Научный архив: статьи

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СРЕДЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2025)

В данном исследовании на основе гипотез о неоднородности распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), о несистемности факторов воздействия на развитие цифровой среды и об ограниченности показателей эффективности ИИ-инструментов представлен анализ внедрения и использования технологий ИИ в региональном разрезе субъектов Приволжского федерального округа. Оценка регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по данным федеральных рейтингов и результатам описательной статистики позволила охарактеризовать интегральный уровень развития ИИ в исследуемом округе и подтвердить (селективно) выдвинутые гипотезы.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (181) (2025)
Автор(ы): Хасан Радмила Артуровна, Хисаева Алия Инисовна, Мурзина Эльмира Фаниловна, Сунаева Гюзель Газимовна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2023)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с совершением насильственных преступлений в виртуальном пространстве в отношении несовершеннолетних. Развитие интернет-технологий обусловило проникновение преступников в цифровую среду. Актуальность настоящего исследования обосновывается ростом противоправного насильственного, агрессивного и жестокого контента в сети «Интернет», оказывающего негативного влияние на несовершеннолетних, распространением порнографических материалов, в том числе и с участием подростков. Особо острой проблемой остается сексуальное насилие над несовершеннолетними с применением информационно-цифровых технологий. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо разработать как на национальном, так и на международным уровне эффективный механизм противодействия насилию и сексуальному насилию, усилить контроль за распространением вредоносного контента в сети «Интернет».

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 7 (42 ст.) (2023)
Автор(ы): ПИНКЕВИЧ ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА , Тарабрина Кристина
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2023)

В статье рассматривается несовершеннолетняя аудитория, которая является повышенной группой риска, это обусловлено тем, что виртуальное пространство предоставляет возможность, в том числе и преступникам, совершать противоправные посягательства в отношении указанной категории. В современных условиях подрастающее поколение не обладает, в силу возрастных особенностей, способностью правильно воспринимать информацию, представленную в сети «Интернет», отличать законопослушных интернет-пользователей от злоумышленников. В статье представлены результаты проведенного пилотного социологического исследования, где автором было установлено, что использование несовершеннолетними цифровой среды имеет не только преимущества, но и скрытые риски и угрозы, поскольку информационно-цифровые технологии используются преступниками для совершения преступлений в отношении подростков, чему способствует широкой охват молодежной аудитории, анонимность виртуального собеседника и пр. В заключении автор приходит к выводу о том, что в цифровой среде увеличивается число насильственных, сексуальных преступлений в отношении подростков и предлагает объединить усилия ученых и практиков для подготовки эффективной системы регулирования потребления информационной продукции несовершеннолетними в цифровой среде.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 8 (36 ст.) (2023)
Автор(ы): Тарабрина Кристина
Сохранить в закладках
Обеспечение базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (2025)

Авторы задаются актуальным для настоящего времени вопросом: каким образом сформировать у лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, цифровые компетенции? 100 лет назад одна из ключевых задач, стоящих перед нашим государством, заключалась в ликвидации безграмотности населения (в традиционном понимании). Сейчас времена изменились, и мы говорим о необходимости ликвидации безграмотности цифрового характера. Цель — определение основных механизмов обеспечения базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Осуществлен феноменологический теоретико-эмпирический анализ формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Использовались методы анализа научной и методической литературы, метод изучения официальных статистических данных, а также собственный педагогический опыт авторов по формированию цифровых компетенций у слушателей и курсантов. Результаты и обсуждение. К цифровым компетенциям следует относить такие умения, как соблюдение «цифровой гигиены», эффективная работа с официальными сайтами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с электронными обращениями, самостоятельное формулирование и направление электронных запросов в те или иные органы власти и организации, работа со специальными компьютерными программами и приложениями, которые регулярно обновляются, совершенствуются и корректируются, а также постоянное саморазвитие в условиях неопределенности. Выводы. Особое место среди лиц, которые должны обладать современными цифровыми навыками, занимают сотрудники органов обеспечения правопорядка. На примере подготовки будущих следователей и дознавателей предпринята попытка ответить на поставленный вопрос: каким образом сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России базовый уровень компетенций в IT-сфере?

