Научный архив: статьи

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ (2025)

В статье рассматривается роль неформальных коммуникаций в укреплении организационной идентичности в условиях цифровой среды.

Цель исследования заключается в раскрытии влияния цифровых технологий на форматы и эффективность неформального взаимодействия, а также в разработке практических рекомендаций по интеграции таких инструментов в коммуникационные стратегии организаций. Авторы опираются на анализ теоретических подходов, обзор современной российской практики, а также результаты исследований, отражающих специфику функционирования цифровых платформ и каналов коммуникаций. Показано, что цифровые технологии расширяют возможности неформального общения, повышают его скорость и охват, но одновременно создают риски информационной перегрузки, фрагментации коммуникаций и утраты корпоративных ценностей. Предложены конкретные инструменты, включая корпоративные порталы, внутренние социальные сети, мессенджеры и платформы для совместной работы, с рекомендациями по их адаптации к организационной культуре. Сделан вывод о том, что системная интеграция неформальных коммуникаций в цифровую среду содействует укреплению чувства принадлежности сотрудников, повышению их вовлеченности и формированию позитивного имиджа компании.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 8 (2025)
Автор(ы): Степаненко Сергей Григорьевич, Косникова Оксана Владимировна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (2025)

Статья посвящена исследованию организации документооборота в цифровой среде как главного фактора повышения управленческой эффективности современных организаций.

Целью работы является анализ и обоснование подходов, способствующих оптимизации процессов электронного документооборота с учетом технологических, организационных и правовых аспектов. В ходе исследования проведен анализ современных электронных систем и практик их внедрения, рассмотрены функциональные возможности, требования к интеграции и безопасности. Авторы выделяют преимущества цифрового документооборота, включая сокращение времени обработки документов, снижение затрат на их хранение и пересылку, повышение прозрачности процессов и качества управленческих решений. Отмечено, что успешная реализация цифрового документооборота зависит от технологической модернизации, разработки регламентов и обучения персонала. Значимость работы заключается в систематизации теоретических и практических аспектов внедрения электронного документооборота и формировании рекомендаций, которые могут быть использованы в корпоративных структурах с целью повышения эффективности управления. Предложенные в статье выводы и рекомендации имеют прикладное значение, т. к. учитывают специфику российского законодательства и особенности отраслевой интеграции цифровых систем.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 8 (2025)
Автор(ы): Рюмшина Елена Владимировна, Косникова Оксана Владимировна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)

Происходящая цифровая трансформация образования направлена на активное применение информационных и коммуникационных технологий учителями, внедрение единой информационной образовательной среды. Одним из главных условий цифровой трансформации образования является наличие цифровых компетенций у кадров. Цель статьи состоит в изучении влияния цифровой трансформации образования на содержание программ повышения квалификации педагогов. Теоретическая часть исследования представлена анализом законодательной базы по развитию информационного общества, созданию современной информационной образовательной среды для всех видов и уровней образования и необходимости в связи с этим изменений содержания программ повышения квалификации. Рассмотрены этапы цифровой трансформации образования через призму изменения содержания программ повышения квалификации. В практической части исследования представлены результаты исследования содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования за 2021 - 2024 годы. Определены актуальные направления программ повышения квалификации. Дана оценка содержания проанализированных программ с точки зрения цифровой трансформации образования. Выявлено недостаточное количество программ, направленных на системное овладение инструментами и сервисами цифровой образовательной среды. Обоснована актуальность изменения подходов к содержанию программ повышения квалификации. Как результат, разработаны разноуровневые и модульные программы повышения квалификации, учитывающие запросы педагогов и их уровень владения цифровыми компетенциями.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): КЛАСС ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
Оценка эффективности технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство России (2024)

В статье представлены результаты оценки функциональности использования цифровых коммуникаций для интеграции жителей Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики в социокультурное пространство современной России. В исследовании применяется киберметрический анализ, а также метод построения и анализа социальных графов. Авторы приходят к выводу о неоднородности стратегий использования цифровых коммуникаций в новых регионах. Отмечается низкая представленность политических партий, общественных объединений и проектов в системе региональных цифровых коммуникаций и то, что цифровая инфраструктура новых регионов находится на этапе настройки. Общей проблемой является также низкая вовлеченность пользователей в интегрирующие информационные потоки, что можно решить посредством расширения количества официальных информационных площадок в социальных медиа, использования лучших региональных практик взаимодействия с населением и оптимизации работы с тематическим веб-контентом.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 14, № 1 (2024)
Автор(ы): Бродовская Елена Викторовна, Лукушин Владимир Андреевич, Кравчук Иван Дмитриевич
Сохранить в закладках
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ (2025)

