Статьи в выпуске: 29

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ (2024)
Авторы: ЧЕКУНОВ АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ, ШАПОВАЛ ВАЛЕНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ

Введение. Статья посвящена исследованию психодиагностических критериев профессиональной надежности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации как субъектов правореализационной деятельности, выполняющих важные государственные задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Её цель состояла в попытке выявить шкальные психодиагностические показатели тестовых методик, применяемых в целях профессионального психологического отбора кандидатов на обучение и психологического сопровождения профессионального становления будущих офицеров национальной гвардии Российской Федерации, которые помимо прочего могли бы служить критериями для оценки и прогнозирования их личностной профессиональной надежности.

Методы исследования. В исследовании применялись методы психологической диагностики (10 тестовых психодиагностических методик, в том числе для исследования особенностей мышления - МИОМ, самооценки актуального психического состояния - СУПОС-8, изучения ценностей личности Шварца, неосознаваемых Я-структурных компонентов личности с помощью Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» и др.), ранее выбранные специалистами группы профессионального психологического отбора и утвержденные в установленном порядке руководством, экспертных оценок результатов учебно-служебной деятельности курсантов и профессиональной деятельности выпускников на первичных офицерских должностях, ретроспективного анализа психодиагностических показателей используемых методик, статистические методы сравнительного анализа (U-критерий Манна - Уитни и дисперсионный анализ).

На основе анализа независимых экспертных оценок и результатов деятельности была проведена градация курсантов и выпускников-офицеров военного института на четыре группы с разными уровнями (высоким, средним, ниже среднего, низким) профессиональной надежности.

Результаты. В результате проведенного ретроспективного сравнительного анализа данных психодиагностических обследований 221 курсанта мужского пола из более 200 психодиагностических показателей (шкал) используемых методик были выделены 52 шкальных показателя, статистически достоверно отличающих испытуемых с разными уровнями профессиональной надежности, 21 (58 %) которых имели линейную зависимость от уровня (группы) профессиональной надежности и 7-летнюю глубину прогноза.

В зависимости от характера полученных различий одни показатели могут быть использованы в качестве психологических (личностных) предикторов и протекторов профессиональной надежности, в то время как другие - в качестве лимитирующих факторов ее проявления и развития. Научная новизна и практическая значимость полученных психодиагностических показателей определяется возможностью их использования для психологического прогнозирования профессиональной надежности не только курсантов в период обучения в военном вузе, но и офицеров-выпускников в период их профессиональной деятельности в войсках на первичных офицерских должностях, в т. ч. с помощью создания специальных решающих правил прогнозирования (регрессионных уравнений и дискриминантных функций).

Кроме того, полученные психодиагностические показатели (шкалы) могут быть корректно экстраполированы в качестве критериев (предикторов, протекторов и лимитирующих факторов) профессиональной надежности на офицерский (начальствующий) состав других государственных правоохранительных силовых структур, включая МВД России, а также использованы для создания алгоритмов (решающих правил) психологического прогнозирования их профессиональной надежности на этапах профессионального психологического отбора, профессионального становления и психологического обеспечения служебной деятельности.

Сохранить в закладках
ПОКАЗАТЕЛИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В АГРЕССИЮ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ (2024)
Авторы: РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Коновалов Иван Александрович, АВДЕЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Актуальность. Статья посвящена проблеме оценки педагогами показателей риска вовлеченности в ситуации агрессивного поведения. Рассматривается проблема обусловленности оценки риска вовлеченности личностными особенностями педагога, в частности, локусом контроля.

Цель. Оценка взаимосвязи между уровнем локуса контроля педагога и его представлениями о маркерах виктимизации подростков.

Материалы и методы. Выборку составили 4 453 школьных педагога (94 % - женщины, 6 % - мужчины) из семи регионов Российской Федерации. В работе использована методика «Уровень субъективного контроля» (далее - УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд).

Для оценки представлений педагогов о маркерах виктимизации были проанализированы ответы на вопрос «Как Вы обычно понимаете, что по отношению к ребенку проявляется агрессия?» из стандартизированной анкеты Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ.

Результаты. По итогам анализа данных установлено, что педагоги, отмечавшие в качестве маркеров виктимизации подростков предложенные в рамках анкеты варианты, имеют статистически значимо более высокие показатели (более высокие абсолютные значения) по различным шкалам УСК.

Заключение. Педагоги, склонные к интернальности, значимо выше оценивают различные маркеры виктимизации как показатели вовлеченности подростков в ситуации агрессивного поведения.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ КРИМИНОГЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ (2024)
Авторы: ЗЛОКАЗОВ КИРИЛЛ ВИТАЛЬЕВИЧ

Введение. В работе описываются предпосылки, теоретические основания и результаты концептуализации отношений криминогенной личности к социальному окружению. Актуальность разработки концепции обусловлена разрозненностью научных представлений об отношениях криминогенной личности к лицам и группам, образующим ее социальное окружение.

Социальная значимость обусловлена низкой эффективностью ресоциализации и реинтеграции лиц, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности, усилением их криминализации и маргинализации после освобождения из мест лишения свободы.

Методами исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза, категоризации, моделирования, применяемые для систематизации теоретических знаний в виде комплекса принципов и положений концепции.

Результатом исследования выступают положения структурно-функциональной концепции отношений криминогенной личности, раскрывающие значение социального окружения для жизнедеятельности криминогенной личности на разных этапах криминализации, принципы структурирования социального окружения на основе положений системного, субъектного и психосоциального подходов к изучению личности.

Описаны инвариантные и вариативные функции отношений к социальному окружению и их значение для адаптации криминогенной личности, формирования ее самоотношения и соучастия в самореализации. Утверждается негативная роль криминальной направленности, ухудшающая социальное функционирование криминогенной личности и способствующая ее криминализации.

Показано, что отношения криминогенной личности с позиции их влияния на социальное окружение могут иметь деструктивную и конструктивную формы, что сказывается на структурных характеристиках отношений.

