История СССР после Второй мировой войны вызывает в настоящее время огромный интерес, так как начавшаяся холодная война развела бывших союзников «по разные стороны баррикад», и вплоть до настоящего времени о дружеских взаимоотношениях России и стран Запада, прежде всего США, можно только мечтать. История взаимоотношений СССР/России и США в различные исторические периоды показывает, что конфронтация обусловлена прежде всего стремлением США уничтожить СССР или Россию как государства-конкурента на политическом, экономическом и военном поле. Учебник истории России для 11-х классов (авторы: В. Р. Мединский, А. В. Торкунов) позволяет выделить схожие сюжеты во взаимоотношениях СССР и России с западными странами, прежде всего с США, в период холодной войны и в условиях новой России (1990-е - 2020-е гг.).
Идентификаторы и классификаторы
Рассматривая отношения России с Западом, под которым мы подразумеваем страны Северной Америки и Европейского Союза, в современный период, можно начать с выступления президента России В. В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (10 февраля 2007 г.). Говоря о последствиях холодной войны, он отметил, что она, «как и всякая война… оставила нам и “неразорвавшиеся снаряды”… идеологические стереотипы, двойные стандарты, иные шаблоны блокового мышления».
Список литературы
-
Багдасарян 2023 - Багдасарян В. Битва за учебник истории. URL: https://izborsk-club.ru/24720 (дата обращения: 12.05.2024).
-
Борисёнок 2023 - Борисёнок Ю. Заглянуть в прошлое, чтобы понять происходящее за окном // Родина. 2023. № 8. С. 98-101.
-
Волобуев 2017 - Волобуев О. В., Карпачёв С. П., Романов П. Н. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник для 10 класса. 2-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2017. 368 с.
-
Волобуев 2022 - Волобуев О. В., Карпачёв С. П., Романов П. Н. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2022. 368 с.
-
Данилов 2023 (1) - Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О.В. и др. История России. 1946 г. - начало XXI в.: учебник. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2023. 112 с.
-
Данилов 2023 (2) - Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О. В. и др. История России. 1946 г. - начало XXI в.: учебник. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2023. 160 с.
-
Мединский 2023 - Мединский В. Р., Торкунов А. В. История России. 1945 год - начало XXI века. - 11 класс: базовый уровень: учебник. М.: Просвещение, 2023. 448 с.
-
Мединский 2024 - Мединский В. Р., Торкунов А. В. Дискуссия “Историческая госполитика РФ на примере единых учебников истории и обществознания”. URL: https://histrf.ru/read/articles/vladimir-medinskiy-my-pishem-v-nashih-uchebnikah-tolko-pravdu(датаобращения:15.05.2024).
-
Никифоров 2023 - Никифоров Ю. Что стоит за “правым” и “левым” уклонами в критике нового учебника истории? // Российская газета. 2023. 10 окт.
-
Никифоров 2024 - Никифоров Ю. "Не читал, но осуждаю". О новом учебнике истории. URL: https://histrf.ru/read/articles/ne-chital-no-osuzhdayu (дата обращения: 12.05.2024).
-
Никонов 2019 - Никонов В. А., Девятов С. В. История. История России. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2. 1945-2016 / под науч. ред. С. П. Карпова. М.: ООО "Русское слово - учебник", 2019. 240 с.
-
Путин 2008 - Путин В. В. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008. 480 с.
-
Спицын 2023 - Спицын Е. Новый учебник истории от Мединского. URL: https://rutube.ru/video/5d1174c4a7290e944370477d6b1f13dc/(датаобращения:15.05.2024).
-
Травин 2023 - Травин Д. Мединский сделал учебник по принципу: "Каждая кухарка может написать учебник истории". URL: (дата обращения: 12.05.2024).
-
Тэтчер 2003 - Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003. 504 с.
