В статье исследуется динамика актуальности предметного поля единства и многообразия в современных педагогических исследованиях, представлена качественная и количественная характеристика развития исследовательской проблематики в сфере изучения данных феноменов.
Цель статьи – исследование тенденций изменения научного интереса к категориям «единство» и «многообразие» в педагогических исследованиях на основе комплексного изучения частоты использования соответствующих ключевых слов в научных работах за последние 10 лет.
Опираясь на библиометрический подход, проведен анализ и квантификация научных материалов по характеристикам частоты исследовательского представления категорий единства и многообразия. В соответствии с целью работы для изучения научных публикаций в области образования и педагогической науки основными методами исследования были выбраны контент-анализ и библиометрический анализ.
Исследовательские вопросы, поиску ответов на которые посвящена данная статья, связаны с обоснованием изменения и трансформации научного интереса педагогов-исследователей к изучению категорий «единство» и «многообразие» как парных и императивно присущих многим социальным феноменам, в том числе в контексте изучения образовательного пространства. В работе определены тенденции повышения внимания к изучению исследуемых категорий применительно к различным педагогическим явлениям и процессам в современных исследованиях в области педагогики и образования, представлены обоснование динамических изменений, качественная характеристика проявляемого интереса, выявлены количественные показатели, фиксирующие уровень внимания ученых к обсуждаемым категориям.
Исследование позволяет сделать вывод, что интерес педагогов-исследователей к изучению категории «единство» существенно выше, чем к изучению категории «многообразие», что, на наш взгляд, является отражением приоритетов государственной политики в сфере образования, их обращенности к формированию суверенитета, ключевой характеристикой которого является единство.
В статье показаны параметры и результаты исследования особенностей распространения научно-методических продуктов в рамках деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников на базе университетов. Осуществлен обзор литературы об особенностях внедрения в образовательный процесс образовательных и методических разработок в рамках формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Проанализировано понятие «трансфер научно-методических продуктов», описаны условия распространения научно-методических продуктов в целях развития профессионального мастерства педагогических работников. Рассматриваются результаты анкетирования научно-методических центров касательно наиболее востребованных разработок педагогических университетов для субъектов научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе актуальной тематики методических пособий и рекомендаций, учебно-методических материалов, научных статей и монографий, диагностических материалов, дидактических и цифровых разработок; показателей внедрения научно-методических продуктов в образовательных организациях различного уровня; а также механизмов оценки результатов внедрения научно-практических продуктов. В статье описаны количественные и функциональные характеристики, а также потенциал использования федерального цифрового ресурса научно-методического сопровождения педагогических работников - Навигатора методических разработок в решении задач трансфера научно-методических разработок в условиях формирования единого образовательного пространства. Делается упор на возможностях взаимодействия научно-методических центров, институтов развития образования и иных образовательных организаций в вопросах совершенствования трансфера научно-методических продуктов в практику образования.
Работа направлена на обсуждение возможностей проведения экспертизы образовательных и методических разработок, реализуемой научно-методическими центрами сопровождения педагогических работников, в условиях формирования единого образовательного пространства. Субъекты единой федеральной сети федерального, регионального и муниципального уровней участвуют в обновлении научно-методических и образовательных продуктов; это ставит задачу поиска средств, организационных и правовых механизмов, а также инновационных форматов совершенствования экспертизы. Программы и методические разработки получают широкое распространение в условиях развития единого образовательного пространства, для их внедрения необходима адаптация и совместно-распределенная деятельность педагогических работников. В статье на примере апробированного регламента экспертной оценки в парадигме доказательного подхода характеризуются преимущества совместной научно-методической работы университетов с субъектами единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Предлагаются возможности совершенствования процедуры экспертизы в условиях единого образовательного пространства, в том числе на основе регламентов четких требований к экспертной оценке разных образовательных и методических продуктов.