Научный архив: статьи

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ НАУКЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2025)

Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11(77). №1 (2025)
Автор(ы): АСТАФИЧЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II И ЕЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (2024)

Введение. Статья посвящена исследованию ряда историко-правовых проблем, связанных с оценкой результатов судебной реформы Александра II (вторая половина XIX века).

Размышляя о том, применим ли опыт этой реформы для конституционного строя современной России, автор полагает, что хотя император Александр II не решился на полномасштабные конституционные преобразования и октроирование конституции, но его реформы в комплексе и системном единстве конституировали принципиально новый государственный паттерн, который при сохранении принципа самодержавия и ряда иных ключевых признаков неограниченной монархии продемонстрировал существенно обновленные государственно-правовые формы организации и деятельности публичной власти.

При всей привлекательности замыслов Александра II мы не можем сегодня сказать, что они действительно необходимы современной России в их полноте и аутентичности, но, что весьма важно при современной теоретико-методологической оценке судебной реформы, - это прагматичность государственной администрации второй половины XIX века, которая предпочла путь демократизации сначала судебной системы и земского самоуправления, и лишь затем, если это вообще было нужно для соответствующих историко-правовых условий развития российской государственности того периода, - конституционализацию народного представительства, всеобщих и равных выборов, многопартийности, разделения властей и верховенства прав человека.

Методы. В работе применялся комплекс методов, которые выработаны и апробированы историко-правовой наукой и теорией государства и права. Особенно активно использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход, метод сравнительного правоведения.

Результаты. Автор доказывает, что имеющаяся в современной России правоохранительная система неидеальна, несовершенна и не должна подвергаться в связи с этим теоретико-методологической идеализации.

В числе прочего судебная деятельность, прокурорская, следственная и полицейская практика нуждаются в дальнейшей гуманизации на основе требований конституционных принципов и норм. Значительное содействие в достижении данной цели могло бы оказать частичное использование опыта судебной реформы второй половины XIX века, особенно в аспекте институционализации судов с участием присяжных заседателей.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): АСТАФИЧЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках