Обсуждаются подходы к формированию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения российских граждан в предметной деятельности при обучении математике. Возможными направлениями предметной учебной деятельности являются: изучение истории отечественной математики и математического образования; выполнение лабораторных работ по математике с историко-географическим содержанием; изучение и практическое освоение математических моделей с военно-прикладным контекстом.
Идентификаторы и классификаторы
В. А. Смирнов [Смирнов 2023] количественно исследует гражданские установки российских студентов в контексте специальной военной операции. Статья основана на результатах эмпирического социологического исследования. Выборка исследования квотная, стратифицированная по полу, объём выборки – 1380 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Автор, в частности, пришел к выводу о том, что специальная военная операция фактически остается на периферии жизненного мира большой части российской молодёжи, не оказывая на него никакого влияния до того момента, пока события не начнут напрямую затрагивать молодого человека, его семью или близкое окружение. Гражданские ценности и установки российской молодежи в новых социально-территориальных условиях обсуждает также В. С. Яковлев [Яковлев 2023]. Автор пишет, что мощным фактором, конструирующим гражданские ценности молодежи на данный момент, является специальная военная операция и изменение регионального пространства государства за счет включения новых территорий, ставших полноправными субъектами РФ. Молодежь по-разному воспринимает ситуацию, связанную с СВО и затянувшимся российско-украинским конфликтом, однако эта ситуация активизировала молодежь, уровень ее гражданской активности вырос при том, что гражданские ценности и установки в ценностной иерархии молодых россиян занимают далеко не приоритетные позиции [Яковлев 2023: 96].
Список литературы
-
Алексеевский 2018 - Алексеевский П. И., Аксенова О. В., Бодряков В. Ю. Робототехническая реализация модельной практико-ориентированной задачи об оптимальной беспилотной транспортировке грузов // Информатика и образование. 2018. № 8 (297). С. 51-60.
-
Боголюбов 2013 - Боголюбов Н. Н., Мергелян С. Н. Советская математическая школа. М.: Рипол Классик, 2013. 70 с.
-
Бодряков 2022 - Бодряков В. Ю., Быков А. А. Цифровые лабораторные работы по математике как современный инструмент формирования обучающегося-исследователя // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 148-159.
-
Бодряков 2023 - Бодряков В. Ю. Задача о преследовании с произвольным начальным углом прицеливания // Математическое моделирование. 2023. Т. 35, № 11. С. 35-46.
-
Бодряков 2024 - Бодряков В. Ю. Формирование межпредметной функциональной грамотности обучающихся в период летнего отдыха // Математика в школе. 2024. № 2. С. 54-62.
-
Бодряков, Быков 2024 - Бодряков В. Ю., Быков А. А. Сборник лабораторных работ по математике: учебное пособие для вузов. СПб.: Издательство “ЛАНЬ”, 2024. 68 с.
-
Борисова 2022 - Борисова Е. В. Воспитание в рамках предметного обучения студентов // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3, № 1. С. 5-18.
-
Гаврилюк 2007 - Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44-50.
-
Гнеденко 2005 - Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. М.: КомКнига, 2005. 296 с. EDN: QJPFTF
-
Демененко 2023 - Демененко И. А., Дивиченко О. И. Формирование патриотизма и гражданственности студенческой молодежи в условиях современного времени // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. С. 46-49.
-
Дзундза 2019 - Дзундза А. И., Цапов В. А. Математическое обучение как средство патриотического воспитания цифрового поколения // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. № 50. С. 41-47.
-
Колин 2014 - Колин К. К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014. № 1. С. 6-30.
-
Кордемский 1995 - Кордемский Б. А. Великие жизни в математике. М.: Просвещение, 1995. 192 с.
-
Лабыгина 2022 - Лабыгина А. В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 47-57.
-
Марков 1995 - Марков С. Н. История отечественной математики // Курс истории математики: учебное пособие. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1995.
-
Милованов 2022 - Милованов К. Ю. Проблемы трансляции гражданско-патриотических ценностей в истории отечественного просвещения // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 52-65.
-
Морозова 2010 - Морозова Т. И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2010. Т. 14, № 20 (91). С. 95-99.
-
Панов 2024 - Панов М. В. Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся в вузах России // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14, № 2-2. С. 187-194.
-
Павлова 2019 - Павлова О. А. Патриотическое воспитание в обучении математике и в подготовке будущего учителя математики // Воспитание школьников. 2019. № 3. С. 35-42.
