривая процессы формирования и проявления социокультурной идентичности.

Результаты исследования. В самом общем виде под идентичностью понимается осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в определенной упорядоченности своей жизнедеятельности, и эту упорядоченность он может получить только в сообществе других людей. Для этого ему необходимо добровольно освоить принятые в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Социальнокультурная идентичность определяет бытие человека. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается и протекает его деятельность, тем более у него развито личностное начало, тем более гармонично он выстраивает свои взаимоотношения с другими представителями социального окружения и миром в целом. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что актуальность изучения процесса формирования социокультурной идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как именно в этот период жизни осуществляется осознание себя и своего места в мире.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 1 (103) (2024)
Автор(ы): Жукова Елена Дмитриевна, Гильмиянова Римма Аскаровна
Сохранить в закладках