Архив статей журнала
В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
В статье рассматриваются пространственные аспекты расселения и социально-экономической дифференциации мигрантов-мусульман в городах Англии, включая потомков мигрантов во втором и третьем поколении. Города Соединенного Королевства за пределами Англии не рассматривались ввиду более короткой истории массовых миграций мусульман в них. В качестве количественного метода для оценки социально-экономической дифференциации мусульманских районов была выбрана кластеризация методом k-средних по данным переписи Великобритании 2021 г. Были собраны и проанализированы следующие параметры: отсутствие автомобиля; удаленная занятость; молодое население; распространенность проблем со здоровьем; большие семьи; языковая изолированность; занятость в отраслях, не требующих квалификации; занятость в промышленности; гражданство; охват высшим образованием; перенаселенные домохозяйства; застойная безработица. Число кластеров было задано вручную. Для повышения достоверности результатов были сравнены результаты анализа с разделением на 3 и на 4 кластера. После сравнения двух вариантов кластеризации удалось выявить следующие основные процессы, определяющие социально-экономическую дифференциацию расселения мусульман в городах Англии: наименее благополучны старые индустриальные районы в «серых поясах», бывших окраинах городов; наиболее благополучны - недавно застроенные окраины и пригороды; отдельно выделяются центральные городские районы. Выделение четырех кластеров позволило также выявить относительно новое явление - формирование среднеразвитой мигрантской полупериферии между старыми индустриальными районами и благополучной современной периферией.
В исследованиях на инновационную тематику географическая близость между акторами приобретает особую роль при выделении типов знания. Именно типы знания определяют пространственный рисунок инновационной активности, в частности, степень и характер ее концентрации. Преобладающий тип знания в инновационном процессе зависит от стадии развития отрасли и от знаниевого пула самой отрасли. Атомная и ветровая энергетика, с одной стороны, находятся на разных стадиях инновационного цикла, с другой стороны, обладают различными пулами знания «сами по себе». Это позволяет определить пространственные особенности инновационного процесса в зависимости от типа знания. Технологическим лидерством в отраслях обладают европейские страны, в которых атомная и ветровая энергетика являются самыми распространенными безуглеродными источниками энергии. Патентная активность в обеих отраслях в странах зарубежной Европы имеет тенденцию к концентрации, однако ее природа неодинакова: в атомной энергетике пять кластеров сформировались рядом с крупными агломерациями и научно-исследовательскими институтами, в ветроэнергетике пока окончательно сформировался только один датско-северогерманский кластер в среднеурбанизированном регионе с доступом к неявному практическому знанию. Перетоки знания в атомной энергетике в виде цитирований патентов имеют большую тенденцию к концентрации ввиду развитости кластеров, однако в случае с совместными патентами разница в расстояниях между отраслями становится меньше. Это свидетельствует о высокой роли неявных форм знания в ветроэнергетике, несмотря на более слабую выраженность кластеризации инновационной активности. Расстояния между создателями совместных патентов увеличиваются по мере формализации пулов знания в обеих отраслях, а в атомной энергетике, как в отрасли на стадии угасания, - и вместе с деградацией пространственных связей между инноваторами.
Дается описание современного состояния авиагрузового транспорта мира, определены основные особенности его размещения. Доля воздушного транспорта в общемировом объеме перевозок грузов по их стоимости составляет 35%, по весу грузов - 1%. Основными авиагрузами являются продукция с высокой долей добавленной стоимости, экономически и физически скоропортящиеся товары немедленного потребления. 55% мирового парка грузовых самолетов принадлежит авиакомпаниям США, 21% - европейским компаниям. Мировой грузооборот авиатранспорта увеличился в 2004-2021 гг. с 139 до 219 млрд т-км, объем перевезенных авиатранспортом грузов - с 41 до 66 млн т. Для грузовых авиаперевозок характерен высокий уровень концентрации: одна треть всего мирового грузооборота приходится на 5 крупнейших авиакомпаний, две трети - на 15 крупнейших; 30% объема перевезенных грузов - на 4 крупнейшие компании, 60% - на 20 самых больших. Более половины мирового грузооборота (59%) концентрируется в 7 странах (США (19%), КНР (9%), ОАЭ, Гонконг, Катар, Южная Корея, Япония). При кризисах концентрация авиаперевозок в крупнейших по грузообороту странах (и грузовых авиакомпаний) увеличивается, в период общего восстановления и быстрого роста доля ведущих стран и крупнейших авиакомпаний в общемировом грузообороте, наоборот, сокращается. В главном мировом транспортно-экономическом кольцевом поясе (Северная Америка - Европа - страны Персидско-го залива - Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия - Северная Америка) концентрируется 60% всех перевозимых в мире авиагрузов. Грузовые потоки авиатранспорта более разрежены в пространстве, чем пассажирские; основные грузовые авиаузлы тяготеют к местам производства продукции с высокой добавленной стоимостью и к центрам ее немедленного потребления. Сеть грузовых авиалиний имеет более дисперсный пространственный характер своего распределения по территории, чем сеть пассажирских авиалиний: она обслуживает незначительное число центров, тогда как пассажирская - максимальное их число.
Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации специализации сельского хозяйства в регионах России. Главная цель оптимального производственного направления аграрной отрасли - увеличение объемов производства продукции с наименьшими издержками и повышение ее качества в районах с наиболее благоприятными условиями. С начала XXI века сельское хозяйства России находится в процессе перехода от импортозависимой к экспортно ориентированной модели развития. Проанализирована сложившаяся специализация аграрной отрасли как проявление территориального разделения труда. Рассмотрено соотношение разных категорий хозяйств: крупных сельскохозяйственных пред-приятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в структуре реализации различных видов продовольствия. Выявлены факторы формирования специализации сельского хозяйства, основными из которых являются природные, социально-экономические, институциональные и технико-технологические. Рассмотрена структура реализованной сельскохозяйственной продукции в регионах России по видам. Выявлены районы животноводческой и растениеводческой специализации. Проведена систематизация регионов основной земледельческой территории России по основной народнохозяйственной функции и выделены типы специализации сельскохозяйственных организаций, которые отличаются сходством основного производственного направления, структурой посевных площадей и уровнем интенсивности аграрного производства. Дана характеристика выделенных типов. Выявлены пространственные закономерности дифференциации специализации сельского хозяйства регионов России. Произведена оценка соответствия сложившейся специализации агропроизводственной системы задаче достижения продовольственной безопасности страны и повышения экспортного потенциала АПК.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию взаимосвязи категорий плотности и концентрации на примере иерархии городских поселений во взаимосвязи с плотностью населения по регионам России. В основе применяемой методики лежит сравнение плотности населения по региону в целом с долей в их площади населенных пунктов, а также сравнение «идеальных» распределений по функции Ципфа «ранг-людность» (степенную функцию) с фактическими иерархиями городских поселений, как для территории в границах РФ в динамики с 1897 г., так и для отдельных регионов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на определенных стадиях своего развития системы поселений двигаются в сторону выполнения правила «ранг-людность» и становятся менее контрастными, а уровень концентрации снижается (урбанизация вширь). После достижения зрелого уровня, с началом агломерационных процессов системы вновь отходят от соответствия формуле Ципфа, становятся более контрастными (урбанизация вглубь). В целом в региональных системах с высокой плотностью населения и значительным числом городских поселений правило «ранг-людность» соблюдается лучше, чем в системах со средними значениями плотности. В системах с низкой плотностью населения правило «ранг-людность» вновь начинает работать. Показано на различных масштабных уровнях неоднородность пространства России, в части концентрации населения.
Проведен анализ современной сети диссертационных советов по географическим наукам, сложившейся после 2017 г. и связанной с созданием советов, самостоятельно присуждающих ученые степени, а также с последующим изменением номенклатуры научных специальностей, что повлияло на сеть традиционных диссертационных советов в системе Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ. Анализируется формирование двух параллельных сетей диссертационных советов, работающих в целом по схожим принципам (за исключением присуждения ученых степеней в СПбГУ), некоторые из которых в значительной степени восполняют дефицит ВАКовских советов, расширяя географию мест защит. Отмечается существенное изменение соотношения числа диссертационных советов по различным специальностям географических наук. Анализ динамики числа защит кандидатских и докторских диссертаций по географическим наукам с 2010 г. показывает существенное снижение их количества. Но оно сопоставимо с общими трендами защит по всем наукам в стране. Это связано не только с различными реформами ВАК РФ, но и с общим снижением мотивации защит кандидатских диссертаций, особенно в период преобразования аспирантуры в третью ступень высшего образования. Структурные трансформации произошли и внутри географических наук, значительно изменив соотношение защит по отдельным специальностям.
Анализ проведен по авторской базе данных, включающей 248 представителей социально-экономической географии (СЭГ) и регионалистов 1899-1985 гг. рождения, имеющих степени кандидата и доктора наук. Изучались их возраст на защитах, хронологический разрыв между ними и продуктивность работы через индекс Хирша по e-library. Интервал между защитами тесно связан с возрастом второй, но не первой. Выявлен тренд омоложения первых защит. Докторский возраст и «междиссертационный» лаг росли примерно до 1940 г. и затем снижались. Ежегодная прибавка докторов колебалась от 12 в 1949 г. до 0, начиная с 1970-х гг., и нули учащаются под действием ряда факторов. Оценка влияния поколений и скорости их профессионального роста на индекс Хирша дала неоднозначные результаты из-за дефектов h-индекса и разнородности причин, влияющих на его уровень, повышенный у исследователей 1940-1950-х годов рождения. На примере СЭГ видны проблемы всей науки России, ее малых и междисциплинарных групп. Общей стала проблема старения и убыли кадров высшей квалификации, в том числе в диссертационных советах, занятых их воспроизводством. При нынешних темпах список живых экспертов СЭГ через 15 лет потеряет пятую долю состава. Тяготы обретения степени, особенно докторской, часто делают путь из кандидатов в доктора путем мимо второй степени.
Экономика городских агломераций меняется под влиянием внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, в том числе цифровизации и социального прогресса. Город генерирует и использует нововведения, меняясь под их влиянием. Одним из них стал мобильный телефон. «Платформенная экономика» в связке с мобильной связью и Интернетом породила e-маркетплейсы, которые можно рассматривать в качестве индикаторов постиндустриальных и функциональных преобразований в крупнейших городах. На основе выявленных и проанализированных данных сервиса 2ГИС о размещении пунктов выдачи заказов (ПВЗ) е-маркетплейсов в 22 городах Санкт-Петербургской агломерации (без г. Бугры) были выявлены шесть типов городов агломерации, для каждого из которых определено присутствие трех ведущих национальных e-маркетплейсов - «Wildberries», «Озон», «Яндекс-маркет», что обусловлено их совокупной долей на национальном рынке электронной торговли (более 4/5). Для составления группировки городов был использован параметр географического положения и удаленности, уровень обеспеченности пунктами выдачи заказов и доля населения в городской агломерации. При этом особо подчеркивается роль сухих портов - крупнейших пунктов приёма и обработки контейнеров и особенности транспортной сети. Итогом исследования стал рисунок, в котором отображены шесть типов городов с численностью населения, а также кластеризация логистических центров маркетплейсов на севере и юго-востоке Санкт-Петербурга.