-
Пелих 2022 - Пелих А. Л., Хлопкова В. М., Хлудова Л. Н., В. Г. Шнайдер. Исследование сформированности духовных ценностей, патриотизма и гражданственности у старшеклассников современной школы // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 223-243.
-
Полякова 2002 - Полякова Т. С. История математического образования в России. М.: Изд. МГУ, 2002. 624 с. EDN: RBBHPD
-
Разумовская 2024 - Разумовская А. Э. Формирование гражданственности и патриотизма советской молодежи в рамках осуществления государством идеологической функции // International Law Journal. 2024. Т. 7, № 2. С. 143-147.
-
Репринцев 2009 - Репринцев А. В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 10. С. 6-17.
-
Смирнов 2023 - Смирнов В. А. Гражданские установки российских студентов в контексте специальной военной операции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8-9. С. 9-23.
-
Сухоруков 2016 - Сухоруков И. С. Патриотизм и гражданственность личности подростка как результат формирования его этнокультурной идентичности // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7, №. 4-2. С. 476-491.
-
Толстой 1958 - Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм // Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого: в 90 т. Т. 39. М.: Художественная литература, 1958. 260 с.
-
Тымко 2018 - Тымко Ю. Г. Использование исторического материала на уроках математики в рамках патриотического воспитания школьников // Нижегородское образование. 2018. № 4. С. 31-37.
-
Фаддеев 1999 - Фаддеев Л. Д., Лавров И. А. Российские математические школы // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69, № 5. С. 391-397.
-
Цапов 2021 - Цапов В. А. Теоретические и методические основы формирования мировоззренческих ориентиров у цифрового поколения студентов-будущих учителей математики в процессе математической подготовки. Донецк: ДонНУ, 2021. 301 с.
-
Шунгалов 2012 - Шунгалов Б. Ж. К уточнению понятия "гражданственность" // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 3. С. 78-83.
-
Яковлев 2023 - Яковлев В. С. Гражданские ценности и установки российской молодежи в новых социально-территориальных условиях // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 6 (64). С. 95-105.
-
Bolibruch 2006 - Bolibruch A. A., Osipov Yu. S., Sinai Ya. G., Eds. Mathematical events of the twentieth century. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag and Phasis, 2006. 545 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Бегство детей и подростков на фронт приобрело массовый характер в годы Первой мировой войны. Для родителей и органов государственной власти это явление стало серьезной проблемой. В публикации представлены циркуляры пермского губернатора местным властям за февраль 1915 г. и февраль 1916 г. о порядке препровождения домой к родителям детей, задержанных полицией на пути их движения на фронт. Научно-историческая ценность публикуемых документов определяется тем, что проблема препровождения домой юных патриотов, бежавших на фронт, в годы Первой мировой войны не получила пока достаточного освещения в исторической литературе.
На основании исторической ретроспективы и культурологического анализа автором в настоящем исследовании выведен ряд проблем и вызовов в формировании афганской национальной идеи в современных геополитических условиях, включая этнический, религиозный, политический и другие аспекты. Исследование направлено на стимулирование дискуссии по поводу выработки механизмов преодоления кризисов и социальной консолидации на основе общих гражданско-патриотических ценностей.
В статье анализируется политико-юридическая сущность систематизации прибалтийского законодательства, предпринятой в ходе кодификационных работ 1840 - 1860-х гг. Составление Свода Остзейских постановлений оценивается как составная часть юридической политики Российской империи, нацеленной на обеспечение унификации общеимперских законов и укрепление территориально-государственного единства. Вместе с тем, основная черта правительственных инициатив в области усовершенствования правовой системы имперского государства заключалась в поливариантном подходе к конструированию интеграционной модели соотношения национально-регионального законодательства с общегосударственными нормами права.
Проанализировано влияние монументов красноармейцам и революционерам, установленных на территории современной Свердловской области, на процессы формирования исторической памяти. На примере ряда монументов автором выделены общие черты, а символическая репрезентация прошлого подвергнута сопоставлению с данными исторической науки. Автор делает выводы о том, что подобные памятники иллюстрировали общие идеологические направления внутренней политики советского государства и что по сей день события Гражданской войны воспринимаются в рамках данных направлений.
