В условиях депопуляции, суженного режима воспроизводства особенно остро стоит вопрос реализации репродуктивного потенциала населения, который детерминируется демографическим поведением. Создание семьи в молодом возрасте, с одной стороны, может стимулировать рост рождаемости, что весьма важно в условиях депопуляции, с другой - решает целый ряд социальных и психологических проблем молодого человека, противодействует распространению эпидемии одиночества. Соответственно, можно выделить студенческую семью как отдельный социальный феномен. Это особая группа, которая, в силу особенностей своего положения, нуждается в государственной поддержке. В этой связи актуальным является анализ мер государственной поддержки студенческой семьи в современном российском обществе. Авторы обращают внимание на необходимость установления правового статуса студенческой семьи на федеральном уровне и принятия на государственном уровне комплекса мер, направленных на формирование и развитие института студенческой семьи в Российской Федерации. Между тем существуют региональные меры поддержки студенческих семей, эффективность которых нуждается в оценке. Тиражируются практики поддержки студенческих семей в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, однако их финансирование не носит системный характер и осуществляется в основном за счет расходов образовательной организации на воспитательную работу.
В статье предпринята попытка разграничить множество смежных и созвучных фундаментальных демографических терминов, в том числе: демографическое развитие, демографическая политика, инструменты демографического развития (политики), механизм демографического развития (политики), демографический потенциал, демографическая устойчивость; а также акцентировать внимание на синтезе нового понятия - ресурсы демографического развития. С этой целью произведён обзор актуальных исследований отечественных и зарубежных авторов в области народонаселения, представлены их определения перечисленных терминов, выявлены общие и противоречивые черты понятий. Предпринята попытка критического осмысления и обобщения разрозненных подходов с целью систематизации и унификации терминологического аппарата исследований в области народонаселения. В ходе анализа авторами была обнаружена сущность, незримо присутствующая в терминологическом аппарате демографического развития и демографической политики, но чётко не определенная. Для того чтобы ввести соответствующий термин, произведено сравнение толкований понятий «средство», «ресурс» и «потенциал». В результате наиболее точным термином для этого явления выбран «ресурс демографического развития». По итогу исследования и систематизации разрозненных подходов и уточнения значения отдельных составляющих предложено определение понятия «ресурс демографического развития» - совокупность имеющихся в распоряжении материальных и нематериальных средств, которые могут быть использованы для управления демографическими и миграционными процессами. Выявленное понятие, присвоенный ему термин и авторское определение должны лечь в основу исследований по новому научному направлению. В дальнейшем необходимо типологизировать ресурсы демографического развития, выявить и рассчитать их объёмы в России, оценить их достаточность, определить инструменты воздействия на отдельные ресурсы, рассмотреть необходимые и достаточные объёмы ресурсов, а также спроектировать механизм достижения и поддержания их необходимых объёмов на примере России.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей, тенденций и факторов, влияющих на репродуктивные установки российской молодежи в период обучения в высшем учебном заведении и после его окончания. Использовались материалы опроса 1388 студентов в возрасте 17-28 лет. В исследовании принимали участие респонденты из разных регионов России, учащиеся в высших профессиональных образовательных учебных заведениях. Для достижения поставленной цели применялись метод интервью, анкетирования, статистический анализ, методы синтеза, обобщения, монографический метод. Исследование показало, что в российских вузах число студентов, имеющих детей, можно оценить как незначительное. Несмотря на то, что большинство опрашиваемых согласны, что иметь маленького ребенка и наблюдать за тем, как он растет, это радость, у студенческой молодежи преобладают установки на более позднее деторождение. Авторское исследование позволило выявить наиболее важные аргументы, которыми руководствуется молодежь, откладывая рождение ребенка на период после завершения образования в вузе: не смогу получить хорошее образование, слишком рано начинать семейную жизнь в студенческие годы, не с кем будет оставлять ребенка, с рождением ребенка будут серьезные материальные проблемы. Кроме того, определено, что большинство студентов намерены откладывать рождение ребенка и после окончания вуза. Аргументировано, что анализ причин откладывания молодыми студенческими парами рождения ребенка необходим при разработке мер демографической политики в области стимулирования рождаемости на государственном уровне. Это позволит молодежи реализовать репродуктивные намерения, уменьшить разницу между показателями желаемого и ожидаемого числа детей. Результаты работы могут быть использованы при разработке федеральной демографической политики и демографической политики в отдельных регионах, а также служить основой для дальнейших исследований по данной тематике.