-
Яковенко 2023 - Яковенко А. В. и др. Америка против всех. Геополитика, государственность и глобальная роль США: история и современность. М.: ООО "Содружество культур", 2023. 588 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Конкретизируются обстоятельства рождения в конце 1933 г. франко-советского проекта системы коллективной безопасности, часто безосновательно именуемой Восточным пактом. На деле проект был призван охватить практически всех соседей Третьего рейха на западе и востоке, на суше и по морю, для которых нацизм представлял смертельную угрозу. Акцент в статье сделан на недостаточно освещённом аспекте исторического контекста проекта, который был связан с британским стремлением довооружить Германию, чтобы уравненная наконец-то в правах с другими Германская империя (теперь уже Третий рейх) вернулась бы в Лигу наций и на конференцию по разоружению, обеспечив тем самым чуть ли не автоматическое торжество мира, по крайней мере, в Европе.
В работе рассматривается текущее состояние системы образования, вызванное длительным конфликтом в стране. В статье анализируются основные проблемы, такие как недостаток финансирования, разрушение школьной инфраструктуры, продолжающийся конфликт и кадровый дефицит. Освещается роль образования в процессе восстановления страны и обеспечения устойчивого развития в будущем. Авторы рассматривают возможные пути улучшения ситуации, включая международное сотрудничество, инвестиции в образование, развитие новых образовательных подходов и реформирование нормативно-правовой базы.
В статье рассматривается источниковая база истории боевого пути Уральского добровольческого танкового корпуса. Анализируются научно-популярные издания, воспоминания, очерки уральских авторов. Особое внимание обращено к архивным документам, отложившимся в фондах Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) по заявленной теме. Делается заключение об изменении содержания публикаций о воинском формировании на протяжении 1950-1980-х гг., а также о необходимости продолжения комплексного научного изучения истории корпуса.
В статье предлагается краткий анализ некоммерческой деятельности лондонской конторы Всероссийского Кооперативного Акционерного Общества («АРКОС лимитед»). Известно, что в 1920-е гг. сотрудники Аркос занимались восстановлением торговой деятельности между РСФСР/СССР, Великобританией и другими странами. В начале 1920-х гг. торговая компания превратилась в большую организационную структуру. Вряд ли для исследователей будет удивительным тот факт, что данная организация могла осуществлять пропагандистскую и подрывную деятельность с подачи Москвы. В статье приводятся материалы из отечественных и английских источников, подтверждающих данный факт.
Статья посвящена вопросам мемориализации Русского экспедиционного корпуса эпохи Первой мировой войны. Автор обосновывает необходимость установки объектов, посвященных памяти Особых русских бригад, а также последовательно рассматривает локации г. Екатеринбурга, имеющие связь с данной тематикой. В работе затрагивается практическая сторона вопроса, связанная с поиском возможных форм исполнения, и делаются выводы о том, что установка мемориального объекта, посвященного Русскому экспедиционному корпусу в г. Екатеринбурге, может явиться единственным и уникальным примером в России.
Имя английского публициста Роберта Филмера играет существенную роль в развитии политической мысли второй половины XVII в. Этот автор известен своими роялистскими взглядами, нашедшими отражение в его главном произведении - «Патриарх». Но при этом имя данного автора до сих пор крайне редко встречается в отечественной историографии. Статья призвана проанализировать степень изученности интеллектуальной биографии Роберта Филмера в отечественной историографии. В результате проведенного анализа первых публикаций работ Роберта Филмера и «Двух трактатов о правлении» Джона Локка делается вывод о значимости сформированного ими образа, который тиражируется российскими историками.
Перед началом Великой Отечественной войны Уральский военный округ, штаб которого располагался в г. Свердловске, совместно с военными комиссариатами направлял военнослужащих для прохождения службы в ряды Красной Армии. Особенно многочисленным оказался осенний призыв 1939 г., что было связано с нападением Германии на Польшу и началом формирования в СССР новых частей и соединений. Многие из них попали в состав 6-й и 12-й армии, дислоцированных на западной границе СССР. Данная статья посвящена промежуточным результатам поиска имен уральцев, служивших в составе названных армий, и установлению их судеб. В работе были использованы материалы целого ряда архивов.