В статье рассматриваются вопросы исторической преемственности кадетского образования в России. Многие видят в нем возможность для гармоничного развития детей, получения качественного образования. Кадетское образование отвечает современным принципам всестороннего развития личности, способствует формированию таких качеств, как чувство долга, патриотизм и дисциплина, столь актуальных сегодня.
В статье рассматривается отражение событий Второй мировой войны в дневниках Г. Эфрона 1940-1943 гг. На основе недавно ставших доступными для исследователей эго-документов анализируется основной комплекс представлений, связанных у автора с осмыслением военной действительности Второй мировой войны и ее влияния на проблему личностной авторской рефлексии. Среди основных тем, поднимаемых в дневниках, исследуется восприятие Г. Эфроном (Муром) хода военных действий в Западной Европе 1940 г. и их возможного влияния на будущую войну гитлеровской Германии с СССР, проблема национальной самоидентификации автора, учитывая его многолетнюю культурную связь с Францией, отношение автора дневника к советской действительности 1940-1943 гг. Особое место в статье занимают размышления сына М. Цветаевой о своей будущей карьере в контексте все возрастающего давления советских социально-политических институтов, мотивирующих молодежь на получение «рабочей» профессии.
Статья посвящена анализу системы образования в Пакистане вообще и конкретно педагогического образования. Представлены результаты исследования проблем действующих учителей на основе проведенных интервью. Приводятся обобщенные ответы респондентов, а также опыт российских и зарубежных исследователей в области организации постдипломного сопровождения выпускников педагогических вузов, что в итоге обобщается в предлагаемых авторами методических рекомендациях из 6 блоков.
В статье проанализированы паттерны, составляющие специфику образа школьного педагога в современной Исламской Республике Пакистана. Делается вывод, что образ школьного педагога включает универсальные и общепрофессиональные требования и качества, предъявляемые к данной группе. С другой стороны, образ педагога включает и отражает национально-культурные доминанты данной страны. В качестве фактического материала исследования выступили научные и методические издания, опубликованные одним из крупнейших вузов Пакистана.
В статье впервые освещаются партийные чистки и рассматривается проблема сталинской репрессивной политики в отношении преподавателей и сотрудников средних специальных педагогических учебных заведений Свердловска в 1930-е гг. Особое внимание уделяется трагической судьбе директоров педтехникумов А. Ю. Енгалычева и Н. П. Редько.
В статье раскрывается проблема восприятия виртуального контента учителями и обучающимися как возможность подготовки к ЕГЭ по истории. Данное направление подготовки стало особенно популярным после 2020 г. и количество учеников, которые выбирают данный вид образовательных услуг, продолжает расти. Поэтому понимание структуры и организации материалов, размещенных в сети, выявление преимуществ и недостатков разных форм занятий создает дополнительные возможности в подготовке к ЕГЭ.
Статья посвящена выявлению специфики и основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в школьном историческом образовании России и Сербии. Автор раскрывает особенности изучения истории русско-сербских отношений в 1804-1878 гг. в рамках учебного процесса. Проанализировав школьную учебную литературу, автор приходит к выводу, что в отечественных учебниках проблема рассматривается в рамках общих внешнеполитических вопросов России. В сербских учебниках и видео-уроках наблюдается тенденция к неоднозначной оценке сотрудничества русских и сербов в указанный период. Автором отмечается необходимость сотрудничества методистов России и Сербии при разработке учебных материалов по данной проблематике.
Статья посвящена восстановлению подробностей биографии екатеринбуржцев - бывших чинов 5-го Особого пехотного полка Русского экспедиционного корпуса во Франции. Анализируя документы, авторы последовательно представляют события из судеб братьев Мильдеров с момента их отправки на фронт и до середины ХХ в. Отмечается, что интеграция бывших военнослужащих в новую социально-политическую систему проходила успешно, при этом биографии героев настоящего исследования имеют как типичные, так и уникальные черты.
В статье проанализированы основы образовательной политики молодого Советского государства, связанные с разработкой модели подготовки юридических кадров. Особое внимание уделено месту, которое должны были занять историко-правовые дисциплины при воспитании будущего юриста.
В публикации предлагается материал, касающийся изысканий по истории двух крестьянских родов - Земцовых и Уфимцевых. Автор на основе обращения к литературе и архивным материалам демонстрирует специфику методики и последовательность родоведческих изысканий.
