В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
Задача дифференциации личностных особенностей различных групп осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях традиционно решается или теоретически на основе исследования различных научных источников или эмпирически (на основе усреднения личностных профилей базовых клинических шкал личностных тестов у групп осужденных). В данной работе мы предлагаем результаты полученные при изучении базовых шкал личностных профилей осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе выборки более 700 лиц исследуемой категории и сопоставления результатов усредненных личностных профилей по содержательным шкалам методики СМИЛ были выделены общие и специфические личностные черты трех групп осужденных. Так, в исследуемых группах превалирует паттерн конверсионного профиля личности в виде конверсии и противоречивого сочетания вытесненной тревоги и чрезмерной активности незрелой личности, что позволяет рассматривать полученную психическую (кумулятивную) травму как один из глубинных бессознательных мотиваторов экстремистского и террористического поведения, определяя тем самым мишени для планирования психокоррекционной работы и выделения осужденных группы риска.