Раскрываются возможности трансформации отношений криминогенной личности к социальному окружению, описываются основания для разработки психологической технологии. В заключении описываются теоретические и методические перспективы применения концепции для исследования и изменения отношений криминогенной личности.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОЗАПИСИ ДОПРОСА В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (2024)
Авторы: ЕНГАЛЫЧЕВ ВАЛИ ФАТЕХОВИЧ, ЛЫФЕНКО ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Введение: Встречающиеся случаи отказа допрашиваемого после первого же допроса от дачи показаний в дальнейшем, неоднократное изменение им содержания своих показаний, заявления допрашиваемого и его адвокатов о применении в отношении него недопустимых методов следствия и другое побуждают к поиску надежных средств фиксации его устных текстов и самой ситуации их порождения на допросе.

Правильно технически и психологическая организованная видеозапись следственных действий является ценным инструментом анализа поведения допрашиваемого лица и достоверным доказательством на последующем, судебном этапе расследования.

Методы. Исследование опирается на системный подход, общенаучные методы (теоретический анализ, синтез, индукция, дедукция), специальные частнонаучные методы: конкретизация, толкование, компаративный исследовательский метод.

Осуществлено обобщение зарубежного опыта проведения следственных действий с применением видеозаписи в ходе допроса особо ценных подозреваемых. Полученные результаты проинтерпретированы посредством экспертного психологического анализа.

Результаты. Межличностное взаимодействие в процессе допроса, поддержанное отслеживанием динамики коммуникативного поведения посредством психологического изучения видеозаписи, дает более существенные результаты и более высокий процент признаний по сравнению с традиционными методами ведения допроса.

Особое значение имеет использование техник психотерапевтической работы и построения мотивационного дискурса, в частности, длящегося раппорта, позволяющего установить надежные доверительные отношения между следователем и допрашиваемым.

Обучение следователей психологическим основам использования видеозаписи, а затем анализ результатов их работы до и после обучения, показывает значительные перемены в использовании научно-обоснованных тактик ведения допроса, в том числе более широкое применение открытых вопросов, положительных утверждений, основных элементов когнитивного интервью, что оказывает пролонгированный положительный эффект.

Сохранить в закладках
ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОР РИСКА УТОМЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (2024)
Авторы: ДУХНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, БОРОДАВКО ЛЕОНИД ТРОФИМОВИЧ, СИЛКИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Введение. Внутригрупповые отношения в служебных коллективах, с одной стороны, могут усиливать «рабочую усталость», вызванную напряженностью деятельности, приводить к утомленности сотрудника. Но утомленность как проявление тонического состояния риска оказывает влияние не только на качество решения служебных задач, но и на внутригрупповые отношения в служебном коллективе.

Цель исследования - изучение особенностей внутригрупповых отношений в служебном коллективе, их взаимосвязи и различий у сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем утомленности.

Методы исследования. Респондентами выступили 150 сотрудников органов внутренних дел со стажем служебной деятельности от 7 до 10 лет. Был использован комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов) и «Субъективная оценка уровня утомленности личности» (С. В. Духновский, Э. К. Шелепина).

Результаты. Установлено, что утомленность сотрудника взаимосвязана с позитивными (эмоциональной близостью, профессиональным самоотношением) и негативными (напряженностью, конфликтностью, агрессивностью, чувственным тоном) параметрами внутригрупповых отношений в служебном коллективе.

Установлено, что у респондентов с умеренным уровнем утомленности функционально-позитивные параметры внутригрупповых отношений, преобладают над функционально-негативными. У сотрудников с повышенным уровнем утомленности функционально-негативные характеристики доминируют над позитивными.

Показано, что при нарастании утомленности субъекты в меньшей степени озабочены отношениями в служебном коллективе. Особенности внутригрупповых отношений в служебном коллективе могут выступать факторами риска для развития и усиления утомленности сотрудника.

Оценка уровня утомленности, позволяет судить о том, как воспринимаются отношения в служебном коллективе с позиции выраженности их функционально-позитивных и негативных характеристик.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2024)
Авторы: ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Введение. Ценности, сформированные в период профессиональной подготовки и обучения в высшем учебном заведении, оказывают существенное влияние на формирование смыслов субъекта учебной деятельности, а возможность их бесконфликтной реализации детерминирует состояние психологического благополучия.

Расхождения в представлениях личности о способах реализации ценностей, а также доминирование желаний над мотивацией достижений и мотивацией ориентации на успех, детерминирует пассивность в реализации ценностных целей и психологическое неблагополучие. Цель исследования состояла в выявлении особенностей и взаимосвязей ценностных факторов, обеспечивающих психологическое благополучие курсантов образовательной организации МВД России.

Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, психодиагностический метод, методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона.

Выборка исследования была представлена курсантами, обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД России (n = 152), средний возраст: 22,1 ± 1,1 лет.

Результаты. В результате исследования установлено, что представленность ценностных факторов в комплексе переживания как психологического благополучия, так и психологического неблагополучия детерминирована практически равнозначными ценностями.

Различия между благополучием и неблагополучием обеспечиваются большей выраженностью ценностей развития себя, духовного удовлетворения, ценностей сферы общественной жизни, обучения и образования при состояниях психологического благополучия.

В исследовании выявлена зависимость психологического благополучия от реализации ценностей, что объясняется многочисленными положительными корреляциями между значениями ценностей и благополучия.

При психологическом неблагополучии корреляции между его значениями и значениями ценностей характеризуются обратными, отрицательными связями.

Наиболее значимым критерием в оценке связей ценностей и психологического благополучия выступает не столько фактор ценностей, сколько механизм их достижения, отражающий общую активность личности, уровень позитивной мотивации, ориентацию на успех и личностную зрелость.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ДИСПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛИЗМА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (2024)
Авторы: ШАРАФУТДИНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Введение. Статья посвящена анализу жизненных целей, стремлений, материализма сотрудников органов внутренних дел, подбору психодиагностического инструментария в рамках глобального исследования профессионального самосознания субъектов служебной деятельности.

Актуальность темы исследования связана с неопределённостью структуры профессионального самосознания личности, отсутствием разработанной программы и методики эмпирического исследования профессионального самосознания, рекомендованных методик для диагностики, в том числе жизненных целей, стремлений, материализма.

