Введение. В рамках научных дискуссий о реализации второго демографического перехода исследуются специфические черты изменения структуры семей в разных странах, в разных социальных группах. В современной России необходимо осуществлять постоянный мониторинг демографической ситуации. Представляют научный интерес ответы на вопросы: как изменилась структура семей в России; какая мотивация является основой воспроизводства структуры многодетности в разные периоды демографических переходов? В статье представлен анализ эмпирических данных, позволяющий выявить тенденции трансформации структуры российской семьи; охарактеризовать мотивы репродуктивного поведения в многодетных семьях, определить, какие условия и ресурсы необходимы в многодетных семьях для формирования или поддержания благополучия.
Материалы и методы. Информационной базой выступили данные всероссийских переписей населения за 2002, 2010 и 2020 годы; результаты авторского исследования - глубинное интервью с родителями из многодетной семьи в ходе Всероссийского социологического исследования «Демографическое самочувствие регионов России», 2021 год.
Результаты. Выявлены изменения в структуре российских семей в сторону увеличения доли многодетных семей под влиянием мер демографической политики, закрепление данной тенденции требует реализации целевых мер поддержки института многодетной семьи, которая, по мнению авторов, должна соотноситься с идеальной моделью «благополучная семья».
Обсуждение. Важным представляется развитие стратегии демографической политики с учетом тенденций изменения структуры российских семей. Анализ интервью с многодетными семьями позволил сформулировать основные направления помощи многодетным семьям, а также систематизировать социальные практики членов многодетных семей, направленные на сохранение и развитие благополучия семьи.
Введение. В статье приводится анализ экспертных оценок руководителей образовательных организаций высшего образования, позволяющий выявить представления руководства вузов о демографической ситуации в стране и регионе, необходимости и взаимосвязи мер поддержки молодых семей, в том числе студенческих, на различных уровнях (федеральном, региональном, вузовском). Экспертный опрос дал возможность оценить не только состояние и перспективы поддержки студенческих семей в системе высшего образования, но и масштабы оказываемой помощи членам студенческой семьи.
Материалы и методы. Методом экспертного опроса девяти руководителей образовательных организаций высшего образования собраны экспертные оценки о значимости поддержки студенческих семей для социальной политики вуза, структуры реализуемых мер, места социальной политики вузов по поддержке студенческой семьи в социальной политике региона, ее перспектив. Опрос проводился анонимно, что позволило информантам высказывать собственное мнение, не опасаясь негативных последствий со стороны профессионального сообщества. Ответы информантов анализировались и систематизировались исключительно в обобщенном виде, что, с одной стороны, не позволило исследовать состояние поддержки студенческих семей в конкретном вузе, но, с другой стороны, дало возможность сформировать обобщенное представление о ситуации в российских университетах, связанной с поддержкой и помощью студенческим семьям, основанными не на принципе «де-юре» (как должно быть), а опираясь на его реальные проявления «де-факто».
Результаты. Результаты исследования направлены на решение приоритетной демографической задачи, связанной с популяризацией института благополучной молодой (студенческой) семьи. На национальном уровне должна закрепляться и пропагандироваться в массовом сознании идея о том, что студенческая семья - явление не новое для российского общества, однако актуальное и востребованное государством, обществом, образовательными организациями, родительскими семьями. Экспертный опрос дал возможность оценить масштабы оказываемой помощи в образовательных организациях высшего образования и определить возможные перспективы реализации политики в интересах студенческих семей.
Обсуждение. Крайне важным представляется исследование реального и прогнозируемого вклада студенческой семьи в демографическое и социально-экономическое развитие России, выявление способов повышения благополучия студенческих семей, ценности семейного образа жизни у молодого поколения. Рассмотрение специфики функционирования молодых семей, в которых супруги продолжают образование, позволило получить обоснованное представление о способах и мерах адресной семейно-демографической политики в их интересах. Результаты исследования послужат основой для разработки комплекса мер на национальной уровне, направленных на поддержку российской студенческой семьи.
В дискурсе научных исследований, политических выступлений, об-щественных дискуссий растет актуальность прогнозирования демографической ситуа-ции на долгосрочную перспективу. Новый национальный проект «Семья» представляет собой масштабный план действий, направленный на укрепление семейных ценностей, повышение рождаемости и создание условий для гармоничного развития российских семей. Его главной целью является увеличение количества семей с детьми, в том числе многодетных, что предполагает не только сохранение традиционных мер поддержки, но и внедрение новых системных подходов, отвечающих современным вызовам. В статье рассмотрены структура национального проекта «Семья» и направления деятельности в рамках его осуществления, дана характеристика стратегическим подходам к реализации федеральных проектов, составляющих его структуру.