На основе учебных планов, разработанных рядом федеральных земель Федеративной Республики Германия, автор сделала попытку проанализировать включенность исторической информации об эпохе наполеоновских войн в систему немецкого политического образования. Автор определила круг проблемных вопросов в политической и общественной сферах, в рамках которых в немецкой школе предлагается изучать исторические материалы, связанные с началом XIX в. Автор выделила особенности преподавания истории наполеоновской эпохи в системе политического образования современной Федеративной Республики Германия.
В статье содержится исторический обзор противостояния реакционных сил «глобального Запада» российскому государству-цивилизации. Приведены примеры запрета русской культуры. Указаны причины попыток отмены русской культуры; даны рекомендации по противодействию данной политике преподавателям школы и вуза.
Статья посвящена вопросу влияния образов адмирала Горацио Нельсона и герцога Артура Веллингтона на формирование британского патриотизма в XIX - начале XXI вв. Автор анализирует нарративы, в рамках которых развивались образы этих исторических фигур, исследует механизмы закрепления этих образов в культуре и общественном сознании. Автор приходит к выводу о значимости военных успехов для формирования идентичности нации и укрепления патриотических чувств среди британцев в контексте обращения к истории наполеоновских войн.
В статье рассмотрены нормативно-правовые основы патриотического воспитания в образовательной организации, а также направления гражданско-патриотического воспитания в современной школе, формы внеурочных мероприятий по истории, позволяющих формировать гармонично развитую личность, ценностное отношение к истории, национальное самосознание и интерес к национальной культуре у подрастающего поколения. |
---|
Статья посвящена исследованию политического влияния России на Балканах в контексте наполеоновских войн. Рассматриваются основные направления российской дипломатической и военной стратегии, направленные на ослабление французского и османского влияния в регионе. Особое внимание уделено отношениям России с балканскими государствами и народами, стремившимися к независимости. Проанализированы ключевые события, такие как дипломатические миссии, военные операции и заключение союзов, оказавшие значительное влияние на политическую карту Балкан и всей Европы в начале XIX века.
События прошлого и их интерпретации должны служить основой для формирования научных подходов к решению актуальных проблем, с которыми сталкиваются международные отношения в настоящее время. Статья посвящена детальному анализу этапов и трудностей, с которыми столкнулись в стенах ООН советские дипломаты в 1967 г. Израильская агрессия против Египта и других арабских стран, начавшаяся 5 июня 1967 г., а также мирное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке после окончания Шестидневной войны стали серьезным вызовом для Москвы. Опираясь на российские источники, архивные материалы и арабоведческие исследования, автор сделал попытку пролить свет на деятельность СССР в ООН в период боевых действия на Ближнем Востоке. Автор обратился и к тем трудностям, с которыми советская дипломатия столкнулась в процессе обсуждения вариантов урегулирования конфликта перед принятием резолюции № 242 от 22 ноября 1967 г. В результате проведенного анализа автор пришел к выводу о том, что исследуемый период стал знаковым в истории советской дипломатии. Активная работа советских дипломатов в ООН позволила Москве реализовать стратегические цели по поддержке арабских союзников, а также позволила укрепить позиции СССР на Ближнем Востоке. Таким образом, изучение данной проблемы предоставляет важные исторические, политические контексты, способствующие более глубокому пониманию как дипломатических практик прошлого, так и актуальных международных вызовов.
Противодействие попыткам искажения мировой истории, реабилитации нацизма, разжигания межнациональных конфликтов возможно путем усиления сплоченности российского общества, совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменения в школьном историческом образовании проявляются сегодня в постановке акцентов на развитие гражданского сознания и патриотическое воспитание учащихся. В статье с опорой на положения Стратегии национальной безопасности РФ и федеральных рабочих программ рассматривается содержательное построение единого учебника истории, в отличие от использовавшихся ранее. Проводится анализ методических аспектов изучения в средней школе проблемы политики сверхдержав на периферии холодной войны (1947-1991 гг.). Приводятся примеры заданий по углубленному изучению локальных конфликтов по всему миру как отражения глобального противостояния СССР и США. Раскрываются вопросы, побуждающие школьников задуматься и осмыслить истинные мотивы действий недружественных стран в отношении России. Оценивается роль учебника в развитии у школьников осознания важности личного вклада в безопасность и благополучие Отечества. Обосновываются рекомендации для углубленного изучения политики сверхдержав на периферии холодной войны.