Для качественной деятельности органов внутренних дел необходимо решать кадровые вопросы, отбирать на службу наиболее перспективных, надежных сотрудников, сопровождать их на протяжении всей службы, способствовать их профессиональному развитию.

В связи с этим возрастает роль психолога органов внутренних дел в проведении индивидуальной и групповой работы с сотрудниками, осуществлении психодиагностики и последующего сопровождения.

Методы. В ходе проведения данной части научного исследования нами использовались такие методы, как научно-категориальный анализ, типологизация, тестирование.
Результаты. Опросник «Индекс стремлений» (Т. Кассер, Р. Район в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, В. А. Егорова) позволил оценить выраженность как внешних, так и внутренних стремлений личности, дать им общую оценку и по отдельным шкалам соответственно.

Данный опросник включен в программу исследования профессионального самосознания субъектов служебной деятельности с указанием в качестве мотивационных компонентов структуры следующих: отношения, сообщество, внешность, известность, влиятельность. К рефлексивным компонентам отнесли самовыражение.

Получены результаты диагностики диспозиционного материализма как составной части структуры профессионального самосознания; выявлены положительные связи между отдельными показателями компонентного состава структуры профессионального самосознания.

Сохранить в закладках
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (2024)
Авторы: ЦВЕТКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЭДУАРДОВИЧ, НОВОСЕЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА РУДОЛЬФОВНА

Введение. Работоспособность сотрудников органов внутренних дел, их психологическое здоровье и стрессоустойчивость во многом зависят от психологической работы, которая осуществляется с ними на протяжении всего периода службы.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективное выполнение полицейскими своих служебных обязанностей, является процесс формирования и развития конструктивных защитных механизмов психики.

Развитие имеющегося потенциала защиты психического здоровья у сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) продолжает оставаться актуальным направлением психологической работы МВД России на протяжении нескольких лет. Необходимость совершенствования данного процесса обусловлена повышенным стрессовым воздействием на психику полицейских различными внешними факторами, травмирующее действие которых с каждым годом нарастает.

Формирование конструктивного защитно-совладающего комплекса у сотрудников полиции предполагает осуществление целенаправленной психологической работы, включающей различные методы и средства достижения планируемого результата.

Методы. На основе ранее проведенного эмпирического исследования мы предприняли попытку разработки путей формирования конструктивного защитно-совладающего комплекса у сотрудников ОВД посредством общенаучных формально-логических (дедукция, индукция, анализ и синтез) методов, теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, теоретического моделирования, основанного на положениях системного подхода в психологии.

Результаты. В статье представлены возможные пути формирования конструктивного защитно-совладающего комплекса у сотрудников органов внутренних дел, предложены теоретическая модель и программа, посредством которых будет обеспечено развитие стратегий защиты психики полицейских от травмирующего воздействия психологических барьеров взаимодействия.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2024)
Авторы: Сабирова Ирина Александровна, ЛЯПИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции, ориентированная на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, требует сформированной готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

С другой стороны, физическая подготовка является важным средством всестороннего и гармоничного развития личности, что ориентирует на повышение качества теоретических знаний будущих сотрудников территориальных органов МВД России и их осознанное использование в личностном совершенствовании и самосовершенствовании. Вместе с тем в научной литературе не полном объеме раскрыты вопросы по организации теоретического раздела физической подготовки в вузах МВД России.

Методы. Использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Результаты. Процесс формирования теоретических знаний обучающихся в ведомственных вузах по дисциплинам, связанным с физической подготовкой, следует реализовывать с соблюдением ряда требований, таких как: ориентация процесса обучения на формирование представлений о духовных, материальных и культурных ценностях физической культуры; система социальных ценностей; поэтапное освоение теоретических знаний; применение общепринятых форм организации процесса обучения, направленного на освоение знаний, умений, навыков; привлечение обучающихся к самостоятельной работе, в том числе по углублению теоретических знаний; формирование оценочных критериев по теоретической подготовленности обучающихся.

Данный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов: формирование осознанного восприятие учебной информации и понимание её содержания; осмысление изучаемого материала, понимание прикладной значимости получаемых знаний; запоминание и сохранение полученной информации за счет активного привлечения обучающихся к процессу повышения качества теоретической подготовленности; использование полученных знаний на практике.

Представлен дидактический аспект теоретической подготовки обучения будущих сотрудников территориальных органов МВД России по дисциплинам, связанным с физической подготовкой, основанный на акцентированных принципах, формах, средствах и методах.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (2024)
Авторы: ИЛАКАВИЧУС МАРИНА РИМАНТАСОВНА

Введение. Актуальным направлением развития теории и практики отечественного высшего образования являются методология и проектирование учебно-воспитательного процесса на основании реализации воспитывающего обучения.

На протяжении последних десятилетий во всей системе образования России наблюдается тенденция расхождения обучения и воспитания, нередко доходящая до их разновекторности в учебно-воспитательном процессе, который должен быть целостным.

Компетентностно-ориентированный подход, являющийся основой профессионального образования, в этих условиях должен быть дополнен антропологической методологией.
Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Результаты. Гуманитарно-антропологический поход обосновывает антропопрактику в качестве способа реализации взаимосвязи воспитания и обучения в образовательном процессе высшей школы. Она представлена как практика воспроизводства в образовании гуманности в ее значении, принятом в российской культуре.

В ней создаются условия для освоения знаний, развития опыта деятельности по образцу и в нестандартных условиях (что составляет компетентность), а также для осмысления ценностей профессии.

Ценности профессии мотивируют человека на выполнение трудовых действий, сущностно тяжелых, сложных, проблемных. Таким образом, в профессиональном образовании обучающийся получает возможность для осмысления нормативного и ценностного компонентов профессионального труда в их единстве.

