Глубокое многогранное исследование конкурентной среды современного отраслевого рынка невозможно представить без анализа ее качественных и количественных параметров, представляющих собой единое целое. При формировании собственного методологического подхода к декомпозиции конкурентной среды конкретного рынка каждой исследователь сталкивается с необходимостью отобрать инструментарий, отвечающий вызовам ее современного состояния. Обычно анализу конкурентной среды рынков посвящены работы современных авторов, являющихся в той или иной степени последователями институционального подхода. В их работах внимание уделяется институциональной структуре конкурентной среды, а также количественным параметрам функционирования рыночных агентов. Тем не менее, для анализа эволюции конкурентной среды необходимо понимать ее предшествующие состояния, а также научный категориальный аппарат, сквозь призму которого на нее смотрели наши предшественники в силу протекавших на тот момент социально-экономических процессов, а также дискуссии, которая имела место в науке в тот или иной период. Целью исследования является анализ и сопоставление концепций конкуренции представителей австрийской школы. Объектом исследования выступили теоретическая концепция конкуренции и конкурентной среды. Предметом исследования выступила эволюция трактовок данных категорий представителями австрийской школы. Пробел в тонком понимании стройной концепции конкурентной среды у некоторых направлений в экономической науке подтолкнул нас обратиться к трудам представителей австрийской школы с целью сформировать четкое представление их видения сил конкуренции и определения конкурентной среды рынков. Наше исследование позволило систематизировать и классифицировать разрозненные мнения представителей школы в единый концепт, что, по нашему мнению, открывает перспективы дальнейших исследований.
Железнодорожный транспорт играет одну из ключевых ролей в функционировании и устойчивом развитии экономики России, обеспечивая перевозку пассажиров и грузов по всей стране. Современной России отрасль железнодорожного транспорта досталась в виде постсоветской монополии, которая сама осуществляла услугу перевозки, а также своими силами обеспечивала поддержание подвижного состава в рабочем состоянии, осуществляя все виды ремонта вагонов. Формированию самостоятельной отрасли вагоноремонтных услуг, а также анализу пройденного к настоящему моменту пути в построении конкурентной среды и дальнейших перспектив развития исследуемой отрасли и посвящено настоящее исследование. Основой анализа эволюционного пути выступил историко-генетический метод, а исследование современного состояния отрасли вагоноремонтных услуг базировалось на применении качественных и количественных методов, в том числе методики оценки рынков ФАС РФ, изучения отраслей и рынков, объединенных в подходе новой институциональной экономики. Полученные результаты исследования позволили выделить 5 этапов эволюции данной отрасли, подробно охарактеризовать каждый из них, выявить особенности и оценить полученные результаты. После оценки сформированной к настоящему моменту конкурентной среды вагоноремонтных услуг описаны ее субъекты, детально охарактеризовано экономическое содержание вагоноремонтной услуги и ее виды, применяемые в настоящее время, институты, выступающие основой координации агентов исследуемого рынка. По результатам исследования дана оценка современной конкурентной среды рынка вагоноремонтных услуг, включая показатели рыночной власти и концентрации, а также сформулированы направления и оценены перспективы дальнейшего развития конкурентной среды отечественного рынка вагоноремонтных услуг. Теоретическая значимость данного исследования заключается в детальном описании конкурентной среды рынка вагоноремонтных услуг, а также элементов ее структуры. Практическая значимость настоящего исследования заключается в выявлении слабых сторон функционирования отрасли и разработке направлений и рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования.
В настоящей статье выявлены и систематизированы трактовки понятий «конкуренция» и «конкурентная среда», сделанные представителями немецкой исторической школы, продемонстрирована динамика их взглядов и позиций от поколения к поколению. Показано, как они видоизменялись и уточнялись соответственно развитию экономики под влиянием научно-технического прогресса и учений авторов смежных научных дисциплин. Воззрения германоязычных авторов исторической школы зарождаются в пику традиционной в тот момент англоязычной классической политической экономии как ответ представителей менее индустриально, как следствие, менее экономически развитых территорий, которые уже в тот момент осознают сложности в соперничестве с экономическими лидерами, заведомо обладающими преимуществами в соответствии с формулируемыми ими же правилами. Очевидно, что в такой борьбе победит заведомо сильнейший. Оттого и научный поиск историков направлен на факторы, обладающие потенциалом нивелирования существующего экономического дисбаланса, такие как «воспитательный протекционизм» Ф. Листа и апелляция В. Рошера и Г. Шмоллера, не только к экономическим, но и правовым и социальным факторам, а также сформулированной Л. Брентано необходимости учета религиозной составляющей в качестве влияния христианства. Тем не менее уже «старые» историки В. Рошер и Б. Гильдебранд отмечают необходимость свободы конкуренции как неукоснительно движущего фактора развития экономики, им вторят «новые» историки Г. Шмоллер и Л. Брентано, а затем подтверждают стройность подхода уже «юные» историки В. Зомбарт и М. Вебер. Проведенное исследование направлено на попытку заполнения пробела в понимании особенностей конкурентной среды, что позволит более релевантно формировать современный методологический подход к анализу конкуренции и конкурентной среды ученым и исследователям нынешнего поколения, а также откроет пути для дальнейшей полемики.