Актуальность исследования. Получение высшего медицинского образования оказывает значительное влияние на жизнь будущих врачей и, по их словам, является одним из наиболее сложных этапов в жизни. Из-за недостатка свободного времени у студентов могут возникать различные физиологические и психологические проблемы, такие как ухудшение работы иммунной системы, хроническая усталость, различные когнитивные нарушения, а также тревога и депрессия [5, 9]. В настоящее время существуют достаточно исследований, посвященных конкретным стрессорам и способам снижения их воздействия на организм человека [12]. Mohammad A. Aloufi et al. в своей работе пришли к выводу, что наилучшим методом, направленным на устранение стресса, тревоги и депрессии являются мероприятия по улучшению навыков повышения концентрации внимания и совладания с собой [9]. Часть студентов подвержена феномену анозогнозии, который заключается в отрицании, игнорировании или недооценке пациентом своего заболевания. В этом случае возможные проблемы выявляются с помощью психологических тестов. Цель работы: выявить и сравнить актуальные стрессовые факторы у студентов медицинского вуза на разных этапах обучения.
Материалы и методы. Анализировали отечественные и зарубежные статьи за 20162023 гг., используя следующие научные электронные библиотеки: Cyberleninka, PubMed; использовали авторский анонимный опросник, батарею тестов: стресс-тест В. Ю. Щербатых, тест функциональности поведенческой стратегии, госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS), шкалу депрессии Бека. Результаты и их анализ. Исследование показало, что наиболее актуальным стрессом у 84,73 % студентов 1-го курса и 79,78 % студентов 6-го курса является учебная нагрузка, а на 3-м курсе доля таких студентов составляет 91,37 %; обнаружены статистически значимые различия (р = 0,008). Вредные привычки отмечались у 61,45 % студентов 1-го курса, 65,1 % студентов 3-го курса и 69,15 % студентов 6-го курса; статистически достоверных различий среди студентов разных курсов не выявлено (р > 0,05). По данным стресс-теста Щербатых на 3-м курсе статистически достоверно меньше обучающихся, у которых отсутствует симптомы стресса (р = 0,0108), а среди студентов 6-го курса статистически достоверно чаще встречаются лица, находящиеся в состоянии сильного стресса (р = 0,039). По данным теста поведенческой стратегии у студентов 1-го (35,92 %), 3-го (34,21 %) и 6-го (28,9 %) курсов доминирующей поведенческой стратегией стал оптимизм во всех ситуациях, включая неопределенные. По данным теста HADS на 1-м, 3-м и 6-м курсах по показателям субклинически и клинически выраженной тревоги статистически достоверных различий не обнаружено (p > 0,05). По данным теста Бека явно выраженная депрессивная симптоматика в меньшей степени проявляется у студентов 3-го курса (p = 0,0101).
Целью обзора было проанализировать нейрохимические и нейрофизиологические механизмы орексиновой системы, ее роль в функциях организма и адаптивного
поведения. Основное внимание уделено участию орексинов в механизме подкрепления и формировании аддиктивного поведения. В начале обзора дается историческая справка о первых работах в области изучения орексинов и идентификации рецепторов. Описаны
орексинпродуцирующие клетки гипоталамуса и их влияние на функции мозга. Далее описано влияние орексинов и их рецепторов на пищевое поведение, уровень бодрствования и положительное подкрепление. Проанализировано действие орексинов при нарколепсии. Описано участие орексинов в механизмах подкрепления и зависимости, ключевая роль орексинов в развитии аддиктивных форм поведения. Показана особая роль орексина в формировании зависимости от этанола. Далее рассматривается вопрос о действииорексинов при стрессе. Показано, что орексины играют важную роль в регуляции нервных и гуморальных механизмов, опосредующих формирование эмоциональной памяти, ассоциированной с негативным опытом.
Сделан вывод, что орексин может модулировать оценку стресса и вероятности достижения подкрепляющего стимула. В связи с этим антагонисты орексина могут рассматриваться как возможные перспективные средства профилактики и лечения расстройств тревожно-
фобического спектра, а также вызванных стрессом и окружающими стимулами среды расстройств, связанных с приемом аддиктивных средств.
Увеличение числа пациентов с психодерматологическими проявлениями и выявление определенной коморбидности в течении заболеваний у пациентов дерматологического профиля заставляет по-новому взглянуть на эту проблему.
Предлагается даже термин «психодерматология» как актуального и, в то же время, наименее разработанного направления современной медицины, которое находится на стыке психиатрии и дерматовенерологии. Психиатрия и психотерапия изучают внутренний мир человека; дерматовенерология занимается диагностикой и лечением болезней кожи
человека и ее придатков, а психодерматология объединила в себе эти два раздела медицины. В современном мире в результате увеличения объема поступающей сенсорной информации, ускорения ритма жизни, действия вредных экологических факторов человек может подвергаться чрезмерным психоэмоциональным нагрузкам, приводящим к развитию психических расстройств. Зачастую именно кожные высыпания становятся объективным проявлением таких нарушений. Ранняя диагностика психодерматозов и признаков обсессивно-компульсивной патологии у больных людей способствует своевременному выявлению категории лиц, входящих в группу риска возникновения психотических реакций и психических заболеваний. Это особенно актуально для молодых пациентов. На фоне гормональной перестройки организма, особенностей подросткового возраста, возросшей учебной нагрузки на них в школе, кризиса института семьи и брака, переизбытка сенсорной информации и гиподинамии увеличивается частота возникновения психодерматозов во всем мире, в том числе в нашей стране.