Статьи в выпуске: 8

СОВРЕМЕННАЯ СЕТЬ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ И ДИНАМИКА ЗАЩИТ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ НАУКАМ В РОССИИ (2024)
Авторы: АГИРРЕЧУ АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ

Проведен анализ современной сети диссертационных советов по географическим наукам, сложившейся после 2017 г. и связанной с созданием советов, самостоятельно присуждающих ученые степени, а также с последующим изменением номенклатуры научных специальностей, что повлияло на сеть традиционных диссертационных советов в системе Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ. Анализируется формирование двух параллельных сетей диссертационных советов, работающих в целом по схожим принципам (за исключением присуждения ученых степеней в СПбГУ), некоторые из которых в значительной степени восполняют дефицит ВАКовских советов, расширяя географию мест защит. Отмечается существенное изменение соотношения числа диссертационных советов по различным специальностям географических наук. Анализ динамики числа защит кандидатских и докторских диссертаций по географическим наукам с 2010 г. показывает существенное снижение их количества. Но оно сопоставимо с общими трендами защит по всем наукам в стране. Это связано не только с различными реформами ВАК РФ, но и с общим снижением мотивации защит кандидатских диссертаций, особенно в период преобразования аспирантуры в третью ступень высшего образования. Структурные трансформации произошли и внутри географических наук, значительно изменив соотношение защит по отдельным специальностям.

Сохранить в закладках
ПУТЬ ОТ КАНДИДАТСКОЙ К ДОКТОРСКОЙ В ЗЕРКАЛЕ НАУКОМЕТРИИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ (2024)
Авторы: Трейвиш Андрей Ильич

Анализ проведен по авторской базе данных, включающей 248 представителей социально-экономической географии (СЭГ) и регионалистов 1899-1985 гг. рождения, имеющих степени кандидата и доктора наук. Изучались их возраст на защитах, хронологический разрыв между ними и продуктивность работы через индекс Хирша по e-library. Интервал между защитами тесно связан с возрастом второй, но не первой. Выявлен тренд омоложения первых защит. Докторский возраст и «междиссертационный» лаг росли примерно до 1940 г. и затем снижались. Ежегодная прибавка докторов колебалась от 12 в 1949 г. до 0, начиная с 1970-х гг., и нули учащаются под действием ряда факторов. Оценка влияния поколений и скорости их профессионального роста на индекс Хирша дала неоднозначные результаты из-за дефектов h-индекса и разнородности причин, влияющих на его уровень, повышенный у исследователей 1940-1950-х годов рождения. На примере СЭГ видны проблемы всей науки России, ее малых и междисциплинарных групп. Общей стала проблема старения и убыли кадров высшей квалификации, в том числе в диссертационных советах, занятых их воспроизводством. При нынешних темпах список живых экспертов СЭГ через 15 лет потеряет пятую долю состава. Тяготы обретения степени, особенно докторской, часто делают путь из кандидатов в доктора путем мимо второй степени.

Сохранить в закладках
КОНТУРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ГОРОДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е-МАРКЕТПЛЕЙСОВ (2024)
Авторы: Лачининский Станислав Сергеевич

Экономика городских агломераций меняется под влиянием внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, в том числе цифровизации и социального прогресса. Город генерирует и использует нововведения, меняясь под их влиянием. Одним из них стал мобильный телефон. «Платформенная экономика» в связке с мобильной связью и Интернетом породила e-маркетплейсы, которые можно рассматривать в качестве индикаторов постиндустриальных и функциональных преобразований в крупнейших городах. На основе выявленных и проанализированных данных сервиса 2ГИС о размещении пунктов выдачи заказов (ПВЗ) е-маркетплейсов в 22 городах Санкт-Петербургской агломерации (без г. Бугры) были выявлены шесть типов городов агломерации, для каждого из которых определено присутствие трех ведущих национальных e-маркетплейсов - «Wildberries», «Озон», «Яндекс-маркет», что обусловлено их совокупной долей на национальном рынке электронной торговли (более 4/5). Для составления группировки городов был использован параметр географического положения и удаленности, уровень обеспеченности пунктами выдачи заказов и доля населения в городской агломерации. При этом особо подчеркивается роль сухих портов - крупнейших пунктов приёма и обработки контейнеров и особенности транспортной сети. Итогом исследования стал рисунок, в котором отображены шесть типов городов с численностью населения, а также кластеризация логистических центров маркетплейсов на севере и юго-востоке Санкт-Петербурга.

