В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.
Идентификаторы и классификаторы
Важное значение для устойчивого и сбалансированного развития страны, обеспечения национальной безопасности и сохранения целостности государства имеют территории, называемые геостратегическими. Этот постулат, а также статус и список таких террторий закреплены в действующей Стратегии пространственного развития (СПР) Российской Федерации на период до 2025 года.
Список литературы
1. Авдеев Ю.А. Свободный порт Владивосток - за и против // ЭКО. 2017. № 2 (512). С. 5-26. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2017-2-5-26 EDN: XRPQWV
2. Аганбегян А.Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов // Пространственная экономика. 2019. № 3. С. 165-181. DOI: 10.14530/se.2019.3.165-181 EDN: HLQFDQ
3. Адашова Т.А. Южные Курилы-геополитическое пространство России // География. 2005. № 6. С. 12-19. EDN: TQEBLD
4. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. 2014. № 3 (45). С. 12-19. EDN: SYCOXX
5. Бакланов П.Я. Территория опережающего развития как звено территориальных социальноэкономических систем в их динамике // Тихоокеанская география. 2020. № 4. С. 14-24. EDN: IXNIOT
6. Бурмистров П. Имеет ли решение “курильская проблема”? // Азия и Африка сегодня. 2007. № 1. С. 11-15. EDN: HYVBMJ
7. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Территории опережающего развития: падение или иллюзия? // ЭТАП. 2015. № 2. С. 72-84. EDN: UAEMHL
8. Гулидов Р.В. К вопросу об оценке государственной политики по развитию Дальнего Востока России // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 4. С. 143-167. DOI: 10.14530/se.2021.4.143-167 EDN: NCDUQF
9. Землянский Д.Ю., Чуженькова В.А. Динамика социально-экономического развития муниципальных образований с преференциальными режимами на Дальнем Востоке в 2013-2020 // Вестник С-Петерб.о ун-та. Науки о Земле. 2022. Т. 67. № 3. С. 431-453. DOI: 10.21638/spbu07.2022.303
10. Исаев А.Г. Территории опережающего развития: новый инструмент региональной экономической политики // ЭКО. 2017. № 4 (514). С. 61-77. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2017-4-61-77 EDN: YIBHOF
11. Климанов В.В., Казакова С.М. Особенности стратегического планирования развития Дальнего Востока России на федеральном уровне // Региональные исследования. 2022. № 1(75). С. 68-79. DOI: 10.5922/1994-5280-2022-1-6 EDN: CHJIXD
12. Козлов Л.Е., Ходова С.С. Федеральная программа развития Курильских островов в контексте российско-японских отношений // Россия и АТР. 2011. № 3. С. 113-121. EDN: OODJUT
13. Кузнецова О.В. Федеральная региональная политика в России: современное состояние и перспективы // Региональные исследования. 2009. № 1 (22). С. 52-59. EDN: NEATYT
14. Кутелева А.В., Сальникова П.О., Чернилевская К.Е., Шевчук Е.И. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития // Россия и АТР. 2021. № 1. С. 104-124. 10.24412/1026- 8804-2021-1-104-124. DOI: 10.24412/1026-8804-2021-1-104-124 EDN: NYXZEC
15. Леонов С.Н. Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока России // Пространственная экономика. 2017. № 2. С. 41-67. EDN: YURKXF
16. Мельников Р.М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы // Регион: Экономика и Социология. 2006. № 3. С. 15-29. EDN: JJSMLF
17. Митрофанова И.В., Жуков А.Н., Леонова Е.Д. Анализ финансирования мероприятий федеральной целевой программы “Юг России” (2002-2007, 2008-2012 гг.) // Финансы и кредит. 2009. № 40 (376). С. 85-91.
18. Пилясов А. Н., Разбегин В. Н. Опыт регионального программирования в России в 1992-2004 годах // Пространственная экономика. 2005. № 3. С. 137-147. EDN: KVNFVJ
19. Пушков К.Г. Ключевые направления государственной политики социально-экономического развития Курильских островов // Гуманит. исслед. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 4 (20). С. 107-113. EDN: PYMMPL
20. Развитие экономики Дальнего Востока России: эффекты государственной политики / отв. ред. П.А. Минакир, С.Н. Найден. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. 208 с.
21. Рагулина Ю.В., Неретина А.Д., Нефедова К.А., Удачин Н.О. Использование программно-целевого метода в решение проблем социально-экономического развития Курильских островов // Вестн. евразийской науки. 2014. № 3 (22). С. 1-9. EDN: STRITX
22. Рыкова И.Н., Кораблев Д.В. Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока // Финансовый журнал. 2014. № 3 (21). С. 76-88. EDN: TAHDEV
23. Сальников П.И. Новый подход к концептуальным опасностям для России // Безопасность Евразии. 2006. № 1. С. 584-591. EDN: IJBRXV
24. Сиренко В.С. Социально-экономическое развитие Курильских островов: проблемы и перспективы // Рыбное хозяйство. 2001. № 1. С. 8-11.