Предложены этапы создания антропопрактик (концептуальный, этапы проектирования и сценирования), раскрыто их содержание. Технологизация деятельности педагога высшей школы в этом случае направлена на удержание ценностных оснований профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2024)
Авторы: ЕРОФЕЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ХАРЛАМОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА

Введение. Онлайн-технологии становятся все более доступными и популярными среди молодежи. Однако это не только открывает новые возможности для общения и обучения, но и создает риск вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Особенно остро в настоящее время стоит вопрос влияния деструктивных интернет-сообществ, которые пропагандируют свою деструктивную деятельность в социальных сетях и вовлекают в нее несовершеннолетних.

С распространением интернета несовершеннолетние в виртуальном мире все чаще подвергаются влиянию людей, вовлекающих их в деструктивные интернет-сообщества. В статье рассмотрен вопрос подготовки курсантов - будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) к профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества.

Методы исследования. В исследовании использованы теоретический анализ педагогической и учебной литературы, нормативных правовых актов и источников сети «Интернет», общенаучные методы научного познания.

Результаты. Рассматривая профилактическую деятельность, связанную с предупреждением вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества, необходимо отметить, что это очень непростое дело.

Однако в процессе обучения у курсантов будут формироваться знания, умения и навыки деятельности, направленной на предотвращение вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества, что даст возможность облегчить реализацию профилактической работы будущим сотрудникам ПДН и при этом подготовить действительно квалифицированных специалистов.

В связи с этим были разработаны авторский электронный курс «Профилактическая деятельность сотрудника ПДН в социальных сетях» и методические рекомендации по его использованию в условиях учебного процесса при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2024)
Авторы: МАРЧЕНКО ГЕННАДИЙ ВИКТОРОВИЧ

Введение. Актуальность вопросов применения технологий развивающего обучения и воспитания в процессе освоения гуманитарных дисциплин в образовательных организациях МВД России очевидна.

В период проведения учебных занятий, научно-исследовательской работы и воспитательных мероприятий формируются мировоззренческие ориентиры курсантов и слушателей, определяется ценностное содержание будущей профессиональной деятельности.

В настоящей статье автор раскрывает вопросы происхождения теории «воспитывающего обучения», прослеживает основные тенденции ее развития в европейской и отечественной педагогической науке, делает выводы о необходимости использования технологий развивающего обучения и воспитания в этой сфере педагогической деятельности.

В работе рассматривается практика реализации данных технологий на примере проведения учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России.

Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический метод; теоретические и познавательные методы познания и обработки информации - обобщения, систематизации, классификации, сравнения; эмпирический метод анализа содержания проводимых учебных занятий.

Результаты. Основные положения статьи были доложены автором в рамках обмена педагогическим опытом на научно-методическом семинаре «Педагогические стратегии воспитания личности в контексте реализации образовательных программ», проведенного 14 ноября 2023 г. на базе Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

В работе семинара принял участие заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В. Л. Кубышко, руководители и ведущие ученые всех вузов системы МВД России и ряда гражданских образовательных организаций в сфере гуманитарного и правового знания.

Проведенное исследование показывает, что внедрение технологий развивающего обучения и воспитания в образовательную деятельность в системе вузов МВД России позволяет оказывать активное воздействие на формирование государственно патриотического мировоззрения обучающихся, повышение уровня правовой и нравственной культуры личности.МАРЧЕНКО ГЕННАДИЙ ВИКТОРОВИЧ

Сохранить в закладках
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (2024)
Авторы: ШИШОВА ОКСАНА ПАВЛОВНА

Введение. Защита культурного наследия как достояния народа и носителя его культурного кода является одной из важнейших задач каждого общества и государства. Угрозу для сохранения объектов культурного наследия представляют не только время, природные катаклизмы и иные естественные процессы, но, к сожалению, и противоправное поведение человека.

Последнее заключается как в преступном нарушении специальных обязанностей по сохранению объектов культурного наследия и правил их использования, так и умышленные деяния, направленные на их повреждение и уничтожение.

В свою очередь выработка эффективных мер противодействия преступлениям, посягающим на объекты культурного наследия, требует исследования их природы и факторов детерминации.

Учитывая, что ключевую роль в механизме преступного поведения играет личность преступника, исследование детерминации отдельных видов преступлений обусловливает установление субъективных факторов их детерминации.

Цель данной статьи - установление субъективных факторов детерминации преступлений, посягающих на объекты культурного наследия.

Методы. В основе исследования лежит всеобщий диалектический метод познания, предполагающий анализ факторов и процессов детерминации преступлений, посягающих на объекты культурного наследия, во всей полноте взаимосвязей общественных отношений, в том числе связей между социумом и личностью преступника, а также совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, системный метод и др.) и частнонаучных (формально-юридический, логический, статистический, контент-анализ средств массовой информации и сети «Интернет» и др.) методов познания.

Результаты. Установлены основные субъективные факторы детерминации преступлений, посягающих на объекты культурного наследия, относящиеся как к личности преступника, так и иных лиц, причастных к обеспечению сохранения и надлежащему использованию, а также охране объектов культурного наследия.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБОРОТА И БЕЗОПАСНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Авторы: ТАМБОВЦЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Введение. Специальные химические вещества (далее - СХВ) активно и разнообразно применяются в правоохранной деятельности вообще и в оперативно-розыскной в частности на протяжении очень длительного периода времени.

В то же время правовая ситуация осложняется тем, что, несмотря на длительное и результативное использование СХВ в практической деятельности правоохранительных и в т. ч. оперативных подразделений, Российская наука и правоприменительная практика до сих пор не имеют единого и легитимного понятия «специальных химических веществ» и официальных юридических критериев безопасности их применения, а научное сообщество до сих пор окончательно и безальтернативно не определилось к чему же они относятся.

В указанных условиях и законодательство, и правоприменительная практика нуждаются в научно обоснованном понятийно-категориальном аппарате и юридически установленных критериях легитимного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения.

Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод контент-анализа. Это позволило выявить доказательства нормативного правового дефицита в части регламентации правомерного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, и розыске преступников.

Результаты. Основываясь на результатах проведённого анализа Российского законодательства и многочисленных предшествующих научных изысканий иных правоведов, автор приходит к обоснованному заключению, что в настоящее время законодательное регламентирование оборота и безопасности специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения является нормативно выхолощенным и нуждается в немедленном восполнении в части нормативного определения основных понятий и требований к СХВ.