Сохранить в закладках
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ (2024)
Авторы: Лыжина Елена Александровна

Статья представляет собой полимасштабное исследование обеспечения разными видами продовольствия населения регионов и региональных центров Центрального Нечерноземья. Существенное сокращение объемов сельскохозяйственного производства в постсоветское время отразилось на состоянии регионального производства пищевых продуктов и изменении специализации регионов. Показано, что регионы, специализирующиеся на производстве и на переработке отдельных видов продовольствия, могут не совпадать. Приход агропромышленных холдингов привел к сильной концентрации производства внутри регионов. Тем не менее, снабжение населения продовольствием опирается также и на межрегиональные и международные связи. Анализ соотношения в регионах производства и потребления продукции при активном межрегиональном обмене позволил выделить их преимущественную специализацию на определенных продуктах. Рассмотрены различия в развитии промышленного производства продуктов питания и обеспеченность населения регионов основными видами продовольствия (мясом, молоком, овощами, фруктами, яйцом, картофелем) собственного производства. Ее сопоставление с доктринальными значениями по соответствующим продуктам и учет связей при обмене продовольствием позволили определить специфику продовольственного обеспечения разных регионов. На примере обеспечения региональных центров Центрального Нечерноземья молоком и молочными продуктами выявлены межрегиональные продовольственные связи, показано соотношение собственного производства, ввоза из российских регионов разной степени удаленности и импорта.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (2024)
Авторы: АКУЛЁНОК СТЕПАН ВАЛЕНТИНОВИЧ

Концепция социального капитала недостаточно широко применяется для определения факторов эффективности региональной политики Европейского Союза (ЕС), основное внимание исследователей направлено на изучение институтов. Автор рассматривает социальных капитал региональных сообществ Европы с точки зрения влияния на региональную политику ЕС, используя данные международного социологического исследования European Values Studies в сопоставлении с индексом качества государственного управления в регионах стран ЕС. Также автором анализируются исследования влияния социального капитала на региональную политику в странах ЕС для подтверждения собственных выводов. Путем корреляционного анализа и с помощью сопоставления данных по качеству институтов, эффективности региональной политики, характеристикам социального капитала доказывается, что эффективные институты характерны для регионов с преобладанием связывающего социального капитала и что скрепляющий социальный капитал уменьшает эффективность региональной политики даже на фоне эффективных институтов, однако в некоторых регионах скрепляющий социальный капитал является основой активной вовлеченности экономических агентов в мероприятиях региональной политики ЕС. Преобладание того или иного типа социального капитала предопределяет участников проектов региональной политики, что необходимо учитывать региональным властям при продвижении мероприятий и отборе участников региональной политики ЕС. Региональная политика ЕС, являясь новым общественным институтом, может оказать влияние на географию социального капитала в зарубежной Европе.

Сохранить в закладках
ПОЛИЭТНИЧЕН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЮГ РОССИИ? (2024)
Авторы: Дружинин Александр Георгиевич

Современная активизация (и актуализация) трансформационных процессов в российском обществе на фоне существенно возросшей глобальной турбулентности инициирует приоритетное внимание к пространственному развитию, требующему, в свою очередь, более детализированного и корректного видения этнодемографической специфики территории. В статье на основе полимасштабного анализа данных Всероссийской переписи населения 2021 г акцентированы особенности этнической структуры Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов), являющегося в этногеографическом отношении наиболее «мозаичным» макрорегионом Российской Федерации. Показано, что укоренённое в научном дискурсе представление о Юге России как полиэтничной территории в целом оправданно (доля русских в населении, учтённом переписью, составляет 60,4% при среднем по России - 71,7%), но должно быть концептуально скорректировано для регионального и муниципального таксономических уровней. Так, из 15 локализованных на Юге России субъектов Федерации в 7 удельный вес численно превалирующего этноса превышает 75%, что означает их преимущественную моноэтничность (данные регионы занимают 61% территории Юга России, концентрируя 67% его населения и 73% ВРП). Аналогичная ситуация и в 239 (из 332) муниципальных образованиях (городские округа, муниципальные районы и муниципальные округа) макрорегиона, включая такие важнейшие урбанистические центры как Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Севастополь. Территориальная, селитебная и хозяйственная структура Юга России смещены, в итоге, в пользу регионов и муниципалитетов с чёткой «этнической окраской» (в том числе русской - в 5 субъектах РФ и половине муниципальных образований), что позволяет рассматривать южнороссийский макрорегион как асимметричное сочетание моно- и полиэтнических территорий.

