На примере проблемы «измерения Земли» в историческом разрезе демонстрируется универсальность языка математики, которая позволяет сделать эту науку строительным элементом для построения глобального толерантного образовательного и, шире, социального пространства - без межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных границ. В качестве конкретного воплощения идеи, доступной к реализации на разных уровнях образования, представляются лабораторные работы по математике с историко-географическим содержанием.
Обсуждаются подходы к формированию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения российских граждан в предметной деятельности при обучении математике. Возможными направлениями предметной учебной деятельности являются: изучение истории отечественной математики и математического образования; выполнение лабораторных работ по математике с историко-географическим содержанием; изучение и практическое освоение математических моделей с военно-прикладным контекстом.