Конкретизируются обстоятельства рождения в конце 1933 г. франко-советского проекта системы коллективной безопасности, часто безосновательно именуемой Восточным пактом. На деле проект был призван охватить практически всех соседей Третьего рейха на западе и востоке, на суше и по морю, для которых нацизм представлял смертельную угрозу. Акцент в статье сделан на недостаточно освещённом аспекте исторического контекста проекта, который был связан с британским стремлением довооружить Германию, чтобы уравненная наконец-то в правах с другими Германская империя (теперь уже Третий рейх) вернулась бы в Лигу наций и на конференцию по разоружению, обеспечив тем самым чуть ли не автоматическое торжество мира, по крайней мере, в Европе.
В работе рассматривается текущее состояние системы образования, вызванное длительным конфликтом в стране. В статье анализируются основные проблемы, такие как недостаток финансирования, разрушение школьной инфраструктуры, продолжающийся конфликт и кадровый дефицит. Освещается роль образования в процессе восстановления страны и обеспечения устойчивого развития в будущем. Авторы рассматривают возможные пути улучшения ситуации, включая международное сотрудничество, инвестиции в образование, развитие новых образовательных подходов и реформирование нормативно-правовой базы.
В статье рассматривается источниковая база истории боевого пути Уральского добровольческого танкового корпуса. Анализируются научно-популярные издания, воспоминания, очерки уральских авторов. Особое внимание обращено к архивным документам, отложившимся в фондах Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) по заявленной теме. Делается заключение об изменении содержания публикаций о воинском формировании на протяжении 1950-1980-х гг., а также о необходимости продолжения комплексного научного изучения истории корпуса.
В статье предлагается краткий анализ некоммерческой деятельности лондонской конторы Всероссийского Кооперативного Акционерного Общества («АРКОС лимитед»). Известно, что в 1920-е гг. сотрудники Аркос занимались восстановлением торговой деятельности между РСФСР/СССР, Великобританией и другими странами. В начале 1920-х гг. торговая компания превратилась в большую организационную структуру. Вряд ли для исследователей будет удивительным тот факт, что данная организация могла осуществлять пропагандистскую и подрывную деятельность с подачи Москвы. В статье приводятся материалы из отечественных и английских источников, подтверждающих данный факт.
Статья посвящена вопросам мемориализации Русского экспедиционного корпуса эпохи Первой мировой войны. Автор обосновывает необходимость установки объектов, посвященных памяти Особых русских бригад, а также последовательно рассматривает локации г. Екатеринбурга, имеющие связь с данной тематикой. В работе затрагивается практическая сторона вопроса, связанная с поиском возможных форм исполнения, и делаются выводы о том, что установка мемориального объекта, посвященного Русскому экспедиционному корпусу в г. Екатеринбурге, может явиться единственным и уникальным примером в России.
Имя английского публициста Роберта Филмера играет существенную роль в развитии политической мысли второй половины XVII в. Этот автор известен своими роялистскими взглядами, нашедшими отражение в его главном произведении - «Патриарх». Но при этом имя данного автора до сих пор крайне редко встречается в отечественной историографии. Статья призвана проанализировать степень изученности интеллектуальной биографии Роберта Филмера в отечественной историографии. В результате проведенного анализа первых публикаций работ Роберта Филмера и «Двух трактатов о правлении» Джона Локка делается вывод о значимости сформированного ими образа, который тиражируется российскими историками.
История СССР после Второй мировой войны вызывает в настоящее время огромный интерес, так как начавшаяся холодная война развела бывших союзников «по разные стороны баррикад», и вплоть до настоящего времени о дружеских взаимоотношениях России и стран Запада, прежде всего США, можно только мечтать. История взаимоотношений СССР/России и США в различные исторические периоды показывает, что конфронтация обусловлена прежде всего стремлением США уничтожить СССР или Россию как государства-конкурента на политическом, экономическом и военном поле. Учебник истории России для 11-х классов (авторы: В. Р. Мединский, А. В. Торкунов) позволяет выделить схожие сюжеты во взаимоотношениях СССР и России с западными странами, прежде всего с США, в период холодной войны и в условиях новой России (1990-е - 2020-е гг.).