Статья посвящена выявлению основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в исторической памяти России и Сербии. Автором отмечается, что коммеморация преимущественно связана с оценкой роли России в создании независимого сербского государства и участием русских добровольцев в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Выявляются истоки формирования русофобского и русофильского дискурсов в Сербии. Наблюдается также разница в главной фигуре героического пантеона русских добровольцев, участвовавших в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. для двух наций. Автором также выявляется участие «новых» акторов в коммеморации русско-сербских отношений - представителей Республики Сербской и Донбасса.
Публикация основана на сопоставлении результатов опросов студентов-историков Уральского государственного педагогического университета, состоявшихся 10 марта 2006 г. и 5 марта 2024 г., на предмет «чувственно-эмоциональных» профессиональных основ будущих историков. Результаты показали, что современный студент-историк, в большинстве своем, остался достаточно вдумчив и одновременно критичен к основам своей профессии как профессии творческой. Вместе с тем современный он оказался более склонен, чем его предшественники, относиться к постижению Прошлого с бóльшим рационализмом, предлагая нередко «правильные» и даже банальные суждения.
Академическая наука Урала прошла долгий путь от организации филиала в 1930-е гг. до реорганизации в самостоятельное отделение в 1980-е гг. В территориальном плане, безусловно, «сердцем» науки на Урале являлся город Свердловск, в котором находились основные академические институты, занимающиеся разнообразными исследованиями. Статья призвана рассмотреть взгляд ученых и привлекаемую ими источниковую базу на «промежуточную» стадию существования академической науки - Уральского научного центра АН СССР. На основе анализа историографического материала авторы приходят к выводу о том, что изучение истории академической науки на Урале и в Свердловске требует дальнейшего более глубокого и всестороннего изучения.
Публичные выступления Улофа Пальме - документ, раскрывающий эволюцию шведской социал-демократии, свидетельство о попытке реализовать «марксизм без коммунизма». Прослеживается эволюция взглядов Улофа Пальме в 1970-е гг. и выявляются основные тенденции развития его мышления. Проводится сравнение воззрений Улофа Пальме со взглядами современных шведских социал-демократов.
Публичные выступления Улофа Пальме - документ, раскрывающий эволюцию шведской социал-демократии, свидетельство о попытке реализовать «марксизм без коммунизма». Прослеживается эволюция взглядов Улофа Пальме в 1970-е гг. и выявляются основные тенденции развития его мышления. Проводится сравнение воззрений Улофа Пальме со взглядами современных шведских социал-демократов.
В статье исследуется процесс формирования и трансформации образа Русской кампании Наполеона в британской литературе и периодической печати. Автор приходит к выводу, что самыми яркими образами Русской кампании стали суровая русская зима («генерал Мороз»), горящая Москва, лихие казаки, русские как свирепые медведи. Но если более ранние статьи в периодической печати предлагали собирать пожертвования для «страдающий русских людей», карикатуры изображали солдат Великой армии в России как мародеров, а Наполеона, заслуженно трясущимся от страха и холода, то в более поздних публикациях печальная картина отступления Великой армии, истощенной и изнеможённой, тающей от суровых холодов и постоянных нападений казаков, вызывала сочувствие. При этом, несмотря на лишения, солдаты Великой армии не теряют своих человеческих качеств, что особо выделяется на фоне русских, изображенных в образе свирепых медведей или необузданных казаков. В периодике и романах первой трети XIX в. больше внимания уделялось военным действиям и описаниям «экзотической» для европейцев страны, в то время как во второй половине века ужасы войны отошли на второй план. В картины русской действительности и военных событий в этот период стали вплетаться сюжеты о британских победах над Наполеоном, например, в ходе войны на Пиренейском полуострове. Вместе с противопоставлением чуждой стране и созданием образа «свой-чужой» это должно было способствовать консолидации британской нации. В британской исторической памяти Русская кампания стала времени ослабления Наполеона и Великой армии, но все же главной спасительницей Европы от тирании Наполеона воспринималась именно Великобритания.
