Анализ проведен по авторской базе данных, включающей 248 представителей социально-экономической географии (СЭГ) и регионалистов 1899-1985 гг. рождения, имеющих степени кандидата и доктора наук. Изучались их возраст на защитах, хронологический разрыв между ними и продуктивность работы через индекс Хирша по e-library. Интервал между защитами тесно связан с возрастом второй, но не первой. Выявлен тренд омоложения первых защит. Докторский возраст и «междиссертационный» лаг росли примерно до 1940 г. и затем снижались. Ежегодная прибавка докторов колебалась от 12 в 1949 г. до 0, начиная с 1970-х гг., и нули учащаются под действием ряда факторов. Оценка влияния поколений и скорости их профессионального роста на индекс Хирша дала неоднозначные результаты из-за дефектов h-индекса и разнородности причин, влияющих на его уровень, повышенный у исследователей 1940-1950-х годов рождения. На примере СЭГ видны проблемы всей науки России, ее малых и междисциплинарных групп. Общей стала проблема старения и убыли кадров высшей квалификации, в том числе в диссертационных советах, занятых их воспроизводством. При нынешних темпах список живых экспертов СЭГ через 15 лет потеряет пятую долю состава. Тяготы обретения степени, особенно докторской, часто делают путь из кандидатов в доктора путем мимо второй степени.
Обобщен опыт освоения и развития Дальнего Востока России с разных направлений, в разных масштабах времени и пространства, начиная c основания в 1860 г. Владивостока - наиболее удаленного от обеих русских столиц крупного города. Показано, что морской (восточный) путь в прошлом и космический в наши дни играют не меньшую роль в освоении макрорегиона, чем традиционный сухопутный (западный). Морские схемы играли решающую роль до пуска Транссиба целиком по территории России в 1916 г., а с начала 1970-х гг. симбиоз цифровых и космических технологий позволяет снимать ограничения в пространственной доступности все более широкого набора функций, территорий и акваторий, параллельно расширяя возможности для их консолидации и интеграции как в национальную территорию России, так и в Большую Евразию. Освоение космоса как части геосферы заложило фундамент трансформации традиционной модели пространственного развития Дальнего Востока на основе конкуренции и попеременного доминирования сухопутного и морского путей его освоения. С начала 1970-х гг. в рамках этой трансформации постепенно гармонизируется разделение труда между видами и системами транспорта и трассами сообщений, когда схемы развития макрорегиона с моря и с суши все чаще выступают не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.