Автором предлагается аутентичное определение понятия «специальное химическое вещество», учитывающее требования к его безопасности.

Сохранить в закладках
СИТУАЦИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ В МОНГОЛИИ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ (2024)
Авторы: СУХБОЛД ТУМУР БАТТАР

Введение. Актуальность темы определяется тем что Монголия взяла на себя обязательство соблюдать международные правовые нормы по борьбе с отмыванием денег. В частности, это ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988), Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003) и Конвенции о запрещении финансирования терроризма (1999).

Монголия стала членом Азиатско-Тихоокеанской организации по борьбе с отмыванием денег в июле 2004 года, и в рамках соглашений и конвенций ожидается, что Монголия возьмет на себя ответственность за борьбу с отмыванием денег перед международным сообществом. Ситуация с преступлениями, связанными с отмыванием денег, совершаемыми по всей стране, ухудшилась, и существует необходимость усиления борьбы с этим видом преступлений, о чем свидетельствует криминогенная обстановка.

Цель данной работы - исследовать ситуацию с преступлениями по отмыванию денег в Монголии, выяснить особенности расследования и судебного разбирательства по данному виду преступлений, определить тенденции и вопросы, подлежащие рассмотрению, возможности создания условий для повышения результатов борьбы с отмыванием денег.

Методами данного исследования являются сравнение и статистические измерения. Использованы также общенаучные, специальные, частнонаучные методы. Проведено обобщение судебной практики по делам легализации дохода с применением анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Проведено сравнение правового регулирования по различным видам предикатного преступления. Принцип историзма позволил оценить динамику становления Уголовного законодательства Монголии в различные периоды.

Результаты. По результатом исследования установлена необходимость внесения изменений в Уголовный кодекс, в частности, по вопросам, касающихся предикатного преступления, а также в закон о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, выработать основы эффективного системного и внесистемного сотрудничуства в сфере службы финансового мониторинга, в т. ч. с зарубежными организациями (например, «Эгмонт»).

Сохранить в закладках
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ПРИ НЕОСТОРОЖНОМ СОПРИЧИНЕНИИ СМЕРТИ ПАЦИЕНТУ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ (2024)
Авторы: ИГОНИНА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА

Введение. Учение о причинной связи имеет большое значение для обоснования уголовной ответственности нескольких лиц за совершение одного преступления. В данном исследовании рассмотрена проблема установления причинной связи между дефектами оказания медицинской помощи, усматриваемыми в деяниях нескольких медицинских работников, и смертью пациента.

Целью исследования является изучение уголовно-правовых проблем, возникающих при квалификации ятрогенных преступлений, совершенных путем неосторожного сопричинения.

Постановка проблемы. В правоприменительной практике обвинение за неосторожное причинение смерти человеку предъявляется субъектам, оказывавшим медицинскую помощь и допустившим дефекты в ее оказании. При этом не всегда учитывается, что данные дефекты не состоят в причинной связи со смертью пациента.

Методология. В процессе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический. В основе исследования - диалектический метод познания социальных процессов и метод системно-структурного анализа.

Результаты. В работе представлено понятие неосторожного сопричинения вреда, определены и обозначены его признаки, раскрыта сущность рассматриваемого уголовно-правового института, проанализирована судебно-следственная практика и представлена авторская классификация видов неосторожного сопричинения.

Автором обосновано утверждение, что в полной мере ни одна теория причинной связи не удовлетворяет потребностям правоприменителей, в том числе в части квалификации деяний медицинских работников в случаях неосторожного сопричинения вреда. Автор резюмирует, что влияние каждого допущенного подобного дефекта различна относительно наступивших последствий.

Сохранить в закладках
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)
Авторы: ЖЕЛУДКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, АЛЕКСЕЕВА АННА ПАВЛОВНА

Введение. Контроль за поведением служащих является важной формой реализации антикоррупционного законодательства. В ходе исследования выявлены недостатки в юридическом определении понятия «коррупция», рассмотрены коррупционные формы поведения, механизм общественного контроля на этапе выявления незаконных доходов в виде нажитого имущества.

Установлена необходимость совершенствования контрольных функций при возникновении конфликта интересов и личной заинтересованности служащих в виде особого общественного профилактического воздействия на коррупцию. Обоснована потребность в системе контроля за соблюдением запретов и ограничений, наложенных на служащих, а также в реализации общественного мониторинга для своевременного обнаружения незаконного обогащения со стороны служащих в рамках противодействия коррупции.

Методы. При написании статьи были использованы различные методы познания: диалектический, статистический, метод анализа, опрос в форме анкетирования. Материалом исследования послужили примеры из практики, нормативные правовые акты, статистические сведения, а также научные работы авторов, изучающих проблемы общественного контроля в работе по противодействию коррупции.

Результаты. В современную систему противодействия незаконному обогащению служащих нужно активно внедрять новый механизм цифрового общественного контроля. Для этого потребуется предоставить общественности доступ к системе «Посейдон». Коррупционное поведение должно стать невыгодным служащему, уничтожающим его деловую репутацию и возможность дальнейшей профессиональной деятельности в органах власти.

Сохранить в закладках
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИКИ: ЕСТЬ ЛИ ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ? (2024)
Авторы: Головин Александр Юрьевич

Введение. Основным предназначением криминалистики выступает решение ряда теоретических и прикладных задач противодействия преступности, повышения эффективности и результативности деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. При этом получаемые в ходе криминалистических исследований знания оказываются востребованы в других сферах юридической, управленческой, экономической и прочей деятельности. Возможности приспособления и использования криминалистических знаний и наработок в юридической и иной деятельности, не связанной с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, обусловили появление в криминалистической литературе разнообразных предложений о расширении объекта и предмета криминалистики, трансформации ее системы. Такие предложения должны выступать предметом научно-криминалистического анализа и дискуссии.
Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция), исторический, системный, сравнительного исследования, герменевтический и ряд других.
Результаты. В проведенном исследовании оценены возможности использования результатов криминалистических исследований и основанных на них криминалистических знаний не только в работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, но и в других сферах юридической, управленческой, экономической и прочей деятельности. Проанализированы и критически оценены представленные в юридической литературе позиции ученых-криминалистов по вопросу о возможности расширения объектно-предметной области и системы криминалистики в связи с фактическим применением и приспособлением криминалистических знаний в цивилистическом и административном судопроизводстве, частно-детективной, охранной, нотариальной, предпринимательской деятельности. Обосновывается вывод автора о том, что, несмотря на потенциальные возможности и фактическое применение и адаптацию криминалистических знаний в различных областях правоприменения и другой некриминалистической деятельности, отсутствуют основания и теоретико-методологические предпосылки для расширения объекта, предмета и системы традиционной криминалистики, изменения ее предназначения и задач.