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Автор(ы): Урюпин Александр Николаевич, Сидорова Екатерина Закариевна
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (2025)

Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): БЕЛЕНОВА Н. Н., БЕЛЕНОВ О. Н., Чупандина Елена Евгеньевна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ИЛИ ВЫБОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ? (2025)

В статье предпринята попытка провести комплексный анализ влияния цифровой среды, платформенных решений и алгоритмов на общественно-политическую сферу общества. На основе интерпретационного анализа автор проводит оценку функционирования демократии в самом широком смысле. На основе анализа результатов социологического исследования в ведущих странах мира выявлена неудовлетворенность работой институтов демократии. Исследование автора позволяет констатировать, что цифровая среда, воздействие зарубежных медиаконгломератов способны не только оказывать влияние на индивидуальные запросы и медиапотребление пользователей социальных сетей, но и формировать общественные установки, оказывать давление на процесс функционирования политических институтов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Серавин Александр Игоревич
Сохранить в закладках
Оценка ВКР студентов с позиций развития цифровой информационной культуры (2025)

Объектом исследования в настоящей статье выступает исследовательская деятельность студентов, предметом - оценка ВКР как её основного результата и конечного информационного продукта и проявления информационной культуры выпускника. В работе обосновывается информационная культура как более сложное личностно обусловленное качество по сравнению с функциональными информационными умениями и навыками и необходимость его раскрытия у студентов в условиях лёгкой доступности цифровой информации. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии возможностей смещения фокуса оценки выпускных квалификационных работ с актуализацией цифровой информационной культуры. Исследование выполнено на основе анализа современных научно-методических публикаций, посвящённых проблемам организации процесса подготовки и оценки выпускных квалификационных работ в условиях цифровизации информационной деятельности. Автор рассматривает возможности смещения фокуса оценки информационного творчества студентов от содержательной релевантности в сторону личностной значимости и смысловой наполненности. Основным методом исследования выступает анализ эмпирических данных, полученных в результате включённого наблюдения в процессе собственной практики. Активно используется также метод абстрагирования, позволяющий получать содержательные рассуждения без относительно конкретного профиля или темы студенческой работы, а также метод синтеза, на основе которого сформулированы конкретные предложения по совершенствованию подхода к оценке работ. Несмотря на то, что рассуждения производятся на примере выпускных квалификационных работ, их обобщённость придаёт им универсальное свойство, что позволяет применить их к курсовым работам или презентациям-проектам - в целом к любым самостоятельно выполняемым студенческим информационным продуктам. Подобная теоретическая обобщённость в сочетании с конкретными предложениями предполагает методическую новизну данной статьи. В результате автор приходит к выводам о том, что с позиций развития информационной культуры в условиях цифровой эпохи оценка выпускных квалификационных работ должна смещаться от формально-текстовой оригинальности в сторону оригинальности содержательной; от общей актуальности в сторону личностной значимости; от формальной новизны в сторону локальных собственных суждений, взглядов и точек зрения студентов.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Флеров Олег Владиславович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (2025)

В статье рассматривается формирование критического мышления студентов в условиях информационного общества. Рассмотрены когнитивные и поведенческие компоненты критического мышления. Акцент делается на выявлении факторов, препятствующих развитию аналитических и рефлексивных способностей учащихся в современной образовательной среде, включая информационную перегрузку, клиповое восприятие, мультизадачность и воздействие цифровых отвлекающих факторов. Анализируется влияние цифровой среды на когнитивные процессы обучающихся, описываются противоречия между привычками потребления информации у студентов и задачами профессионального образования. Особое внимание уделяется тому, как цифровая трансформация образовательного пространства влияет на способы получения, обработки и критической оценки информации. Выделяются ключевые проблемы, связанные с неспособностью студентов адекватно оценивать достоверность интернет-контента, а также системные причины низкого уровня сформированности критического мышления, подтверждённые результатами международных и отечественных социологических исследований. В работе применяются методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, сравнительно-сопоставительный подход, а также интерпретация данных отечественных и зарубежных исследований, опросов и педагогических экспериментов, проведённых в 2018-2023 гг. Научная новизна статьи заключается в комплексном изучении современных вызовов цифровой образовательной среды как факторов, одновременно препятствующих и стимулирующих развитие критического мышления. Обосновано влияние клипового мышления, информационной перегрузки и цифровой многозадачности на когнитивную деятельность студентов. Представлена типология эффективных педагогических практик, способствующих преодолению негативных эффектов цифровизации. Обоснована эффективность конкретных педагогических подходов: проектной деятельности, метода кейсов, обучающих дебатов, развития медиаграмотности, онлайн-дискуссий. Предложены практические рекомендации по формированию критического мышления - интеграция цифровых технологий в активные формы обучения, развитие метакогнитивных навыков и рефлексивной культуры студентов. Авторы приходят к выводу, что развитие критического мышления студентов требует системного пересмотра образовательной парадигмы - перехода от трансляционной модели к исследовательски-ориентированной. Несмотря на негативные влияния цифровой среды, она может быть использована как ресурс. Показано, что эффективность таких методик повышается при педагогическом сопровождении, ориентированном на развитие самостоятельности, медиаграмотности и умения задавать вопросы.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Миннуллина Элина Борисовна, Лутфуллина Гюльнара Фирдависовна, Иванов Дмитрий Алексеевич, Рукавишников Виктор Алексеевич
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА "СУБЪЕКТНОСТЬ" (2023)