В данной статье проведено исследование влияния интеллектуализации на управление потенциалом предприятий в цифровой среде. В результате исследования было установлено, что развитие потенциала предприятий через интеллектуализацию является одним из стратегических приоритетов в контексте устойчивого развития и перехода экономики к Индустрии 5.0. Интеллектуальные ресурсы, знания, технологии и инновации позволяют предприятиям повышать производительность, эффективно использовать ресурсы и оставаться конкурентоспособными в динамичной рыночной среде. Обосновано, что внедрение инноваций является достаточно весомым элементом общей системы управления, поскольку обеспечиваются успех, рост, долгосрочное развитие и поддержка конкурентных позиций. Обобщены мировые тенденции в использовании интеллектуального потенциала. Доказано, что интеллектуализация в цифровой среде открывает широкие перспективы для развития предприятий, однако требует четкой стратегии и готовности к изменениям.

Издание: ВЕСТНИК ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. А. КАДЫРОВА
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Автор(ы): Халидов Али Анварович, Кротов Е.Ю., Янгульбаева Л.Ш.
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ «Я» (2025)

Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): РАСИНА ЭВЕЛИНА ОСМАНОВНА, Орлова У. М.
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ (2025)

Статья посвящена исследованию взаимосвязь между уровнем интернет-активности личности и её психологическим временем, демонстрируя, что высокая вовлеченность в цифровую среду коррелирует с усилением ориентации на негативное прошлое (p ≤ 0,05), снижением долгосрочного планирования и ростом фаталистических установок. Нормативная направленность в онлайн-пространстве поддерживает структурированный образ будущего, тогда как ненормативная активность ассоциируется с девиантным поведением и когнитивным диссонансом. Умеренная цифровая активность способствует балансу между гедонистическим настоящим и реалистичным планированием, в отличие от чрезмерного погружения, провоцирующего внутреннюю неопределенность. Практическая значимость работы заключается в разработке программ психологической поддержки для коррекции цифрового поведения, развития эмоциональной регуляции и стратегического мышления. Перспективным направлением является изучение влияния алгоритмов цифровых платформ на формирование темпоральных искажений и методов профилактики дезадаптации.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Литвиненко Игорь Геннадьевич
Сохранить в закладках
ОНБОРДИНГ КАК МЕТОДИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОНЛАЙН-ПРОЦЕСС (2025)

В статье рассматриваются актуальные вопросы вовлечения обучающихся в образовательный онлайн-процесс. В качестве инновационного инструмента вовлечения исследуется онбординг — комплекс мероприятий, формирующих первое впечатление о виртуальной учебной среде и направленных на успешное начало обучения. Включение онбординга в организационную структуру образовательного онлайн-процесса способствует снижению уровня стресса, росту уровня комфорта, сокращению времени на сопровождение, ускорению процесса достижения результатов, повышению результатов и удовлетворенности. В статье рассмотрены различные подходы к модели вовлеченности, выделены факторы, влияющие на вовлеченность и их категории. Онбординг и адаптация представлены начальными этапами образовательного онлайн-процесса, которые помогают обучаемому успешно погрузиться в новую среду и стать ее частью. Описана трехэтапная стратегия онбординга (погружение, обучение, приспособление), основные правила и принципы юзабилити. Технология онбординга презентуется через структурное описание составляющих ее модулей (социальной адаптации, технической адаптации, учебной адаптации, профессионально-личностной самореализации), задаются форматы адаптационных активностей онбординга.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Матюшенко Светлана Владимировна, Князева Оксана Олеговна
Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ (2025)