Сохранить в закладках
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ (2024)
Авторы: ВЕКЛЕНКО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Введение. Проблема правильного понимания сущности, содержания и законодательной регламентации вины продолжает оставаться одной из самых актуальных для отечественного уголовного права, так как от ее правильного решения непосредственно зависят многие концептуальные вопросы. Безусловно, в разные времена эта проблема неоднократно становилась предметом научного исследования, однако далеко не все спорные и неоднозначные вопросы удалось привести к приемлемому большинством ученых и правоприменителей решению.

Методы. В ходе научного поиска использованы общенаучные методы (диалектический, системный, структурный, формально-логический, анализ, синтез, аналогия, функциональный) и специально-юридические методы исследования (юридико - технический, догматический, сравнительно-правовой).

В частности, использование парных категорий диалектики позволило установить неразрывную связь и взаимозависимость между понятием и сущностью вины, между ее формами и содержанием.

Результаты. В статье сформулировано оригинальное понятие вины лица, совершившего преступление, а также ее наиболее значимые для правоприменительной практики формы проявления, которые нуждаются в законодательном закреплении и правоприменительном использовании в противодействии современной преступности.

Для практической реализации сформулированных предложений автор считает необходимым внести соответствующие изменения в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 1: ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)
Авторы: АБИСОВА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА

Введение. Статья посвящена описанию методологического инструментария исследования террористической деятельности. Очевидно, что для реализации познавательного опыта в современных условиях, чтобы отразить в исследовании сущностные характеристики изучаемых объектов и явлений, всю их сложность и специфику развертывания в контексте нынешних социальных процессов, т. е. как человеко-размерных систем, необходимо использовать эффективные инструменты и механизмы познания, соответствующие познавательной задаче.

Познание внутренней специфики терроризма, а также особенностей его проявления в террористической деятельности предполагает применение действенных, проверенных познавательных инструментов в виде принципов, подходов и методов исследования. Данные принципы могут служить верным методологическим ориентиром в познании и адекватно отображать суть современного терроризма не только в теоретическом аспекте, но и в правоприменительной практике, правотворчестве.

Методы. Методологическую основу исследования составили фундаментальные основы и постулаты философской методологии: всеобщие категории, принципы и закономерности диалектического, и деятельностного подходов, общенаучная методология системного подхода.

Результаты. Обосновано, что гносеологическую основу исследования террористической деятельности составляет ряд основополагающих принципов познания: 1) познаваемости, 2) объективности, 3) определяющей роли практики в познании, 4) творческой активности субъекта познания, а методологическую основу - всеобщие категории и принципы диалектического, интервального и деятельностного подходов, методология системного подхода, а также комплексный инструментарий общелогических и конкретно-научных методов.

Сохранить в закладках
БАНКОВСКОЕ РЕЙДЕРСТВО КАК НОВАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ (2024)
Авторы: ЛЯННОЙ ГЛЕБ ГЕННАДЬЕВИЧ

Введение. Прошло более 30 лет с момента перехода России от социалистической модели управления экономикой к капиталистической. На протяжении всего переходного периода в стране особо остро стоял вопрос обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

Неоднократно предпринимались попытки дать доктринальное толкование существующим в этой сфере часто встречающимся явлениям, однако это ни к чему не привело. Приблизительно к 2010 году научный интерес к исследуемому направлению угас. Несмотря на то, что рейдерство как таковое перестало обсуждаться в научном сообществе, проблемы предпринимательской деятельности, вызванные этим явлением, не исчезли. Бизнес продолжает подвергаться нападкам со стороны заинтересованных лиц, прибегающих к такому инструменту, как банковское рейдерство.

Методы. При организации исследования применялись следующие методы: сравнительно-правовой (компаративистский), историко-правовой, аналитический, формально-юридический, метод абстрагирования.

Результаты. В работе проведено исследование вопроса правового регулирования противодействия рейдерству. В статье определено отличие «рейдерства» от «недружественного поглощения». Раскрыто относительно новое явление «банковское рейдерство», рассматриваются его этапы, высказываются предложения по изменению действующего законодательства.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ ИНСТИТУТАМИ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ (2024)
Авторы: ГУТОРОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА

Введение. Для публичного правотворчества и решения вопросов публично значимого характера в конституционном праве используются такие институты прямой демократии, как референдум и плебисцит. Институты прямой и представительной демократии нельзя противопоставлять, они призваны взаимно дополнять друг друга.

Методы. Методологическую основу исследования составила совокупность методов научного познания: сравнительно-правовой, историко-правовой, комплексного анализа, сравнения и обобщения.

Результаты. Автором предлагается для введения в научный оборот и законодательную практику термин «консультативное народное голосование», который может быть использован как альтернатива референдуму. Референдум, плебисцит и консультативное народное голосование могут применяться для выражения народного доверия или недоверия к власти, так как именно проблема доверия (или возникновение сомнения в доверии) является одной из ключевых при их организации. Особенно в условиях недостаточной межпартийной конкуренции, их значение как формы выражения доверия граждан к политическому курсу и персонам политических лидеров соразмерно возрастает.

С учетом различных точек зрения автор дает в статье собственное определение указанных терминов и определяет критерии, позволяющие разграничить эти весьма близкие понятия, а также подвергает теоретическому анализу возможность ограничений в отношении допустимых вопросов для вынесения на референдум (в части государственной кадровой политики).