Введение. В современном обществе можно наблюдать увеличение социальных требований к личности, при этом недостаточно проработана проблема изучения субъектности, исследование которой необходимо для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной преобразовывать себя и социокультурную действительность. В зарубежных и отечественных исследованиях присутствует устойчивый научный и практический интерес к изучению субъектности, однако при этом отсутствует единое представление о сущности и структуре данного феномена.

Цель. Философское осмысление сущности и структуры субъектности.

Методы. В исследовании применяется сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований. Новизна исследования. В работе проведен сравнительный анализ философских и психолого-педагогических концепций субъектности, определены предпосылки формирования понятия «субъектность». Показано разнонаправленное влияние цифровой среды на развитие субъектности современного человека.

Результаты. Субъектность является формой развития природного мира, обеспечивающей адаптацию и саморегуляцию достаточно сложных живых систем. Под субъектностью понимают свойство субъекта быть агентом действия. Ее основой выступает интенциональный акт, который может включать дескриптивные интенции и целенаправленную коммуникативную активность субъекта.

Выводы. В контексте человеческого бытия субъектность часто определяется как интегративное свойство, объединяющее в себе некоторый набор характеристик личности. Данные характеристики можно назвать компонентами субъектности, которые определяют ее структуру. К компонентам структуры субъектности можно отнести: сознательную активность, способность к рефлексии, заботу, выраженную в положительном эмоционально-ценностном отношении к себе и другому, осознание собственной индивидуальности (уникальности), свободу и ответственность (автономность), стремление к саморазвитию.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 3 (97) (2023)
Автор(ы): Богданова Вероника Олеговна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРАКТИК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (2023)

Введение. 28 февраля 2023 г. на базе Южно-Уральского государственного университета при поддержке НИЦ мониторинга профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде (Челябинский институт развития профессионального образования) прошла региональная научно-практическая конференция «Профилактика деструктивных практик в цифровой среде и меры повышения цифровой грамотности обучающихся: презентация результатов исследований и формирование экспертного сообщества в области социально-гуманитарных наук в регионе».

Цель. Представить ключевые идеи из докладов и итоги конференции.

Методы. С целью презентации ключевых идей из докладов были использованы общенаучные методы - анализ и синтез, индукция, дедукция, абстрагирование. Научная новизна исследования. В сложившемся дискурсе конференции цифровое было определено как новая среда обитания человека, что содержит в себе потенции для роста человека и одновременно антропологические и социальные риски.

Результаты. В мета-реальности, между реальным и виртуальным, одного мониторинга общественного мнения по существующим и потенциальным социальным угрозам оказывается недостаточно. В этом случае социоатрия может быть практическим ответом на цифровые угрозы и риски.