Актуализирована значимость появления новой профессии - демограф. Обоснована потребность в демографах органами государственной и муниципальной власти, аналитическими центрами, внебюджетными фондами, Росстатом, социологическими службами, крупными компаниями. Рассмотрены наиболее востребованные должности демографов на 2022-2030 гг. Выявлено, что для молодых специалистов важным элементом мотивации, помимо материальной, является карьерный рост. В этом контексте в статье авторами представлено видение ряда аспектов сложного многогранного процесса управления карьерой демографа, в частности: построена карта карьерных должностей демографов в зависимости от уровня их квалификации, с помощью которой выпускники университетов, молодые специалисты, а также опытные сотрудники смогут определить, насколько их уровень компетенций отвечает предъявляемым требованиям к знаниям и умениям, а также понять возможности развития своей карьеры. В соответствии с картой должностей и профессиональным стандартом «Демограф» представлена матрица профессиональных компетенций по различным уровням для демографа. Разработанная авторская матрица не только представляет ценный научный результат, но и является, по сути, эффективным инструментом, позволяющим выявить уровень квалификации того или иного сотрудника, формирующего карьеру в сфере демографии. Для определения соответствия работника данной должности и возможности его продвижения по карьерной лестнице рекомендуется использовать балльный метод оценки. Помимо профессиональных компетенций, выделены важные в работе демографа soft-skills (мягкие компетенции), на которые стоит обращать внимание при подборе кандидатов на должность. Рекомендуется при продвижении сотрудника по карьерной лестнице демографа проводить аттестацию, целью которой будет определение соответствия его занимаемой должности и оценка его квалификационного уровня для карьерного роста.
С углублением процесса глобализации расширяются масштабы взаимодействия различных культур, их взаимопроникновение, смешение, что увеличивает возможности заключения кросскультурных браков. Кросскультурные браки между россиянами и иранцами служат одним из значимых элементов процесса сближения двух разных культур, а также способствуют развитию интереса и толерантного отношения россиян к культурным традициям востока. Целью данной работы выступает анализ отношения иранцев и россиян к кросскультурным бракам на фоне трансформации желаемой модели семьи, выявления факторов формирования кросскультурных браков. Выводы построены на результатах Международного социологического исследования «Российско-иранские браки в контексте межкультурных взаимодействий», проведенного в июне-сентябре 2021 г. в городах России и Ирана коллективом авторов. Объём выборки составил 153 человека, включая представителей различных поколений в возрасте от 18 до 60 лет. Результаты опроса позволили выявить представления о модели семьи и брака для жителей Ирана и России. Исследование определило основные мотивы заключения кросскультурного брака, взгляды респондентов на взаимоотношения в семье, а также отношение к официальному оформлению статуса супругов. Отдельный блок вопросов был направлен на изучение проблем и условий жизни супругов в кросскультурных браках, необходимости мер специальной поддержки. Рассмотрены отношение к кросскультурным бракам в обществе, как со стороны россиян, так и со стороны иранцев. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегий развития социокультурного взаимодействия России и Ирана. Выводы исследования важно учитывать в рамках усилий, направленных на сглаживание возможных острых вопросов межнациональных отношений; оказания поддержки кросскультурным семьям в процессе адаптации и знакомства с нормами, традициями, обычаями новой для супруга/супруги культуры.
Исследуется динамика женской преступности в России за 2011-2022 гг., обсуждаются социально-демографическая структура осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, и проблемы социальной адаптации. Актуальность исследования определяется практическими задачами внедрения и реализации технологий пробации в современной России, а также теоретическими проблемами, обусловленными недостаточной изученностью повседневных практик и проблем социальной адаптации женщин в российской пенитенциарной системе. В результате в российской социологии не сформированы представления о стратегиях поведения осужденных женщин в период отбывания наказания и после выхода из исправительных колоний. Объект исследования - повседневные практики социальной адаптации осужденных женщин. Предмет исследования - влияние статусной позиции осужденной женщины в социально-демографической структуре на повседневные практики ее социальной адаптации. Цель исследования - выявить проблемы социальной адаптации осужденных женщин в зависимости от их социально-демографического статуса. В первой части работы представлена социально-демографическая структура осужденных и совершивших преступления женщин, которая проанализирована на основе данных российской статистики на 2011-2021 гг. Во-второй части обсуждаются проблемы адаптации осужденных женщин к выходу из исправительных учреждений, систематизированные на основе данных экспертного интервью с психологами Федеральной службы исполнения наказаний России (n=4) и специалистами социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), работающих с женщинами после выхода из исправительного учреждения (n=4). Выявлено, что социальный статус определяет социальные практики и эффективность социальной адаптации осужденных женщин. При реализации закона о пробации необходимо учитывать наиболее уязвимые категории женщин, вышедших на свободу (женщины с несовершеннолетними детьми, зависимые, пенсионного возраста, женщины без устойчивых социальных связей, а также не имеющие возможности трудоустроится в связи с ограничениями регионального рынка труда).