Сохранить в закладках
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (2024)
Авторы: БАВСУН ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, ЕРЕМИН ЭДУАРД ВИКТОРОВИЧ

Введение. В настоящее время стратегическое планирование стало важной составляющей государственного управления в Российской Федерации. Увеличение числа сфер социальной действительности, охваченных данным процессом, рост объемов документов стратегического планирования, вовлечение все большего числа участников в деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации требует создания четкого механизма организации и взаимодействия всех субъектов процесса стратегического планирования. Органы внутренних дел, исполняя важную роль в противодействии преступности, поддержании общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, являются заказчиками и исполнителями большого количества документов стратегического планирования. При этом имеют место и требуют своего разрешения ряд проблем правового регулирования и организации стратегического планирования в системе МВД России.

Методы: исследование основывалось на системном подходе и диалектическом методе познания, применялись общенаучные методы (синтез и анализ, индукция и дедукция), формально-юридический и статистический методы.

Результаты: в работе очерчена роль МВД России в разработке и реализации документов стратегического планирования на современном этапе, раскрываются некоторые проблемы правового регулирования и организации данной деятельности. Расширение сферы стратегического планирования и увеличение роли органов внутренних дел в этом процессе требуют более детального правового регулирования программно-целевой и проектной деятельности в системе МВД России.

Предлагаются координационные механизмы межведомственного и внутриведомственного взаимодействия участников процесса стратегического планирования.

Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СУБЪЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (2024)
Авторы: ЛАПОВА ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

Введение. Статья посвящена вопросам, касающимся участия органов внутренних дел в формировании правовой культуры общества на разных исторических этапах. Деятельность органов внутренних дел оказывает существенное воздействие на правосознание населения, формируя отношение граждан к закону, праву, государственной власти различными средствами, в том числе посредством анализа состояния и реализации государственной информационной политики в сфере внутренних дел.

Для целенаправленного воздействия на правовую культуру общества и сотрудников органов охраны правопорядка в 1983 г. в МВД СССР было создано специальное подразделение - служба по связям с общественностью, предпосылки для образования которого начали формироваться с момента создания в России полиции.

Историографический анализ проблем становления и развития служб по связям с общественностью МВД России свидетельствует о наличии научных трудов, освещающих отдельные аспекты по информационному сопровождению деятельности Министерства. Но комплексное исследование истории пресс-служб и подразделений по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России, определение основных этапов их становления и развития до настоящего времени не осуществлено.

Методы. Диалектика, выступающая как общая методология научного познания, позволила положить в основу исследования принципы всесторонности изучения юридических процессов и явлений, единства теории и практики. Основными методологическими подходами исследования стали системный и ценностный подход. Задействованы методы контент-анализа, периодизации, целостности, а также иные общенаучные и специальные методы правовых исследований.

Применен широкий подход к характеристике этапов становления и развития службы по связям с общественностью МВД России, предполагающий рассмотрение их истории не только в период после их официального оформления (1983), но и в период формирования идейных и организационно-правовых предпосылок создания специальной службы МВД России.

Результаты. Служба по связям с общественностью МВД России охарактеризована как комплексное системное образование. Рассмотрены юридически значимые процессы, касающиеся формирования идейных и организационно-правовых предпосылок их создания в системе МВД России. Служба по связям с общественностью МВД России охарактеризована как особый субъект формирования правовой культуры полицейских Российской Федерации и граждан современной России.

Сохранить в закладках
ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ (ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА СОЦИОЮРИДИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА) (2024)
Авторы: КОРДОБОВСКАЯ КСЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Введение. Криминогенная ситуация в современной России продолжает характеризоваться ростом противоправных действий, а также увеличением доли тяжких и особо тяжких преступлений, распространением насильственной преступности, вовлечением в преступную деятельность все большего количества участников, ростом причиненного в результате совершенных преступлений ущерба как устойчивых тенденций развития криминогенного состояния.

Выявление причин сложившейся ситуации способствовало акцентированию внимания на значении факторов выбора личностью модели правового поведения. Важной детерминантой правового поведения является сформированность у личности правового сознания и наличие деформаций правового сознания, в качестве которых выступают правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм.

При этом феномен «правовой инфантилизм», несмотря на внимание к нему правоведов В. Р. Петрова, П. П. Баранова, Д. Э. Марченко, А. М. Цалиева, до настоящего времени в юридической науке не был целостно исследован. Проявления правового инфантилизма, степень его влияния на современную криминогенную обстановку обусловливают необходимость поиска и реализации средств противодействия его формированию.

Методы. Основными методологическими принципами исследования явились всесторонность изучения юридических процессов и явлений, единство теории и практики. Системный и ценностный методологические подходы были определены основными при исследовании.

Метод целостности позволил при проведении историографического анализа определить выявленные учеными характеристики правового инфантилизма, формы его проявления и предпосылки его возникновения.

Результаты. Выявлено, что до настоящего времени правовой инфантилизм как феномен не получил системного рассмотрения в юридической науке. В статье охарактеризованы подходы к анализу феноменов «инфантилизм» и «правовой инфантилизм».

Сделан вывод о значимом влиянии на представления о правовом инфантилизме со стороны достижений медицины и отсутствии в современной юридической науке комплексного исследования правового инфантилизма. Охарактеризованы различные виды инфантилизма (личностный, психологический, социальный); правовой инфантилизм рассмотрен как разновидность социального инфантилизма, как специфическая форма проявления деаксиологического правосознания. Определены причины формирования и формы проявления правового инфантилизма.

Сделан вывод о целесообразности разработки стратегии противодействия формированию правового инфантилизма в правосознании российских граждан, структурными элементами которой должны стать научно-правовая, законодательная и правоприменительная составляющие.

Сохранить в закладках
ОТ СВЕРЖЕНИЯ МОНАРХИИ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ В 1917-1921 ГОДАХ (2024)
Авторы: Грошевая Виктория Константиновна

Введение. В статье исследуются процессы трансформации государственно-правовой системы и установления Советской республики на Украине в 1917-1921 гг. сопровождавшиеся противостоянием внутриполитических сил, придерживавшихся дифференциальных подходов и предлагавших вариативные модели национально-государственного строительства.

