ЯЗЫК ИСКУССТВА - ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ (НА ОСНОВЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И РУССКОГО ИСКУССТВА) (2024)

В статье обосновывается роль и значение языка искусства для воспитания человеческой личности. Автор опирается на достижения русской философии, русской педагогической мысли, русской эстетики и искусствоведения, отраженные в трудах В. С. Соловьева, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Д. С. Лихачева. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому опыту, художественным открытиям и теоретическим работам В. В. Кандинского, К. Малевича, М. Шагала, Н. К. Рериха. Рассматриваются основные функции языка искусства - эстетическая, этическая и аксиологическая. Акцентируется необходимость их учета в преподавании гуманитарных дисциплин (философии, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории русской культуры и искусства) на русском языке с целью повышения культурного уровня современной молодежи, как русских, так и иностранных учащихся. Автор приходит к выводу, что более глубокое постижение русской культуры и русской истории и приобщение к основополагающим ценностям русского народа через личный эстетический опыт человека возможно именно на языке искусства. Более того, искусство способствует изменению мировоззрения человека и его личности в нравственном отношении, формированию его личных этических принципов и взращиванию в нем высоких идеалов Истины-Добра-Красоты в целом.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА
Сохранить в закладках
ТЕМА СТРАДАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РИМСКИХ СТОИКОВ (2025)

Цель данной статьи - рассмотреть учение римских стоиков с точки зрения их анализа феномена страдания. В процессе исследования раскрывается главный тезис: философия стоиков способна освободить современного человека, порабощенного идеей наслаждения, от страха перед опытом боли и страдания. Считаем подход к текстам Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия через призму страдания новаторским, т. к. в критической литературе, исследующей наследие стоиков, гораздо больше внимания уделялось проблеме удовольствия, нежели страдания. В процессе анализа стоической философии разбираются следующие вопросы: являются ли счастье и страдание взаимоисключающими состояниями? Каковы причины страдания? В чем состоят критерии счастливой жизни? При раскрытии указанных выше вопросов используются историко-философский, герменевтический и логический методы. Особенность стоической школы заключается в утверждении созидательной роли боли на пути к становлению самим собой. Идея стоиков о способности страдания высветить духовную силу человека сообщает стоической концепции терапевтическую силу. Экзистенциальная значимость стоического подхода к страданиям подтверждается научно-практической деятельностью австрийского ученого Виктора Франкла. Логотерапия Франкла, основанная на преодолении «экзистенциального вакуума» через поиск смысла, возрождает фундаментальное положение стоической этики: ни один человек не свободен от страданий, однако каждый свободен в выборе своей установки по отношению к страданию. В статье обосновывается общий для всех римских стоиков принцип, утверждающий неразрывную связь между нашими убеждениями и способностью выдерживать удары судьбы. Автор подробно разбирает, какие именно представления обладают целительной силой и составляют основу «терапевтической программы» стоиков. Этика стоиков раскрывается автором статьи не изолированно, но в контексте целостного философского учения, с учетом внутренних взаимосвязей логики, физики и этики. Особую ценность работе придает авторский анализ логической аргументации Зенона и Сенеки, посвященной теме страдания. Проблема актуальности стоицизма в современности обсуждается автором с привлечением как античных, так и современных текстов. В частности, осуществляется критика «поп-стоицизма», сводящего целостное учение стоиков к разновидности психотерапии. В условиях превращения современного стоицизма в настоящую мега-индустрию на Западе, считаем, что именно обращение к философским первоисточникам способно противостоять редукции идей стоиков к набору жизненных советов о том, как стать успешнее.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): КОРОЛЬКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
Цифровые моральные системы в симулированной и социальной реальности (2025)

Введение. Всеобъемлющее развитие цифровых технологий делает миры компьютерных игр не только моделями представлений о реальности, но и системами, обладающими с ней сходством. Хотя альтернативные симулированные миры могут значительно отличаться целями и логикой развития, репрезентация и экспериментирование с моральными системами в играх представляет богатый опыт построения цифровых моральных систем и их ограничений.

Материалы и методы. В рамках исследования использованы диалектический метод, системный анализ, интерпретация, сравнение и синтез. Использованы сравнительно-типологический и сравнительно-аналитический подходы при изучении систем морали в рамках игровых цифровых миров и цифровых социальных систем.

Результаты исследования. Во многих играх вводится количественный расчет морали – очки морали, кармы, чести или репутации, представляющие или оценку действий стоящими над игровыми событиями акторами (разработчиками или игровыми богами), или подразумеваемое отношение окружающих. Так как в параметре этика, в отличие от других характеристик аватара, сложно отделить протагониста и игрока, то системы морали легко перестраиваются на оценку поведения последнего и в целом могут стать определяющими в обычном мире, как показывает пример Китая. Однако многие современные игры отказываются от искусственной количественной надстройки в системе морали, демонстрируя вместо этого неоднозначность моральных решений и непредсказуемость последствий, представляя невозможность построения универсальной этической системы.

