Уровень и потенциал социально-экономического развития регионов России и их территорий неразрывно связан со стабильностью поступлений и объемом налоговых отчислений бизнеса всех масштабов в бюджетную систему. В свою очередь на стабильность и объем налогов оказывает влияние налоговое поведение хозяйствующих субъектов. Нередко экономические агенты прибегают к сокращению налогооблагаемой базы законными и незаконными способами. Например, для законной максимизации чистой прибыли с целью больших дивидендных выплат крупные компании часто применяют налоговые преференции: снижение ставки по налогу на прибыль, возврат НДС по экспорту, использование различных налоговых режимов, скидки по налогу на имущество и прочее. К незаконным методам сокращения налоговой нагрузки можно отнести все действия, направленные на сокращение налоговой базы за счет искусственного увеличения расходных операций и сокращения доходных. Цель исследования заключается в систематизации существующих инструментов формирования налогового поведения хозяйствующих субъектов на основе отечественного и зарубежного опыта. В ходе исследования были консолидированы и систематизированы отечественные и зарубежные инструменты формирования поведения налогоплательщиков, разделенные на финансовые и нефинансовые. В работе помимо анализа отечественной и зарубежной литературы, касающейся инструментов налогового поведения хозяйствующих субъектов, использованы методы сравнения, сопоставления и обобщения. Материалы могут быть полезны участникам образовательного процесса, органам власти, а также всем лицам, проявляющим интерес к особенностям формирования налогового поведения.
В существующих условиях рыночной экономики важную роль в развитии местных сообществ и реализации значимых социально ориентированных инициатив играют крупные корпорации. Следование ESG-принципам для крупного бизнеса становится современной тенденцией, предназначенной для повышения имиджа компаний в различных рейтингах корпоративной социальной ответственности, и способствует пониманию непосредственной роли крупных корпораций в достижении целей экономико-общественного развития. Результаты исследования свидетельствуют об увеличении среднегодовой выручки производителей минеральных удобрений от 2,2 до 4 раз за счет одновременного удорожания стоимости минеральных удобрений, а также падения курса рубля. Средняя себестоимость производства варьировала от 49,4 до 58,9% и имела тенденцию к сокращению. Анализ распределительной политики компаний за 2008-2022 гг. показал увеличение размера дивидендных выплат: у ПАО «ФосАгро» - в 5,8 раза до 59,8 млрд руб.; у ПАО «Акрон» - в 3,4 раза до 10,5 млрд руб.; у ПАО «Дорогобуж» - в 32,2 раза до 11,9 млрд руб. Средняя доля дивидендов в чистой прибыли компаний росла и варьировала от 8,8 до 166,2%. Также стоит отметить лидерство ПАО «ФосАгро» в корпоративной благотворительности: за 2008-2022 гг. холдинг направил 31,9 млрд руб., или 5,15% от чистой прибыли, на социальные инвестиции. В свою очередь расходы ПАО «Акрон» (12 млрд руб.) и ПАО «Дорогобуж» (0,7 млрд руб.) были существенно меньше и составляли 3,81 и 0,82% от объема чистой прибыли соответственно. Новизна исследования заключается в определении особенностей распределительной политики корпораций, производящих минеральные удобрения, за период от мирового финансового кризиса до начала специальной военной операции и последовавшего за ним санкционного давления на Россию. Результаты исследования могут быть полезны участникам образовательного процесса, органам власти, а также всем лицам, проявляющим интерес к распределительной политике корпораций.