Цель. Целью статьи является системный анализ теории предпринимательства для обоснования содержания понятия «социальное предпринимательство» и концептуального подхода к его исследованию. Методика. Базисом исследования является использование исторического, логического и системно-синергетического подходов и общенаучных методов: теоретического обобщения, сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Результаты. Систематизация теоретических подходов на основе особенностей различных методологий позволила выделить: функциональный, инновационный (модернистский), междисциплинарный, макроэкономический, микроэкономический, институциональный и социальный подходы. В рамках каждого из подходов социальное предпринимательство имеет свои смысловые характеристики: в зависимости от уровня на котором проводится исследование: глобальный, национальный, локальный; в зависимости от миссии в создании социальных ценностей (инновационное развитие, использование экономических ресурсов, формирование новых возможностей, помощь малоимущим и т.д.); в зависимости от результата, который можно обеспечить (создание общественных благ, внедрение инновационных идей и моделей, решение экологических или социальных проблем); в зависимости от цели функционирования (социальные изменения, помощь нуждающемуся, помощь сообществу, служба человеку); в зависимости от специфики деятельности (использует экономические ресурсы, создает социальную ценность и получает прибыль, благотворительность). Считаем, что все указанные подходы к исследованию предпринимательства важны, не смотря на их существенные различия. По сути, отражают различные стороны этого явления, характеризуя его как метод хозяйствования, экономический процесс или систему отношений. Однако для более точного определения сущности социального предпринимательства считаем целесообразным применить ценностно-синергетический подход. Научная новизна. Применение ценностно-синергетического подхода как подхода, позволяющего исследовать социальное предпринимательство с позиции равнозначной функциональной составляющей в системе «государство предприниматель - общество», позволило определить данную категорию как: самостоятельную функциональную составляющую экономической системы, сфокусированную на создание и потребление общественной, социальной и экономической ценности на основе оптимального перераспределения социальных функций и обязанностей между государством и предпринимателем. Практическая значимость. Определение содержания и сущностных параметров социального предпринимательства позволит исследовать данное понятие с качественно новой стороны и выработать механизмы разрешения социальных проблем и минимизировать социальную напряженность в обществе.