Обсуждение и заключения. Существующая неопределенность в оценке морали подчас служит основанием для предположения о роли искусственного интеллекта в построении моральной системы на основании противоречивых и неполных данных, однако в этом случае мы возвращаемся к модели, в которой моральная оценка передана возвышающейся над реальностью сущности, в качестве которой выступает искусственный интеллект.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Автор(ы): Быльева Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках
ИИ-дидактика: новый тренд или эволюция процесса обучения? (2025)

Введение. Автор обосновывает актуальность данной темы в контексте быстрого развития технологий и их влияния на образование. Статья рассматривает актуальные тенденции в современной системе образования, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Автор исследует новое направление в педагогической науке – ИИ-дидактику, анализирует перспективы данного направления и рассуждает, является ли это новым трендом или же представляет собой эволюционный этап в развитии образовательной системы. Целью публикации является теоретическое обоснование и эмпирический анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта (далее – ГИИ) для планирования и реализации процесса обучения. В статье также поднимаются вопросы, которые связаны с этикой применения ГИИ в учебном процессе и являются основополагающими в изучении проблемы применения ГИИ в образовании.

Материалы и методы. Для анализа обозначенных проблем используется комплекс методов, в том числе анализ научных публикаций, посвящённых применению ГИИ в образовании, а также рассмотрены примеры успешных проектов и практик. Автор проводит обзор существующих подходов и методов, применяемых в области ИИ-дидактики как за рубежом, так и в отечественных университетах.

Результаты исследования. В качестве практических результатов исследования в статье представлен обзор технологических решений, которые выступают современными средствами ИИ-дидактики: LMS, цифровые помощники, чат-боты со встроенным ГИИ. Также автор предлагает некоторые дидактические методы и приемы, которые позволят выстроить современный учебный процесс в парадигме ИИ-дидактики. В результате исследования автор приходит к выводу, что применение ГИИ в дидактическом процессе может привести к повышению эффективности обучения, персонализации образовательного процесса и развитию новых форм взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Однако автор также отмечает, что внедрение ИИ требует профессионального подхода и соблюдения этических правил от современного преподавателя, готового адаптироваться к существующим реалиям.

Обсуждение и заключения. В заключении автор обсуждает перспективы развития ИИ-дидактики и её влияние на будущее образования. Подчеркивается, что использование ГИИ может стать важным этапом в эволюции процесса обучения, способствуя его адаптации к изменяющимся условиям и потребностям современного общества.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Автор(ы): Чекалина Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАХАТМЫ ГАНДИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ (2025)

Махатма Ганди — одна из наиболее выдающихся и влиятельных фигур в новейшей истории Индии. Его взгляды оставили глубокий след в развитии различных сфер жизни общества страны накануне и после обретения независимости. В том числе это касается экономики, несмотря на то, что данная сфера не была основным предметом философии Ганди. В статье будут проанализированы экономические взгляды Махатмы Ганди, рассмотрена идеальная для него модель экономики независимой Индии. Проанализировано влияние предложенных Махатмой концепций на экономику независимой Индии. Рассмотрены как частные примеры отражения экономических идей Ганди, так и более общие проявления его теории в экономических стратегиях и программах.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): ИЛЬИНСКИЙ А.А.
Сохранить в закладках
Разумный эгоизм как феномен социально-политической действительности: Н. Г. Чернышевский и А. Рэнд о связи эгоизма и прогресса (2025)

Статья предлагает альтернативное понимание известной этической концепции разумного эгоизма Н. Г. Чернышевского и А. Рэнд как феномена социально-политической действительности. Автор эксплицирует их варианты трактовки понятия на материале и философских работ, и художественных текстов обоих мыслителей. В частности, антропологический подход Чернышевского заключается в выведении следствий из закона человеческой природы – предпочитать пользу и избегать неприятного. Автор статьи показывает, как эта посылка объясняет общественный прогресс и как она связана с социалистическими взглядами Чернышевского. В свою очередь, Рэнд предлагает брать во внимание исключительно конкретного индивида и делать этические выводы, исходя из объективного закона жизни – необходимости выживания. Автор объясняет, почему это обеспечивает развитие в обществе и почему из этого выводятся антиэтатические и капиталистические ценности. Помимо этого, через сопоставление их подходов выявляется главный предмет диалога между мыслителями. В заключении автор приходит к выводу, что альтернативный подход к исследуемому понятию не преуменьшает его этическую значимость, а, наоборот, предлагает более комплексное понимание процессов общественной жизни, что в большей степени интересует обоих философа.