В условиях депопуляции, суженного режима воспроизводства особенно остро стоит вопрос реализации репродуктивного потенциала населения, который детерминируется демографическим поведением. Создание семьи в молодом возрасте, с одной стороны, может стимулировать рост рождаемости, что весьма важно в условиях депопуляции, с другой - решает целый ряд социальных и психологических проблем молодого человека, противодействует распространению эпидемии одиночества. Соответственно, можно выделить студенческую семью как отдельный социальный феномен. Это особая группа, которая, в силу особенностей своего положения, нуждается в государственной поддержке. В этой связи актуальным является анализ мер государственной поддержки студенческой семьи в современном российском обществе. Авторы обращают внимание на необходимость установления правового статуса студенческой семьи на федеральном уровне и принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на формирование и развитие института студенческой семьи в Российской Федерации. Между тем существуют региональные меры поддержки студенческих семей, эффективность которых нуждается в оценке. Тиражируются практики поддержки студенческих семей в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, однако их финансирование не носит системный характер и осуществляется в основном за счет расходов образовательной организации на воспитательную работу.
В статье предпринята попытка разграничить множество смежных и созвучных фундаментальных демографических терминов, в том числе: демографическое развитие, демографическая политика, инструменты демографического развития (политики), механизм демографического развития (политики), демографический потенциал, демографическая устойчивость; а также акцентировать внимание на синтезе нового понятия - ресурсы демографического развития. С этой целью произведён обзор актуальных исследований отечественных и зарубежных авторов в области народонаселения, представлены их определения перечисленных терминов, выявлены общие и противоречивые черты понятий. Предпринята попытка критического осмысления и обобщения разрозненных подходов с целью систематизации и унификации терминологического аппарата исследований в области народонаселения. В ходе анализа авторами была обнаружена сущность, незримо присутствующая в терминологическом аппарате демографического развития и демографической политики, но чётко не определенная. Для того чтобы ввести соответствующий термин, произведено сравнение толкований понятий «средство», «ресурс» и «потенциал». В результате наиболее точным термином для этого явления выбран «ресурс демографического развития». По итогу исследования и систематизации разрозненных подходов и уточнения значения отдельных составляющих предложено определение понятия «ресурс демографического развития» - совокупность имеющихся в распоряжении материальных и нематериальных средств, которые могут быть использованы для управления демографическими и миграционными процессами. Выявленное понятие, присвоенный ему термин и авторское определение должны лечь в основу исследований по новому научному направлению. В дальнейшем необходимо типологизировать ресурсы демографического развития, выявить и рассчитать их объёмы в России, оценить их достаточность, определить инструменты воздействия на отдельные ресурсы, рассмотреть необходимые и достаточные объёмы ресурсов, а также спроектировать механизм достижения и поддержания их необходимых объёмов на примере России.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей, тенденций и факторов, влияющих на репродуктивные установки российской молодежи в период обучения в высшем учебном заведении и после его окончания. Использовались материалы опроса 1388 студентов в возрасте 17-28 лет. В исследовании принимали участие респонденты из разных регионов России, учащиеся в высших профессиональных образовательных учебных заведениях. Для достижения поставленной цели применялись метод интервью, анкетирования, статистический анализ, методы синтеза, обобщения, монографический метод. Исследование показало, что в российских вузах число студентов, имеющих детей, можно оценить как незначительное. Несмотря на то, что большинство опрашиваемых согласны, что иметь маленького ребенка и наблюдать за тем, как он растет, это радость, у студенческой молодежи преобладают установки на более позднее деторождение. Авторское исследование позволило выявить наиболее важные аргументы, которыми руководствуется молодежь, откладывая рождение ребенка на период после завершения образования в вузе: не смогу получить хорошее образование, слишком рано начинать семейную жизнь в студенческие годы, не с кем будет оставлять ребенка, с рождением ребенка будут серьезные материальные проблемы. Кроме того, определено, что большинство студентов намерены откладывать рождение ребенка и после окончания вуза. Аргументировано, что анализ причин откладывания молодыми студенческими парами рождения ребенка необходим при разработке мер демографической политики в области стимулирования рождаемости на государственном уровне. Это позволит молодежи реализовать репродуктивные намерения, уменьшить разницу между показателями желаемого и ожидаемого числа детей. Результаты работы могут быть использованы при разработке федеральной демографической политики и демографической политики в отдельных регионах, а также служить основой для дальнейших исследований по данной тематике.