Архив статей журнала
Введение. Внутригрупповые отношения в служебных коллективах, с одной стороны, могут усиливать «рабочую усталость», вызванную напряженностью деятельности, приводить к утомленности сотрудника. Но утомленность как проявление тонического состояния риска оказывает влияние не только на качество решения служебных задач, но и на внутригрупповые отношения в служебном коллективе.
Цель исследования - изучение особенностей внутригрупповых отношений в служебном коллективе, их взаимосвязи и различий у сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем утомленности.
Методы исследования. Респондентами выступили 150 сотрудников органов внутренних дел со стажем служебной деятельности от 7 до 10 лет. Был использован комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов) и «Субъективная оценка уровня утомленности личности» (С. В. Духновский, Э. К. Шелепина).
Результаты. Установлено, что утомленность сотрудника взаимосвязана с позитивными (эмоциональной близостью, профессиональным самоотношением) и негативными (напряженностью, конфликтностью, агрессивностью, чувственным тоном) параметрами внутригрупповых отношений в служебном коллективе.
Установлено, что у респондентов с умеренным уровнем утомленности функционально-позитивные параметры внутригрупповых отношений, преобладают над функционально-негативными. У сотрудников с повышенным уровнем утомленности функционально-негативные характеристики доминируют над позитивными.
Показано, что при нарастании утомленности субъекты в меньшей степени озабочены отношениями в служебном коллективе. Особенности внутригрупповых отношений в служебном коллективе могут выступать факторами риска для развития и усиления утомленности сотрудника.
Оценка уровня утомленности, позволяет судить о том, как воспринимаются отношения в служебном коллективе с позиции выраженности их функционально-позитивных и негативных характеристик.
Введение. Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях акцентирует внимание на психологических факторах ее осуществления как индивидуально (отдельными сотрудниками) так и в процессе совместных действий (служебными коллективами).
Особого рассмотрения заслуживает роль руководителя, выступающего организатором и регулятором деятельности подчиненных сотрудников, несущего ответственность за качество их действий и законность их осуществления. Существующие представления о взаимодействии членов служебного коллектива по-разному характеризуют роль руководителя, но эмпирически слабо верифицируют ее значение в коллективах с разным уровнем функциональности отношений и нормативности поведения.
Предпосылкой настоящего исследования выступает восполнение научных и практических знаний о роли руководителя служебного коллектива как регулятора функциональных отношений и нормативного поведения сотрудников органа внутренних дел.
Цель исследования - раскрытие значения отношения к руководителю служебного коллектива при оценке влияния функциональных характеристик отношений в служебном коллективе на представление его членов о нормативном поведении.
Методы исследования. Использован комплекс психодиагностических опросников: «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов), «Отношение сотрудника к выполняемой деятельности, своему непосредственному руководителю и своей репутации» (А. А. Сарсенова), «Нормативность. Интеллект. Регуляция» (С. В. Духновский, В. М. Кофанов). Выборку исследования образовали 160 сотрудников органов внутренних дел (112 мужчин и 48 женщин в возрасте от 29 до 43 лет). Методом обработки информации выступил регрессионный анализ.
Результаты. Установлено, что нормативное поведение членов служебного коллектива детерминировано функционально-негативными характеристиками их взаимодействия и является самостоятельной причиной нарушений служебной дисциплины.
Данный факт свидетельствует о том, что негативные формы взаимодействия членов служебного коллектива (бесцельность, бесконтрольность, попустительство), а также взаимоотношений (враждебность, негативизм и конфликтность) в совокупности снижают уровень нормативности служебного поведения. Определено, что отношение сотрудников к руководителю служебного коллектива опосредует влияние функционально-негативных характеристик, выступая регулятором их служебного поведения.
Результаты исследования расширяют научные представления о психологии руководства формальными группами (на примере служебных коллективов) и могут использоваться в подготовке сотрудников органов внутренних дел к замещению должностей младшего и среднего начальствующего состава.