Издание: МЕТАМОРФОЗИС
Выпуск: Том 9, № 3 (2025)
Автор(ы): Лукшин Денис
Сохранить в закладках
Концептуальные вопросы совершенствования законодательства о науке и научно-технологическом развитии в Российской Федерации (2025)

Наука и научно-технологическое развитие являются сегодня ключевым фактором обеспечения суверенитета, безопасности и благополучия государства, создания условий для достойной жизни граждан. С учетом стоящих перед страной исторических вызовов, преодолеть которые возможно только путем мобилизации интеллектуального и ресурсного потенциала страны, необходимо сфокусироваться на поиске подходов и решений, которые позволили бы максимально задействовать ресурсы права для стимулирования научного прогресса, устранить накопившиеся регулятивные факторы его торможения. Это предполагает не просто актуализацию, а переход к новому уровню качества законодательства о науке, его интеграцию и социальную ориентацию через придание закону о науке качеств системообразующего непосредственного регулятора соответствующих отношений в целях достижения общественно значимого эффекта. В статье, призванной оживить и структурировать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, ставятся на обсуждение некоторые основные, на взгляд автора — концептуальные, вопросы, в том числе о смысле и пределах нормативно-правового воздействия в сфере науки, в частности в соотношении с иными социальными регуляторами, о предметной, методологической, структурной специфике регулирования соответствующих отношений, организационно-управленческих, финансовых и иных составляющих государственной политики в области науки и научно-технологического развития.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 2 (2025)
Автор(ы): КАБЫШЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
ЦЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)

Статья посвящена эпистемологии ценностей. Отталкиваясь от феноменологии переживания ценности, семиотики ценностей и кантианской этики долга, анализируется противоречивый онтологический статус ценностей и подходы к их опредмечиванию. С опорой на философию поступка М. М. Бахтина критически рассматриваются две радикальные теоретические позиции в отношении ценностей: платонизм и эволюционно-биологический редукционизм. Делается вывод о практически значимой трансцендентности ценностей, не существующих в качестве фактов или идей, но переживаемых в качестве возможности преодоления наличного состояния человека. Обосновывается, что ценности представляют собой форму конструктивного переживания человеком собственной конечности. Поэтому они противоположны потребностям, укорененным в биологической природе человека и направленным на поддержание его животного существования. Смешение ценностей и потребностей как двух типов векторов человеческого существования - центробежного, преодолевающего наличное состояние, и центростремительного, удерживающего наличное состояние, - в практике делает невозможным полную реализацию ценности, а в теории приводит к инволюционным моделям развития, поощряющим эгоцентрические практики и подменяющим частными формами заботы о себе всеобщий долг преодоления себя. При этом культурная история хранит образцы продуктивного сопряжения потребностей с ценностями, - теоретические и практические интерпретации ценностей, совместимые с необходимыми практиками заботы о себе (удовлетворением потребностей), но позволяющие выйти за их пределы к ответственной жизни не предопределенного собственной ограниченностью существа.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 4 (102) (2024)
Автор(ы): ВАРХОТОВ ТАРАС АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Д. ТРОЦКОГО: ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ (2024)

Введение. В статье анализируется проблема обоснования морали в революционной деятельности на примере статей Л. Д. Троцкого. Актуальность статьи связана с рассмотрением в ней этических идей, во многом общих для марксистской и вообще лево-радикальной философии. Кроме того, рассматриваемые нами работы Л. Д. Троцкого, по политическим причинам, вошли в свободный научный оборот сравнительно недавно, к настоящему моменту не получив достаточного объема разносторонних академических комментариев, прежде всего философских.

Цель исследования - проанализировать позицию Л. Д. Троцкого относительно использования насилия как средства достижения политических целей, выявить основные аргументы и принципы, лежащие в основе его подхода к этой проблеме, а также оценить его влияние на политическую мысль и практику. В результате анализа авторы стремятся представить читателям более глубокое понимание проблемных этических аспектов использования насилия в политике через призму идей и взглядов Льва Троцкого.

Методы. В исследовании применялись исторический и герменевтический методы. Первый позволяет исследовать контекст времени, в котором развивались этические взгляды Л. Д. Троцкого, а второй - выявить в его текстах основные принципы и идеи, характерные для революционного радикализма. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, позволяющие упорядочить материал, выявить закономерности и сделать выводы на основе сравнения этических взглядов Л. Д. Троцкого с различными этическими системами, выделяя в этих взглядах их сильные и слабые стороны. Научная новизна исследования. Авторы акцентируют внимание на проблемности обоснования морали в статьях Л. Д. Троцкого, прежде всего, таких как «Терроризм и коммунизм» (1920) и «Их мораль и наша» (1938, написанной в изгнании). При этом анализируются западные исследования по данной теме, а также полемика, развернувшаяся у Троцкого с Бертраном Расселом. Отмечается, в опоре на высказывания Ф. М. Достоевского, что построение справедливого общества невозможно при помощи аморальных средств, так как цель способна трансформироваться в зависимости от методов ее достижения. Вскрывается проблемность понятия совести и возможные варианты ее неадекватного толкования: (1) когда происходит подмена ею морально-метафизического идеала (И. Кант, Л. Толстой), или (2) она вовсе объявляется «химерой», отождествляясь с эгоистическими устремлениями, необходимостью захвата и удержания власти, прикрывающимися какими-либо идеалами. Указывается, что вторая позиция характерна для Л. Троцкого, пытавшегося «морально» оправдать тотальное революционное насилие.

