ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ (2024)

Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования - описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки. Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, описаны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социальная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение - 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной желательности. Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеского возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Качественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хорошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10-11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понимание особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реализации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культурой общения для решения задач межличностного общения.


Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Шаньгина Елена Петровна, Ахьямова Инна Анатольевна
Сохранить в закладках