25. Тарасюк С.Н. и др. Перспективы развития прибрежного рыболовства в районе Северных Курильских островов // Труды СахНИРО. Биология, состояние запасов и условия обитания гидробионтов в Сахалино-Курильском регионе и сопредельных акваториях. 2002. Т. 4. С. 93-115. EDN: HDSEWF
26. Фаминский И.П., Сиренко В.С., Ширшов В.О., Ребров В.В. Долгосрочные перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Курильских островов // Рыбное хозяйство. 2005. № 5. С. 20-23. EDN: PIPZPB
27. Филобокова Л.Ю. Эволюция подходов к стратегическому планированию развития региона (по материалам федеральной целевой Программы “Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области на 2007-2015 гг”.) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11 С. 8-14. EDN: IJLSDF
28. Чернолуцкая Е.Н. Курилы в 1990-е гг.: рыночные реформы и “пограничный вопрос” // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2020. № 27. С. 162-178. EDN: FYAJBV
29. Чернолуцкая Е.Н. Федеральная целевая Курильская программа: хроника, достижения и провалы первого этапа (1994-2005 гг.) // Реформы конца XX-начала XXI в. на постсоветском пространстве: региональный аспект. 2020. № 1. С. 103-119. EDN: IJNNNR
30. Чистяков П.А. Региональные аспекты реализации федеральных целевых программ // Региональные исследования. 2011. № 1 (31). С. 117-124. EDN: NEHDCZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
В статье рассматриваются пространственные аспекты расселения и социально-экономической дифференциации мигрантов-мусульман в городах Англии, включая потомков мигрантов во втором и третьем поколении. Города Соединенного Королевства за пределами Англии не рассматривались ввиду более короткой истории массовых миграций мусульман в них. В качестве количественного метода для оценки социально-экономической дифференциации мусульманских районов была выбрана кластеризация методом k-средних по данным переписи Великобритании 2021 г. Были собраны и проанализированы следующие параметры: отсутствие автомобиля; удаленная занятость; молодое население; распространенность проблем со здоровьем; большие семьи; языковая изолированность; занятость в отраслях, не требующих квалификации; занятость в промышленности; гражданство; охват высшим образованием; перенаселенные домохозяйства; застойная безработица. Число кластеров было задано вручную. Для повышения достоверности результатов были сравнены результаты анализа с разделением на 3 и на 4 кластера. После сравнения двух вариантов кластеризации удалось выявить следующие основные процессы, определяющие социально-экономическую дифференциацию расселения мусульман в городах Англии: наименее благополучны старые индустриальные районы в «серых поясах», бывших окраинах городов; наиболее благополучны - недавно застроенные окраины и пригороды; отдельно выделяются центральные городские районы. Выделение четырех кластеров позволило также выявить относительно новое явление - формирование среднеразвитой мигрантской полупериферии между старыми индустриальными районами и благополучной современной периферией.
В исследованиях на инновационную тематику географическая близость между акторами приобретает особую роль при выделении типов знания. Именно типы знания определяют пространственный рисунок инновационной активности, в частности, степень и характер ее концентрации. Преобладающий тип знания в инновационном процессе зависит от стадии развития отрасли и от знаниевого пула самой отрасли. Атомная и ветровая энергетика, с одной стороны, находятся на разных стадиях инновационного цикла, с другой стороны, обладают различными пулами знания «сами по себе». Это позволяет определить пространственные особенности инновационного процесса в зависимости от типа знания. Технологическим лидерством в отраслях обладают европейские страны, в которых атомная и ветровая энергетика являются самыми распространенными безуглеродными источниками энергии. Патентная активность в обеих отраслях в странах зарубежной Европы имеет тенденцию к концентрации, однако ее природа неодинакова: в атомной энергетике пять кластеров сформировались рядом с крупными агломерациями и научно-исследовательскими институтами, в ветроэнергетике пока окончательно сформировался только один датско-северогерманский кластер в среднеурбанизированном регионе с доступом к неявному практическому знанию. Перетоки знания в атомной энергетике в виде цитирований патентов имеют большую тенденцию к концентрации ввиду развитости кластеров, однако в случае с совместными патентами разница в расстояниях между отраслями становится меньше. Это свидетельствует о высокой роли неявных форм знания в ветроэнергетике, несмотря на более слабую выраженность кластеризации инновационной активности. Расстояния между создателями совместных патентов увеличиваются по мере формализации пулов знания в обеих отраслях, а в атомной энергетике, как в отрасли на стадии угасания, - и вместе с деградацией пространственных связей между инноваторами.