Сохранить в закладках
СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО ДАННЫМ ПУБЛИЧНЫХ ВАКАНСИЙ В 2022 Г (2024)
Авторы: ГОЛУБЯТНИКОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

В начале 2020-х гг. в России увеличивается дефицит квалифицированной рабочей силы. Официальных статистических данных становится недостаточно для оценки состояния рынка труда. Благодаря повсеместному распространению использования сети Интернет поиск работников и работодателей в большей степени переместился в цифровую сферу в форме публичных вакансий и резюме. Новые источники информации на основе технологии больших данных позволяют существенно дополнять картину современного состояния и функционирования российского рынка труда в региональном разрезе. В данном исследовании в качестве источника используется агрегированная база данных 3 основных площадок по онлайн-рекрутменту. В статье рассмотрена дифференциация регионов по спросу на рабочую силу, который был изучен в следующих разрезах: метод занятости, квалификация, сфера экономики и опыт. Спрос на рабочую силу по данным базы данных публичных вакансий имеет сильные региональные различия. При этом они носят не хаотичный характер, а подчиняются географическим закономерностям согласно основным осям регионализации России и прежде всего по направлениям Центр - Периферия (метод занятости и квалификация) и староосвоенный Запад - слабоосвоенный Восток (сфера экономики и опыт работы). Остальные оси регионализации в спросе на рабочую силу практически не проявляются. При этом корреляции региональной структуры спроса на рабочую силу с данными Росстата о структуре занятых по ОКВЭД-2 не выявлено. Основными факторами, определяющими структуру спроса на рабочую силу в регионах, являются структура региональной экономики и плотность населения.

Сохранить в закладках
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОТАЦИЙ НА ВЫРАВНИВАНИЕ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ИЗМЕНЕНИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО НЕРАВЕНСТВА (2024)
Авторы: ЗЕМЛЯНСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ, МЕДВЕДНИКОВА ДАРИНА МИХАЙЛОВНА, КАЛИНОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ, ПРУСИХИН ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ

В статье представлен анализ распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по субъектам Российской Федерации в 2008-2023 гг. и оценена их роль в снижении уровня межрегионального неравенства по бюджетным доходам, измеренного с помощью коэффициентов вариации и Джини, индексов Тейла и Аткинсона. Исследование выполнено на основе открытых данных Казначейства, Министерства финансов и Федеральной налоговой службы РФ, а также портала «Электронный бюджет». Выявлено, что большинство регионов непрерывно получали дотации на выравнивание на протяжении исследуемого периода, и только 5 субъектов ни разу не входили в число получателей. Отмечен рост концентрации данных дотаций у крупнейших получателей, а также увеличение номинальных объемов дотаций на исследуемом периоде в большей части регионов, которое нивелируется ростом уровня цен. Выявлено, что при текущей настройке методики распределения дотаций на выравнивание в результате их предоставления у регионов с идентичной бюджетной ситуацией наблюдается различный прирост уровня расчётной бюджетной обеспеченности, таким образом ряд регионов получает слабо обоснованные преимущества перед другими. Несмотря на это, доказано, что дотации на выравнивание снижают межрегиональные различия в показателях обеспеченности населения доходами бюджета по всем метрикам межрегионального неравенства, однако их вклад в снижение неравенства значительно ниже вклада налогового перераспределения и сопоставим с вкладом субсидий. При этом выравнивающая роль данных дотаций на протяжении рассматриваемого периода оставалась неизменной.

Сохранить в закладках