Выводы. В актуальной цифровой среде конструктивные практики отдельных социальных субъектов и социальных групп сосуществуют с практиками деструктивными. Социоатрия может стать социальным ответом по вопросу мониторинга, профилактики и борьбы с цифровыми угрозами, а цифровая грамотность является ответом антропологическим, что должен созидаться в образовательной среде.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 2 (96) (2023)
Автор(ы): ПЕННЕР РЕГИНА ВЛАДИМИРОВНА, Салганова Елена Ивановна, Бредихин Сергей Сергеевич, Щетинина Елизавета Витальевна
Сохранить в закладках
Закономерности и противоречия развития цифровой информационной культуры личности обучающегося (2025)

Объектом исследования в настоящей статье выступает диалектика развития цифровой информационной культуры личности обучающегося, предметом - её общие и специфические закономерности и противоречия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях проникновения цифровой среды в жизнь людей на всех уровнях актуализируются вопросы развития цифровых качеств личности в том числе и в учебном процессе как уровне отдельных навыков, так и более сложных дидактических единиц. Цель исследования состоит в раскрытии закономерностей и противоречий влияния современной цифровой среды на информационную культуру личности как педагогически рассматриваемое и формируемое качество. Исследование основано на положениях фундаментальных работ, выдвинувших понятие информационной культуры в социальном и позже в педагогическом понимании на фоне эпохи компьютеризации, а также современных трудов, рассматривающих информационную культуру личности с междисциплинарных гуманитарных позиций. Основным методом исследования выступает диалектический анализ, позволяющий сопоставлять различные факторы развития цифровой информационной культуры личности; метод абстрагирования, позволяющий говорить о влиянии информации на развитие человека без привязки к её содержанию, и метод синтеза, благодаря которому формируются понимания разрешения возникающих противоречий. В работе обосновывается понимание цифровой информационной культуры как нового видового качества личности по сравнению с информационной культурой в традиционном понимании. Подчёркивается усиление влияния стихийной внеинституциональной информационной среды на интеллектуальные процессы обучающегося. Рассматриваются возможности разрешения обозначенных противоречий в условиях педагогического процесса. В результате исследования делается вывод о соответствии закономерностей и противоречий общей диалектике педагогического процесса, при которой взаимодействует индивидуальность человека и массовость образования, в том числе цифрового в современном контексте. Новизна работы заключается в рассмотрении развития информационной культуры с обобщённо-теоретических позиций влияния цифровой информации на обучающегося в условиях педагогических взаимодействий в противовес традиционно принятому рассмотрению формирования конкретных качеств с акцентом на технологическую сторону процесса.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Флеров Олег Владиславович
Сохранить в закладках
Психологические аспекты использования цифровых образовательных технологий (2025)

В статье анализируются эффекты цифровой среды в системе современного образования. Изучаются документы, регламентирующие деятельность субъектов образовательного процесса в условиях использования цифровой среды. Приводятся вариативные мнения ученых о проблеме психологического влияния цифровой среды на подростков поколения альфа. Приводятся оценка целесообразности применения виртуальной среды и учет негативных психологических последствий. Целью данной статьи является изучение проблемы психологических эффектов на подростков в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Тема статьи является актуальной в связи с требованиями законодательства в области образования. Развитие рыночных отношений приводит к необходимости формирования навыков электронной коммуникации начиная со школьной скамьи. Школьная система образования должна отражать реальные потребности современного общества, поэтому внедрение и грамотное использование цифровых ресурсов поможет реализовать требующиеся нормативы в области интернет-коммуникаций. Научно-исследовательское изучение проводится в соответствии с принципами психологических наук. Базовой детерминантой в работе является процесс коммуникации между пользователями в среде интернет-технологий. В свою очередь конкретным методом исследования содержательных данных цифровизации современного образования является общенаучный анализ исследования по проблеме психологических аспектов в условиях реализации цифровой образовательной среды. Проведенный теоретический анализ демонстрирует выявление амбивалентного эффекта для пользователей цифровой среды. Примечательным является трансформация пространственно-временных особенностей онлайн коммуникации, искажение реальности и формирование предпочитаемого образа жизни за счет нигилизма существующих общественных ценностей и предпочтение в выборе авторитетов их круга публичных личностей. Результаты исследования сигнализируют о необходимости формирования психологической поддержки с целью минимизировать отрицательное влияние виртуального мира на неокрепшую личность подростков. Подростковая лабильность приводит к формированию негативных характеристик, сказывающихся на процессе коммуникации. взаимодействие может становится обезличенным, лишенным смысловых контекстов. Следует придерживаться норм нетикета и осознавать релевантность изучаемой информации. Предполагается создание благоприятной атмосферы внутри цифрового образовательного пространства и своевременное оказание психологической поддержки в случае получения негативного опыта.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Глушкова Светлана Александровна
Сохранить в закладках