Перед началом Великой Отечественной войны Уральский военный округ, штаб которого располагался в г. Свердловске, совместно с военными комиссариатами направлял военнослужащих для прохождения службы в ряды Красной Армии. Особенно многочисленным оказался осенний призыв 1939 г., что было связано с нападением Германии на Польшу и началом формирования в СССР новых частей и соединений. Многие из них попали в состав 6-й и 12-й армии, дислоцированных на западной границе СССР. Данная статья посвящена промежуточным результатам поиска имен уральцев, служивших в составе названных армий, и установлению их судеб. В работе были использованы материалы целого ряда архивов.
Статья посвящена выявлению основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в исторической памяти России и Сербии. Автором отмечается, что коммеморация преимущественно связана с оценкой роли России в создании независимого сербского государства и участием русских добровольцев в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Выявляются истоки формирования русофобского и русофильского дискурсов в Сербии. Наблюдается также разница в главной фигуре героического пантеона русских добровольцев, участвовавших в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. для двух наций. Автором также выявляется участие «новых» акторов в коммеморации русско-сербских отношений - представителей Республики Сербской и Донбасса.
Публикация основана на сопоставлении результатов опросов студентов-историков Уральского государственного педагогического университета, состоявшихся 10 марта 2006 г. и 5 марта 2024 г., на предмет «чувственно-эмоциональных» профессиональных основ будущих историков. Результаты показали, что современный студент-историк, в большинстве своем, остался достаточно вдумчив и одновременно критичен к основам своей профессии как профессии творческой. Вместе с тем современный он оказался более склонен, чем его предшественники, относиться к постижению Прошлого с бóльшим рационализмом, предлагая нередко «правильные» и даже банальные суждения.
Академическая наука Урала прошла долгий путь от организации филиала в 1930-е гг. до реорганизации в самостоятельное отделение в 1980-е гг. В территориальном плане, безусловно, «сердцем» науки на Урале являлся город Свердловск, в котором находились основные академические институты, занимающиеся разнообразными исследованиями. Статья призвана рассмотреть взгляд ученых и привлекаемую ими источниковую базу на «промежуточную» стадию существования академической науки - Уральского научного центра АН СССР. На основе анализа историографического материала авторы приходят к выводу о том, что изучение истории академической науки на Урале и в Свердловске требует дальнейшего более глубокого и всестороннего изучения.
Публичные выступления Улофа Пальме - документ, раскрывающий эволюцию шведской социал-демократии, свидетельство о попытке реализовать «марксизм без коммунизма». Прослеживается эволюция взглядов Улофа Пальме в 1970-е гг. и выявляются основные тенденции развития его мышления. Проводится сравнение воззрений Улофа Пальме со взглядами современных шведских социал-демократов.
Публичные выступления Улофа Пальме - документ, раскрывающий эволюцию шведской социал-демократии, свидетельство о попытке реализовать «марксизм без коммунизма». Прослеживается эволюция взглядов Улофа Пальме в 1970-е гг. и выявляются основные тенденции развития его мышления. Проводится сравнение воззрений Улофа Пальме со взглядами современных шведских социал-демократов.
В статье исследуется процесс формирования и трансформации образа Русской кампании Наполеона в британской литературе и периодической печати. Автор приходит к выводу, что самыми яркими образами Русской кампании стали суровая русская зима («генерал Мороз»), горящая Москва, лихие казаки, русские как свирепые медведи. Но если более ранние статьи в периодической печати предлагали собирать пожертвования для «страдающий русских людей», карикатуры изображали солдат Великой армии в России как мародеров, а Наполеона, заслуженно трясущимся от страха и холода, то в более поздних публикациях печальная картина отступления Великой армии, истощенной и изнеможённой, тающей от суровых холодов и постоянных нападений казаков, вызывала сочувствие. При этом, несмотря на лишения, солдаты Великой армии не теряют своих человеческих качеств, что особо выделяется на фоне русских, изображенных в образе свирепых медведей или необузданных казаков. В периодике и романах первой трети XIX в. больше внимания уделялось военным действиям и описаниям «экзотической» для европейцев страны, в то время как во второй половине века ужасы войны отошли на второй план. В картины русской действительности и военных событий в этот период стали вплетаться сюжеты о британских победах над Наполеоном, например, в ходе войны на Пиренейском полуострове. Вместе с противопоставлением чуждой стране и созданием образа «свой-чужой» это должно было способствовать консолидации британской нации. В британской исторической памяти Русская кампания стала времени ослабления Наполеона и Великой армии, но все же главной спасительницей Европы от тирании Наполеона воспринималась именно Великобритания.