Анализу подвергнуты способы определения государственной организации Украины после свержения монархии большевиками, а также украинских политических сил, выступавших с сепаратистских, «самостийнических» позиций. Охарактеризованы особенности Украинской Народной Республики (далее - УНР) периода Центральной рады, Украинской державы П. Скоропадского, Директории. Проанализирована роль Украинской Центральной рады (далее - УЦР), Генерального секретариата Украины и Всеукраинского национального конгресса в трансформации государственного устройства Украины.

Выявлены важнейшие нормативные правовые акты, имевшие решающее значение для утверждения Советской власти на Украине.

Методы исследования. Основными методологическими принципами исследования явились принципы историзма, единства теории и практики, всесторонности изучения социальных процессов и явлений, единства исторического и логического. Основным методологическим подходом исследования был определен системный подход. Использованы общенаучные (исторический, функциональный, теоретического моделирования, построения гипотез) и специальные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы правовых исследований.

Результаты. Установлено, что в 1917-1921 гг. на территории Украины происходила трансформация государственно-правовой системы, характеризовавшаяся переходом от монархической формы правления (после свержения монархии в Российской империи) к республиканскому строю буржуазного, национально-либерального типа, а впоследствии - к установлению республики советского типа.

Выявлено, что национально-государственное развитие на территории украинских земель в годы общероссийской революции определялось: 1) стремлением региональных политических сил создать национальные, автономные, а затем и независимые от центра органы местной власти (центробежный процесс); 2) формированием Советов как официальных органов власти на местах с постепенным их переходом под контроль партии большевиков (центростремительный процесс.)

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И АДВОКАТУРЫ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В 20-Х ГОДАХ XX ВЕКАГРИБУНОВ ОЛЕГ ПАВЛОВ (2024)
Авторы: ГРИБУНОВ ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ, Тумурова Анна Тимофеевна, СТЕПАНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

У каждого государства свой путь развития, своеобразный и неповторимый. Несмотря на общие закономерности государственно-правовой истории человечества, в специфическом пути конкретной страны всегда можно обнаружить лабиринты, хитросплетения, тупики и неожиданные повороты.
Для Российской империи по многим оценкам [1, с. 357; 2, с. 34; 3, с. 68] таким важным поворотом в государственно-правовом генезисе стали реформы императора Александра II, которые по масштабам и значению имеют явно выраженную конституционную, точнее – конституирующую государство и право природу.

Сохранить в закладках
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II И ЕЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (2024)
Авторы: АСТАФИЧЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Статья посвящена исследованию ряда историко-правовых проблем, связанных с оценкой результатов судебной реформы Александра II (вторая половина XIX века).

Размышляя о том, применим ли опыт этой реформы для конституционного строя современной России, автор полагает, что хотя император Александр II не решился на полномасштабные конституционные преобразования и октроирование конституции, но его реформы в комплексе и системном единстве конституировали принципиально новый государственный паттерн, который при сохранении принципа самодержавия и ряда иных ключевых признаков неограниченной монархии продемонстрировал существенно обновленные государственно-правовые формы организации и деятельности публичной власти.

При всей привлекательности замыслов Александра II мы не можем сегодня сказать, что они действительно необходимы современной России в их полноте и аутентичности, но, что весьма важно при современной теоретико-методологической оценке судебной реформы, - это прагматичность государственной администрации второй половины XIX века, которая предпочла путь демократизации сначала судебной системы и земского самоуправления, и лишь затем, если это вообще было нужно для соответствующих историко-правовых условий развития российской государственности того периода, - конституционализацию народного представительства, всеобщих и равных выборов, многопартийности, разделения властей и верховенства прав человека.

Методы. В работе применялся комплекс методов, которые выработаны и апробированы историко-правовой наукой и теорией государства и права. Особенно активно использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход, метод сравнительного правоведения.

Результаты. Автор доказывает, что имеющаяся в современной России правоохранительная система неидеальна, несовершенна и не должна подвергаться в связи с этим теоретико-методологической идеализации.

В числе прочего судебная деятельность, прокурорская, следственная и полицейская практика нуждаются в дальнейшей гуманизации на основе требований конституционных принципов и норм. Значительное содействие в достижении данной цели могло бы оказать частичное использование опыта судебной реформы второй половины XIX века, особенно в аспекте институционализации судов с участием присяжных заседателей.

Сохранить в закладках
У ИСТОКОВ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В ИСПАНИИ (СУД КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИСПАНИИ) (2024)
Авторы: АЛЕКСЕЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Введение. В статье исследована история учреждения органа конституционной юстиции в Испании в период Второй республики, определены его юридические истоки, правовой статус по Конституции 1931 года, выявлены его новеллы по Органическому закону 1933 года.

Методы. Работа основана на применении сравнительно-правового, системно-структурного и исторического методов исследования. Особое внимание уделено формально-догматическому анализу правовых актов и материалов делопроизводства.
Результаты. Статья подготовлена на основе изучения законодательства, протоколов заседаний Суда конституционных гарантий, его актов и научной литературы. В центре внимания - проблема заимствования зарубежных моделей, ставшая предметом дискуссий в учредительных кортесах.

Автор исходит из того, что австрийский образец и его изменения, внесенные с учетом специфики испанских политических реалий, определили статус Суда конституционных гарантий и характерные черты его деятельности. Уделено внимание анализу порядка формирования Суда и его компетенции по основным проектам, предложенным учредителям для обсуждения, их окончательному законодательному оформлению, а также реализации норм на практике.

Заключение. Значение учреждения и функционирования данного органа, несмотря на критические оценки ученых, определяется результатами его работы и его местом в истории конституционной юстиции - он был третьим конституционным судом в Европе, а нормы конституционного законодательства 1931-1933 гг., регламентирующие его правовое положение, стали важным источником положений действующего законодательства Испании о Конституционном Суде.

Сохранить в закладках