ISSN 2413-872X
Язык: ru

ЗАПАД, ВОСТОК И РОССИЯ: ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Архив статей журнала

СЕРБСКИЙ ВОПРОС В БАЛКАНСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ 1804-1878 ГГ. В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: МАРЧЕНКО ИВАН ОЛЕГОВИЧ

Статья посвящена выявлению специфики и основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в школьном историческом образовании России и Сербии. Автор раскрывает особенности изучения истории русско-сербских отношений в 1804-1878 гг. в рамках учебного процесса. Проанализировав школьную учебную литературу, автор приходит к выводу, что в отечественных учебниках проблема рассматривается в рамках общих внешнеполитических вопросов России. В сербских учебниках и видео-уроках наблюдается тенденция к неоднозначной оценке сотрудничества русских и сербов в указанный период. Автором отмечается необходимость сотрудничества методистов России и Сербии при разработке учебных материалов по данной проблематике.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА СВЕРХДЕРЖАВ НА ПЕРИФЕРИИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (1947-1991 ГГ.) В ЕДИНОМ УЧЕБНИКЕ ИСТОРИИ (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: Юнгблюд В. Т., Росина М. А.

Противодействие попыткам искажения мировой истории, реабилитации нацизма, разжигания межнациональных конфликтов возможно путем усиления сплоченности российского общества, совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменения в школьном историческом образовании проявляются сегодня в постановке акцентов на развитие гражданского сознания и патриотическое воспитание учащихся. В статье с опорой на положения Стратегии национальной безопасности РФ и федеральных рабочих программ рассматривается содержательное построение единого учебника истории, в отличие от использовавшихся ранее. Проводится анализ методических аспектов изучения в средней школе проблемы политики сверхдержав на периферии холодной войны (1947-1991 гг.). Приводятся примеры заданий по углубленному изучению локальных конфликтов по всему миру как отражения глобального противостояния СССР и США. Раскрываются вопросы, побуждающие школьников задуматься и осмыслить истинные мотивы действий недружественных стран в отношении России. Оценивается роль учебника в развитии у школьников осознания важности личного вклада в безопасность и благополучие Отечества. Обосновываются рекомендации для углубленного изучения политики сверхдержав на периферии холодной войны.

Сохранить в закладках
ПОСЛЕВОЕННЫЙ СССР И ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ (1945-2020-Е ГГ.): ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНИКА В. Р. МЕДИНСКОГО И А. В. ТОРКУНОВА) (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: ОГОНОВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА СТАНИСЛАВОВНА

История СССР после Второй мировой войны вызывает в настоящее время огромный интерес, так как начавшаяся холодная война развела бывших союзников «по разные стороны баррикад», и вплоть до настоящего времени о дружеских взаимоотношениях России и стран Запада, прежде всего США, можно только мечтать. История взаимоотношений СССР/России и США в различные исторические периоды показывает, что конфронтация обусловлена прежде всего стремлением США уничтожить СССР или Россию как государства-конкурента на политическом, экономическом и военном поле. Учебник истории России для 11-х классов (авторы: В. Р. Мединский, А. В. Торкунов) позволяет выделить схожие сюжеты во взаимоотношениях СССР и России с западными странами, прежде всего с США, в период холодной войны и в условиях новой России (1990-е - 2020-е гг.).

Сохранить в закладках