В статье рассмотрены результаты исследования развития внутренней мотивации взрослых в рамках корпоративного обучения с использованием визуализации и смыслотехник. Все мотивационные технологии и формы обучения должны быть реализованы с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, но это не всегда возможно, поскольку курсы и обучение во взрослом возрасте (если это повышение квалификации или мастер-классы) часто краткосрочные и преподаватели ориентированы на быстрое информирование и демонстрацию навыков и умений, а не на анализ вовлеченности, интереса и усвоения полученной информации сотрудниками. В течение шести месяцев преподаватели обучали менеджеров и руководителей по разным программам с учетом визуализации и смыслотехник. Было обучено 214 человек, у которых измерялась внутренняя мотивация до и после обучения. Участники исследования смогли повысить уровень внутренне мотивации в 49% случаев. Теперь мотивационные профили большинства участников выглядят следующим образом: внутренняя мотивация выше внешней положительной, а внешняя положительная выше внешней отрицательной. Помимо учета личностных особенностей и индивидуальных особенностей ценностно-смысловой сферы важно корректно формировать траектории образовательного процесса так, чтобы они максимально соответствовали ожиданиям учащегося и вызывали удовлетворенность полученными навыками и умениями с учетом визуализации изучаемого материала.
В современной психологической теории и практике, взаимодействие человека и среды исследуется с позиции формирования его связей, интересов, привязанностей в ее рамках (коммуникативный и интерактивный аспекты взаимодействия со средой), с другой стороны, необходимо исследовать особенности восприятия информации, которые стимулируют «вписывание» считываемых образов во внутренний мир личности, их переработку и создание сложных мыслеформ, которые впоследствии направляют восприятие и концентрируют фокус внимания на определенных темах, информации в среде, что позже ведет к формированию и реализации паттернов поведения. Когнитивный синтез имеющегося опыта личности и воспринимаемого пространства объединяет отдельные субъективные воспринимаемые образы в некую структуру – сложную мыслеформу, которую человек наделяет качествами, смыслами, инструментальным содержанием, активно с ней мысленно взаимодействует и выражает ее во внешнем поведении.