ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Архив статей журнала

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ КРИМИНОГЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ЗЛОКАЗОВ КИРИЛЛ ВИТАЛЬЕВИЧ

Введение. В работе описываются предпосылки, теоретические основания и результаты концептуализации отношений криминогенной личности к социальному окружению. Актуальность разработки концепции обусловлена разрозненностью научных представлений об отношениях криминогенной личности к лицам и группам, образующим ее социальное окружение.

Социальная значимость обусловлена низкой эффективностью ресоциализации и реинтеграции лиц, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности, усилением их криминализации и маргинализации после освобождения из мест лишения свободы.

Методами исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза, категоризации, моделирования, применяемые для систематизации теоретических знаний в виде комплекса принципов и положений концепции.

Результатом исследования выступают положения структурно-функциональной концепции отношений криминогенной личности, раскрывающие значение социального окружения для жизнедеятельности криминогенной личности на разных этапах криминализации, принципы структурирования социального окружения на основе положений системного, субъектного и психосоциального подходов к изучению личности.

Описаны инвариантные и вариативные функции отношений к социальному окружению и их значение для адаптации криминогенной личности, формирования ее самоотношения и соучастия в самореализации. Утверждается негативная роль криминальной направленности, ухудшающая социальное функционирование криминогенной личности и способствующая ее криминализации.

Показано, что отношения криминогенной личности с позиции их влияния на социальное окружение могут иметь деструктивную и конструктивную формы, что сказывается на структурных характеристиках отношений.

Раскрываются возможности трансформации отношений криминогенной личности к социальному окружению, описываются основания для разработки психологической технологии. В заключении описываются теоретические и методические перспективы применения концепции для исследования и изменения отношений криминогенной личности.

Сохранить в закладках
НЕЙРОСЕТЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИХ ЛИЧНЫМ И ДЕЛОВЫМ КАЧЕСТВАМ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ГАЙДАМАШКО ИГОРЬ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, ЗЛОКАЗОВ КИРИЛЛ ВИТАЛЬЕВИЧ, ФЕДОТОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Введение. В статье рассматривается применение технологии искусственного интеллекта для повышения эффективности профессионального психологического отбора в органы внутренних дел. Актуальность определяется значимостью качественного отбора кандидатов на службу и учебу для становления кадрового ядра органов внутренних дел Российской Федерации, необходимостью совершенствования дифференцирующей способности в целях отбора наиболее пригодных кандидатов, научными потребностями совершенствования психологической работы с личным составом, развития методологии, методов и процедур психологической диагностики как отрасли научного знания.

Методами исследования выступают общенаучные методы обработки информации, используемые для упорядочивания знаний о профессиональном психологическом отборе и применении нейросетевой классификации.

Эмпирическими методами являются построение дерева решений (decision tree) и классифицирующей нейросети (neural network classification). Выборка исследования - кандидаты на обучение в образовательную организацию органов внутренних дел.

Результатом исследования выступают: а) правила принятия решения (дерево решения) при классификации абитуриентов, раскрывающие закономерности их распределения по категориям профессиональной пригодности, исходя из их личных и деловых качеств; б) нейросетевая модель дифференциации абитуриентов по категориям профессиональной пригодности, исходя из их личных и деловых качеств, обладающая удовлетворительной точностью отбора. Теоретическими результатами выступают выводы о возможности индивидуализации психологического сопровождения и совершенствования воспитательной работы с обучающимися, отнесенными к разным категориям профессиональной пригодности на основе индивидуальных сочетаний личных и деловых качеств; совершенствования воспитательной работы с обучающимися.

Отмечены направления совершенствования дифференцирующей способности психодиагностических методик и процедуры изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу, снижающей вероятность ошибки в их измерении.

В заключении описываются теоретические и методические перспективы применения метода нейросетевой классификации как составляющей технологии искусственного интеллекта в отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Сохранить в закладках