Дается описание современного состояния авиагрузового транспорта мира, определены основные особенности его размещения. Доля воздушного транспорта в общемировом объеме перевозок грузов по их стоимости составляет 35%, по весу грузов - 1%. Основными авиагрузами являются продукция с высокой долей добавленной стоимости, экономически и физически скоропортящиеся товары немедленного потребления. 55% мирового парка грузовых самолетов принадлежит авиакомпаниям США, 21% - европейским компаниям. Мировой грузооборот авиатранспорта увеличился в 2004-2021 гг. с 139 до 219 млрд т-км, объем перевезенных авиатранспортом грузов - с 41 до 66 млн т. Для грузовых авиаперевозок характерен высокий уровень концентрации: одна треть всего мирового грузооборота приходится на 5 крупнейших авиакомпаний, две трети - на 15 крупнейших; 30% объема перевезенных грузов - на 4 крупнейшие компании, 60% - на 20 самых больших. Более половины мирового грузооборота (59%) концентрируется в 7 странах (США (19%), КНР (9%), ОАЭ, Гонконг, Катар, Южная Корея, Япония). При кризисах концентрация авиаперевозок в крупнейших по грузообороту странах (и грузовых авиакомпаний) увеличивается, в период общего восстановления и быстрого роста доля ведущих стран и крупнейших авиакомпаний в общемировом грузообороте, наоборот, сокращается. В главном мировом транспортно-экономическом кольцевом поясе (Северная Америка - Европа - страны Персидско-го залива - Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия - Северная Америка) концентрируется 60% всех перевозимых в мире авиагрузов. Грузовые потоки авиатранспорта более разрежены в пространстве, чем пассажирские; основные грузовые авиаузлы тяготеют к местам производства продукции с высокой добавленной стоимостью и к центрам ее немедленного потребления. Сеть грузовых авиалиний имеет более дисперсный пространственный характер своего распределения по территории, чем сеть пассажирских авиалиний: она обслуживает незначительное число центров, тогда как пассажирская - максимальное их число.
Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации специализации сельского хозяйства в регионах России. Главная цель оптимального производственного направления аграрной отрасли - увеличение объемов производства продукции с наименьшими издержками и повышение ее качества в районах с наиболее благоприятными условиями. С начала XXI века сельское хозяйства России находится в процессе перехода от импортозависимой к экспортно ориентированной модели развития. Проанализирована сложившаяся специализация аграрной отрасли как проявление территориального разделения труда. Рассмотрено соотношение разных категорий хозяйств: крупных сельскохозяйственных пред-приятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в структуре реализации различных видов продовольствия. Выявлены факторы формирования специализации сельского хозяйства, основными из которых являются природные, социально-экономические, институциональные и технико-технологические. Рассмотрена структура реализованной сельскохозяйственной продукции в регионах России по видам. Выявлены районы животноводческой и растениеводческой специализации. Проведена систематизация регионов основной земледельческой территории России по основной народнохозяйственной функции и выделены типы специализации сельскохозяйственных организаций, которые отличаются сходством основного производственного направления, структурой посевных площадей и уровнем интенсивности аграрного производства. Дана характеристика выделенных типов. Выявлены пространственные закономерности дифференциации специализации сельского хозяйства регионов России. Произведена оценка соответствия сложившейся специализации агропроизводственной системы задаче достижения продовольственной безопасности страны и повышения экспортного потенциала АПК.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию взаимосвязи категорий плотности и концентрации на примере иерархии городских поселений во взаимосвязи с плотностью населения по регионам России. В основе применяемой методики лежит сравнение плотности населения по региону в целом с долей в их площади населенных пунктов, а также сравнение «идеальных» распределений по функции Ципфа «ранг-людность» (степенную функцию) с фактическими иерархиями городских поселений, как для территории в границах РФ в динамики с 1897 г., так и для отдельных регионов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на определенных стадиях своего развития системы поселений двигаются в сторону выполнения правила «ранг-людность» и становятся менее контрастными, а уровень концентрации снижается (урбанизация вширь). После достижения зрелого уровня, с началом агломерационных процессов системы вновь отходят от соответствия формуле Ципфа, становятся более контрастными (урбанизация вглубь). В целом в региональных системах с высокой плотностью населения и значительным числом городских поселений правило «ранг-людность» соблюдается лучше, чем в системах со средними значениями плотности. В системах с низкой плотностью населения правило «ранг-людность» вновь начинает работать. Показано на различных масштабных уровнях неоднородность пространства России, в части концентрации населения.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/