В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по математике профильного уровня, при этом особое внимание в статье уделено решаемости заданий с развернутым ответом. Основой для исследования послужили статистические данные о решаемости заданий с развернутым ответом выпускниками 11 классов двух субъектов Российской Федерации – Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Авторами статьи проведен сопоставительный анализ ошибок, допущенных выпускниками 11 классов обоих субъектов при решении групп двухбалльных, трёхбалльных и четырёхбалльных заданий.
В результате сопоставительного анализа было выявлено, что обучающимися обоих субъектов допускаются одни и те же категории ошибок, но в разном процентном соотношении. Кроме того, в вопросах применения различных дополнительных методов решения выпускники 11 классов субъекта N1 применяют более разнообразные методы. В то же время и ошибки, допущенные выпускниками 11 классов этого субъекта при решении, более специфичные. Проведенный авторами статьи сопоставительный анализ ошибок позволяет классифицировать ошибки, допущенные выпускниками, следующим образом.
1. Ошибки применения алгебраических формул и свойств функций.
2. Ошибки применения основных геометрических понятий и теорем.
3. Ошибки построения математических моделей.
4. Ошибки решения уравнения и неравенств.
5. Вычислительные ошибки.
По результатам проведенного сопоставительного анализа сформулированы рекомендации по повышению качества подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по математике профильного уровня, которые включают в себя рекомендации для образовательных организаций (включая межсубъектное взаимодействие), учителей математики, обучающихся.