В статье рассматривается трансформация информационной политики современных российских университетов в условиях цифровизации медиасреды на примере Казанского и Уральского федеральных университетов. Исследование фокусируется на анализе стратегий взаимодействия со стейкхолдерами через различные уровни коммуникации (корпоративный, региональный, национальный и международный) и цифровые каналы, включая социальные сети и мессенджеры. На основе контент-анализа Telegram-каналов Казанского (Приволжского) федерального и Уральского федерального университетов выявлены информационные приоритеты вузов, направленные на работу с внутренней аудиторией при недостаточной системности взаимодействия с внешними стейкхолдерами. Также представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей информационную политику в сфере высшего образования, включая Конституцию России и Доктрину информационной безопасности, положения о структурах образовательных учреждений и организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования России. Анализируется влияние государственных инициатив, например, составной части национального проекта «Наука и университеты» программы «Приоритет 2030», на формирование медиастратегий университетов. Рассматривается трансформация организационных структур управления информационной политикой в условиях институциональных преобразований вузов. Особое внимание уделяется роли миссии университета как смыслового ядра его информационной политики и инструмента формирования бренда в медиапространстве. Авторы выявляют ключевые тенденции в медиакоммуникациях вузов: переход от традиционных медиа к цифровым платформам, усиление роли визуального контента, необходимость адаптации коммуникационных стратегий под различные целевые аудитории. На основе анализа контента официальных университетских каналов демонстрируется преобладание внутренней коммуникации (студенты, преподаватели, сотрудники) при сохраняющемся дефиците системного взаимодействия с внешними стейкхолдерами. В работе подчеркиваются основные управленческие вызовы: сложность координации многоуровневой структуры коммуникаций, недостаточная обратная связь от целевых аудиторий, необходимость интеграции цифровых инструментов в стратегическое управление информационной политикой. Авторы предлагают направления совершенствования университетских медиакоммуникаций, включая развитие гибких моделей управления, внедрение цифровых технологий мониторинга эффективности, создание сквозных коммуникационных процессов и усиление международного присутствия. Исследование вносит вклад в понимание эволюции информационной политики вузов в цифровую эпоху и представляет практическую ценность для администраций университетов, разрабатывающих современные стратегии медиакоммуникаций.

Издание: ВОПРОСЫ МЕДИАБИЗНЕСА
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Мухамадуллин Салават Раилевич, Газизов Рамис Рассыхович
Сохранить в закладках
Социальное самочувствие как фактор образовательной успешности подростков в условиях информационного общества (2025)

Современное общество переживает трансформацию, обусловленную цифровизацией и глобализацией коммуникаций. Подростки, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, сталкиваются с новыми вызовами: кибербуллингом, информационной перегрузкой, формированием цифровой идентичности. Эти факторы напрямую влияют на их социальное самочувствие — комплексное состояние, включающее эмоциональное благополучие, чувство принадлежности к группе и удовлетворённость межличностными отношениями. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания, как социальное самочувствие подростков, формирующееся в условиях информационного общества, коррелирует с их образовательной успешностью.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич, Новичкова Анфиса Алексеевна
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СРЕДЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2025)

В данном исследовании на основе гипотез о неоднородности распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), о несистемности факторов воздействия на развитие цифровой среды и об ограниченности показателей эффективности ИИ-инструментов представлен анализ внедрения и использования технологий ИИ в региональном разрезе субъектов Приволжского федерального округа. Оценка регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по данным федеральных рейтингов и результатам описательной статистики позволила охарактеризовать интегральный уровень развития ИИ в исследуемом округе и подтвердить (селективно) выдвинутые гипотезы.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (181) (2025)
Автор(ы): Хасан Радмила Артуровна, Хисаева Алия Инисовна, Мурзина Эльмира Фаниловна, Сунаева Гюзель Газимовна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2023)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с совершением насильственных преступлений в виртуальном пространстве в отношении несовершеннолетних. Развитие интернет-технологий обусловило проникновение преступников в цифровую среду. Актуальность настоящего исследования обосновывается ростом противоправного насильственного, агрессивного и жестокого контента в сети «Интернет», оказывающего негативного влияние на несовершеннолетних, распространением порнографических материалов, в том числе и с участием подростков. Особо острой проблемой остается сексуальное насилие над несовершеннолетними с применением информационно-цифровых технологий. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо разработать как на национальном, так и на международным уровне эффективный механизм противодействия насилию и сексуальному насилию, усилить контроль за распространением вредоносного контента в сети «Интернет».

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 7 (42 ст.) (2023)
Автор(ы): ПИНКЕВИЧ ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА , Тарабрина Кристина
Сохранить в закладках