Актуальность настоящего исследования обусловлена технической и технологической возможностью создания единого информационного пространства в Российской Федерации.
Целью настоящего исследования является социологический анализ отношения российского образованного сообщества и студенчества к возможности создания единого информационного пространства в нашей стране, выявление социологических зависимостей и корреляций в отношении к его созданию от возраста, уровня образования и конкретных компетенций респондентов. Успех существования единого информационного пространства и единой государственной информационной политики зависит от отношения общества к альтернативной информации, от функционально-семантической направленности оценки закрытого и запрещенного контента, от критического анализа западной информации.
Материалы и методы. Исследования проводились в декабре 2023 — феврале 2024 г. среди студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. В качестве методов исследования использовался массовый социологический опрос российской студенческой молодежи из 29 субъектов Российской Федерации (n = 513) и корреляционный анализ полученных цифровых данных.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что более половины опрошенных респондентов оценивают создание единого информационного пространства в Российской Федерации как технически и технологически возможное и социально важное. Треть респондентов полагает, что формирование единого российского информационного пространства политически необходимо во время настоящих геополитических вызовов. Социологическая корреляционная связь типа региона с отрицательным отношением респондентов к созданию единого информационного пространства отсутствует.
Сделанные выводы: чем старше респонденты, тем чаще они занимают позицию, что создание единого государственного информационного пространства без влияния вражеской пропаганды необходимо для гармоничного развития общества. Чем выше уровень владения иностранным языком респондентов, тем больший интерес для них представляет альтернативный антигосударственный иностранный или русскоязычный оппозиционный контент. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о существовании определенных инструментальных предпосылок формирования единого информационного пространства.
В современных условиях возникает необходимость совершенствования технологий формирования государственно-ориентированной личности в процессе обучения в высших учебных заведениях. Предмет исследования - инструменты методической, социальной, воспитательной и иной работы со студенческой молодежью. Цель - разработка методических рекомендаций по развитию социально-педагогических технологий, направленных на формирование государственно-ориентированной личности в процессе обучения и воспитания в организациях высшего и среднего профессионального образования. Методология опирается на результаты исследований патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания обучающихся, формирования гражданской идентичности, отдельных аспектов использования социально-педагогических технологий в процессе развития социальной активности обучающихся. Разработан комплекс мероприятий для работы со студенческой молодежью, направленный на формирование государственно-ориентированной личности. Инструменты могут стать основой для планов воспитательной работы и концепций патриотического воспитания студенческой молодежи.
В условиях геополитической нестабильности, глобализации информационного пространства, культурологических и цифровых трансформаций особое внимание необходимо уделять проблемам сохранения идентичности и формирования государственно-ориентированной активной гражданской позиции студенческой молодежи, в том числе на основе использования социокоммуникативных технологий управления институциональным доверием органам власти. Предмет исследования - элементы коммуникативной политики представителей органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, направленные на студенческую молодежь. Цель работы - разработка комплекса современных технологий повышения уровня институционального доверия студентов органам власти. Методология исследования базируется на теоретико-методических положениях социологии, социальной психологии, политологии для определения феноменов институционального и социального доверия, а также концепции единого информационного пространства. В результате эмпирического исследования был определен уровень доверия обучающихся высших и средних профессиональных образовательных организаций региональным и федеральным органам власти, отдельным социально-экономическим и политическим институтам; выявлены причины низкой степени информированности и вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы регионального развития, участия в деятельности специализированных всероссийских и региональных молодежных организаций. В качестве рекомендаций предложены технологии повышения эффективности взаимодействия органов власти со студентами, в том числе в сетевом информационном пространстве.