Дана краткая характеристика железнодорожной сети Республики Казахстан. Отмечено, что Казахстан эффективно использует преимущество стратегического географического положения между Китаем, Россией и Южной Азией для развития международных железнодорожных перевозок и занимает ведущее положение в сухопутной континентальной международной железнодорожной логистике. По территории Казахстана проходят железнодорожные транспортные коридоры: Северный, Центральный и Южный коридоры Трансазиатской железнодорожной магистрали, коридор TRACECA и коридор Север − Юг. Рассмотрены два железнодорожных пограничных перехода с Китаем, линия Жанаозен (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран), и развитие порта Курык на Каспийском море. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество России с Казахстаном в направлении на Иран по линии Жанаозен – Берекет – Горган, и в направлении на Китай через два международных пограничных перехода Достык – Алашанькоу и Коргас (Алтынколь) – Хоргос «Восточные ворота» позволит России эффективно встроиться в систему международных мультимодальных транспортных коридоров и получить выход на перспективные рынки.
В статье рассмотрена задача принятия решений при многокритериальной оценке объектов недвижимости – вариантов квартир, с учетом критерия шумового загрязнения, который может быть достаточно важен при выборе квартиры в городе для определенных категорий лиц, принимающих решения. Значения четырех частных критериев, учитывающих требования удобства расположения квартир по отношению к остановкам общественного транспорта и объектам соцкультбыта, потенциальной безопасности и экологического комфорта, определялись в ГИС-программе инструментом «линейка». Для пятого критерия – значения шумового загрязнения, расчет выполнялся в специальной программе «Эколог-шум». Задача принятия многокритериального решения в условиях определенности решена на основе метода идеальной точки для двух вариантов структуры предпочтения лица, принимающего решение, в программе IDEALIST.xls, разработанной авторами статьи.
Дана краткая характеристика системы пассажирского рельсового транспорта Стамбула, рассмотрены перспективы её развития. Описаны основные этапы работы турецких исследователей Н. Юджеля и С.Э. Ташабата по эколого-экономической оценке вариантов городских пассажирских линий легкорельсового транспорта (метро и трамвая), их многокритериальному сравнению двумя методами: по методу анализа иерархий AHP и по методу лучшего-худшего критерия BWM. На основе материалов работы турецких исследователей выполнен тестовый пример обработки результатов возможного принятия решения группой депутатов муниципального совета Стамбула − ранжированию по предпочтительности четырех альтернатив метро. Получена возможная ранжированная последовательность альтернатив. Первое место по приоритету заняла альтернатива А3 − линия метро Кадыкей – Султанбейли. Сделан вывод о том, что в задачах общественнозначимого, группового и многокритериального принятия решений, необходимо применять метод Шульце (эвристику сильнейшего пути) для того, чтобы обоснованно делать выбор.
В статье разработан организационно-технологический проект по повышению качества и эффективности среднего ремонта пути. Проведен факторный анализ возможности повышения эффективности производства среднего ремонта пути на основе методики построения диаграммы причинно-следственной связи Исикавы. Диаграмма построена в программе XMind и содержит четыре основных фактора: персонал, технологический процесс, механизация процессов, материалы. Разработаны мероприятия, направленные на улучшение факторов, влияющих на качество и эффективность среднего ремонта пути. Даны оценки сложности выполнения намеченных мероприятий, период их реализации и должностные лица, ответственные за выполнение мероприятия. Выполнен расчет экономической эффективности проекта на бригаду из 6 монтеров пути. В результате реализации разработанного проекта были получены значительные эффекты. Дополнительный после реализации проекта вывезенный объем груза (угля) составил 212 тыс. т. Разработаны этапы реализации проекта, которые включают график выполнения мероприятий по месяцам и кварталам и ответственных за намеченные мероприятия.
В данной статье рассмотренs перспективы проектирования международного железнодорожного коридора из Китая через Кыргызстан и Таджикистан в Афганистан и далее – в Иран по направлению: Кашгар (Китай) – Иркештам (Кыргызстан) − Сары-Таш – Карамык – Гарм (Таджикистан) − Рогун – Душанбе (Элок) – Яван – Бохтар – Балхи – Нижний Пяндж – Шер Хан Бандар (Афганистан) – Кундуз – Мазари-Шариф – Герат – Хаф (Иран) общей протяженностью около 2000 км, из которых 215 км – по территории Кыргызстана, 580 км по территории Таджикистана и 1205 км – по территории Афганистана. Установлено наиболее вероятное направление коридора Китай – Иран через Алайскую долину Кыргызстана с выходом на Таджикистан. При эксплуатации планируемого международного железнодорожного коридора необходимо обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов в горных районах, проектируя защиту от скальных обвалов и снежных лавин, и по долинам рек Кызылсу и Вахш, защищая земляное полотно от селевых потоков и оползней.
В данной статье рассмотрено техническое состояние железных дорог Таджикистана и соседних государств Центральной Азии. Показана динамика их развития, перспективы вступления Республики Таджикистане в Евразийсктй экономический союз (ЕАЭС), варианты проектирования и строительства железнодорожного коридора Китай – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. Показано, что для России чрезвычайно важно не только иметь возможность влияния на сложившуюся ситуацию в Центральной Азии, но и получить надежный выход к Ирану, Афганистану, Пакистану и Индии, сохранив российскую ширину колеи 1520 мм. Отмечено, что необходимо обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов в горных районах Таджикистана, проектируя защиту участков железных дорог от воздействия опасных природных явлений, таких как скальные обвалы, осыпи, оползни, селевые потоки и снежные лавины.
В данной статье рассмотрены некоторые вопросы создания системы скоростного рельсового транспорта российских агломераций, применительно к проекту Иркутской агломерации. Предлагается учитывать агломерационный внешний индуцированный социально-экономический эффект от создания агломерации и общей системы скоростного рельсового транспорта. Рассмотрена Прибайкальская агломерация как возможный анклав территорий на основе экономического ценоза. Отмечена определяющая роль государства в развитии скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного транспорта. Подчеркивается, что успех инновационной деятельности по разработке и созданию систем скоростного рельсового транспорта будет обеспечен внедрением механизмов стратегического и оперативного контроллинга. Приведены сведения о развитии систем скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов в Китае, Корее и Японии, ярко отражающие большую заинтересованность правительств этих стран в развитии такого передового вида пассажирского сообщения, как скоростной рельсовый транспорт. Установлено, что скоростной рельсовый транспорт для пассажирских перевозок выполняет важнейшую системообразующую функцию в масштабах страны и её регионов, являясь экономическим и социальным инструментом объединения и развития территорий.