В статье рассматривается понятие воспитание, его связь с ценностными установками обучающегося и возможность их формирования в современной цифровой среде. Автор рассматривает взаимосвязь духовно-нравственного воспитания ребенка с социализацией, эстетическим воспитанием и влиянием эмоций на психологические процессы. Автор ставит вопрос о целесообразности цифровизации образовании и его уместности при формировании духовно-нравственных установок у обучающегося. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в результате активной цифровизации современного образования: проблема коммуникации обучающегося в образовательном пространстве, проблема снижения умственной деятельности.
В статье проанализированы творческие работы школьников, участвующих в ежегодном конкурсе Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по военной истории. Особое внимание уделено проектам, посвященным участию членов семей учащихся в Великий Отечественной войне.
Автор статьи исследует, каким образом эпоха наполеоновских войн представлена в британской школьной образовательной системе. Автор анализирует учебные программы, методические материалы и историческую литературу, используемые в школах, чтобы понять, какие аспекты наполеоновских войн освещаются наиболее полно, а какие остаются в тени. Особое внимание уделяется региональному аспекту, а именно, как различные регионы Великобритании включают в свои образовательные программы события той эпохи. В статье выделаются основные проблемы, связанные с изучением эпохи наполеоновских войн в британских школах. Особое внимание уделяется проблеме региональной истории. Автор приходит к выводу, что в Британии существует необходимость глубокого и разнообразного изучения наполеоновских войн в школах с учетом региональных особенностей, чтобы обеспечить более полное понимание исторического контекста и его влияния на современную Великобританию.
Треть столетия прошла с момента краха великой советской империи - Советского Союза. Произошла смена поколений, современная молодежь воспринимает жителей бывших советских республик иностранцами. Тем не менее, связь между бывшими республиками сохранилась. Жители стран Центральной Азии связывают с Россией и, в частности, Свердловской областью, возможность повысить свой социальный статус и материальное положение. Статистика показывает, что трудовая миграция на Урал из этих государств доминирует. Причин тому несколько. Географическая близость, емкий рынок труда, отсутствие долгое время жестких требований к знанию русского языка - все это привлекло на Средний Урал выходцев из коренных этносов Центральной Азии. Непопулярность в регионе низкоквалифицированного труда открывала возможности для людей с низким уровнем образования. Молодежь приезжает на Средний Урал для обучения в вузах Екатеринбурга, поскольку знание русского языка и российский диплом открывают для них новые возможности, как на Родине, так и в России.
В статье раскрывается процесс изменений, происходивших в польском общественном мнении в отношении личности Наполеона Бонапарта. Автор демонстрирует, как перемены геополитического характера влияли на массовое сознание поляков и отражались в польской историографии. Выявлено, что в польской интеллектуальной среде определились и продолжают доминировать две точки зрения. В то время как польская литература и мемуаристика уже в XIX в. сформировали и закрепили в общественном сознании образ Наполеона-освободителя, польская историческая мысль оспаривает это мнение, придерживаясь противоположных позиций.
Статья посвящена анализу внешней политики Ирана в период Исламской революции 1979 года и её последствий для международных отношений. Рассматриваются ключевые этапы формирования и трансформации иранской внешнеполитической стратегии, начиная с прихода к власти аятоллы Хомейни и установления исламского республиканского режима. Особое внимание уделяется роли религиозной идеологии в формировании внешнеполитического курса страны, а также влиянию революции на отношения Ирана с США, Советским Союзом и странами Ближнего Востока. В статье обсуждаются последствия Исламской революции для региональной безопасности и глобальной геополитики.
События Шестидневной войны, произошедшей на Ближнем Востоке в конце 1960-х гг., оказали большое влияние на развитие отношений между Советским Союзом и Египтом. Израильская агрессия против арабских стран, начавшаяся 5 июня 1967 г., вызвала негативную реакцию со стороны СССР. Москва обвинила Израиль в нарушении международного права и выразила поддержку как Египту, так и другим арабским странам. Целью данной статьи является выявление и анализ взглядов арабских авторов на эту войну. Автор делает попытку углубить понимание усилий СССР, направленных на поддержку арабских стран, включая Египет, на основе анализа различных точек зрения, прозвучавших с арабской стороны конфликта.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/