В статье рассматривается понятие воспитание, его связь с ценностными установками обучающегося и возможность их формирования в современной цифровой среде. Автор рассматривает взаимосвязь духовно-нравственного воспитания ребенка с социализацией, эстетическим воспитанием и влиянием эмоций на психологические процессы. Автор ставит вопрос о целесообразности цифровизации образовании и его уместности при формировании духовно-нравственных установок у обучающегося. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в результате активной цифровизации современного образования: проблема коммуникации обучающегося в образовательном пространстве, проблема снижения умственной деятельности.
В статье проанализированы творческие работы школьников, участвующих в ежегодном конкурсе Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по военной истории. Особое внимание уделено проектам, посвященным участию членов семей учащихся в Великий Отечественной войне.
Автор статьи исследует, каким образом эпоха наполеоновских войн представлена в британской школьной образовательной системе. Автор анализирует учебные программы, методические материалы и историческую литературу, используемые в школах, чтобы понять, какие аспекты наполеоновских войн освещаются наиболее полно, а какие остаются в тени. Особое внимание уделяется региональному аспекту, а именно, как различные регионы Великобритании включают в свои образовательные программы события той эпохи. В статье выделаются основные проблемы, связанные с изучением эпохи наполеоновских войн в британских школах. Особое внимание уделяется проблеме региональной истории. Автор приходит к выводу, что в Британии существует необходимость глубокого и разнообразного изучения наполеоновских войн в школах с учетом региональных особенностей, чтобы обеспечить более полное понимание исторического контекста и его влияния на современную Великобританию.
Треть столетия прошла с момента краха великой советской империи - Советского Союза. Произошла смена поколений, современная молодежь воспринимает жителей бывших советских республик иностранцами. Тем не менее, связь между бывшими республиками сохранилась. Жители стран Центральной Азии связывают с Россией и, в частности, Свердловской областью, возможность повысить свой социальный статус и материальное положение. Статистика показывает, что трудовая миграция на Урал из этих государств доминирует. Причин тому несколько. Географическая близость, емкий рынок труда, отсутствие долгое время жестких требований к знанию русского языка - все это привлекло на Средний Урал выходцев из коренных этносов Центральной Азии. Непопулярность в регионе низкоквалифицированного труда открывала возможности для людей с низким уровнем образования. Молодежь приезжает на Средний Урал для обучения в вузах Екатеринбурга, поскольку знание русского языка и российский диплом открывают для них новые возможности, как на Родине, так и в России.
В статье раскрывается процесс изменений, происходивших в польском общественном мнении в отношении личности Наполеона Бонапарта. Автор демонстрирует, как перемены геополитического характера влияли на массовое сознание поляков и отражались в польской историографии. Выявлено, что в польской интеллектуальной среде определились и продолжают доминировать две точки зрения. В то время как польская литература и мемуаристика уже в XIX в. сформировали и закрепили в общественном сознании образ Наполеона-освободителя, польская историческая мысль оспаривает это мнение, придерживаясь противоположных позиций.
Статья посвящена анализу внешней политики Ирана в период Исламской революции 1979 года и её последствий для международных отношений. Рассматриваются ключевые этапы формирования и трансформации иранской внешнеполитической стратегии, начиная с прихода к власти аятоллы Хомейни и установления исламского республиканского режима. Особое внимание уделяется роли религиозной идеологии в формировании внешнеполитического курса страны, а также влиянию революции на отношения Ирана с США, Советским Союзом и странами Ближнего Востока. В статье обсуждаются последствия Исламской революции для региональной безопасности и глобальной геополитики.
События Шестидневной войны, произошедшей на Ближнем Востоке в конце 1960-х гг., оказали большое влияние на развитие отношений между Советским Союзом и Египтом. Израильская агрессия против арабских стран, начавшаяся 5 июня 1967 г., вызвала негативную реакцию со стороны СССР. Москва обвинила Израиль в нарушении международного права и выразила поддержку как Египту, так и другим арабским странам. Целью данной статьи является выявление и анализ взглядов арабских авторов на эту войну. Автор делает попытку углубить понимание усилий СССР, направленных на поддержку арабских стран, включая Египет, на основе анализа различных точек зрения, прозвучавших с арабской стороны конфликта.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/