Результаты. Авторы приходят к выводу, что позиция Троцкого представляет по своей сути крайне утилитаристский и революционный вариант макиавеллизма, когда в угоду якобы благой цели оказывается возможным осуществлять массовые репрессии, приносить в жертву не только человека, но и целые народы. Оказалось, что заклятые политические противники, Сталин и Троцкий, схожим образом оценивали роль насилия в политике. Вместе с тем запущенный маховик насилия не остановить так просто, погубил он и самого Троцкого. Тем не менее то, что Троцкий обратился к данной теме, говорит о важности решения моральных проблем, связанных с революционной практикой.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 2 (100) (2024)
Автор(ы): Нижников Сергей Анатольевич, Шафиков Родион Анатольевич
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ПРЕДВЗЯТОСТИ НЕЙРОСЕТЕЙ: КОНФЛИКТНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ (2024)

Cтатья посвящена анализу этических и конфликтных вызовов, связанных с проблемой предвзятости нейронных сетей. Постулируется необходимость корректной, научно обоснованной экспликации феномена предвзятости с целью построения корректировочных данную проблему моделей, как необходимого элемента процесса разработки программных продуктов, построенных на алгоритмах искусственного интеллекта. Рассматривается история развития нейронных сетей от зарождения идеи механического организма до построения современных моделей искусственного нейрона. Выделяются наиболее существенные характеристики современных нейросетей: архитектура, веса и смещения, функции активации, инференции, способы обучения. Дается развернутая характеристика естественного языка как ресурса обучения нейросети, анализируется программирование на естественном языке. Особо подчеркивается специфика естественного языка нейросети как совокупности языковых практик, отражающих весь оцифрованный опыт человечества, включая стереотипы, неравенства, язык вражды и другие феномены, в конечном счете, продуцирующие проблему предвзятости. Значительное внимание уделяется анализу феноменов «политика классификации», «властный дискурс», «культурное насилие» в контексте поиска методологических оснований стратегий фильтрации и цензуры естественного языка в процессе конструирования нейронной сети. Отдельно подчеркиваются как имеющиеся в нейросетях погрешности отражены в существующих этических и конфликтологических дебатах вокруг проблемы искусственного интеллекта. Делается вывод, что текущая оценка моральных аспектов проблемы не предполагает наделение нейросетей статусом морального агента и возлагает этическую экспертизу продукта на его разработчиков. Особо отмечается, что конфликтный аспект проблемы предвзятости заключается в ее признании исключительно в отношении групп, которые к настоящему времени приобрели в результате социальных конфликтов «чувствительный» статус дискриминируемых. В заключение обосновывается острая необходимость оптимизации искусственного интеллекта в целях снижения деструктивного потенциала проблемы предвзятости, что в обязательном порядке предполагает модификацию социальных отношений в более широком контексте борьбы исключенных групп за право признания в качестве дискриминируемых.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (185) (2024)
Автор(ы): СУНАМИ АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ, Мусаев Абдурашид Идрисович
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Б. ПИЛЬНЯКА (2025)

Предпринята попытка создания философского портрета художника слова, искавшего решение в условиях социальной революции таких проблем, как гуманность, человек и вечность, смысл жизни человека. Определены и проанализированы онтологические и гносеологические принципы, этические и эстетические концепции, оказавшие существенное влияние на содержание и форму сочинений Б. А. Пильняка. Исследованы взаимосвязи философских основ, литературного творчества и социальной активности писателя. Особое внимание уделено выявлению и анализу исторического пути России в произведениях Б. А. Пильняка.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Данилкина Татьяна Владимировна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭТИКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: РАЗГОВОР С АМЕРИКАНСКИМ ФИЛОСОФОМ КАРЛОМ МИТЧЕМОМ (2024)

Карл Митчем (род. 1941) - почетный профессор гуманитарных наук, искусств и социальных наук в Горной школе (государственный университет), Колорадо, в США, а также приглашенный профессор различных университетов Китая. Он внес значительный вклад в развитие таких важных философских направлений, как философия техники, философия инженерной деятельности, политическая философия техники, техническая этика. Одной из его самых сильных сторон является то, что он превосходно знает не только европейскую философскую традицию, но и китайскую. Он помогает выстроить мост между Востоком и Западом. В современную эпоху геополитического хаоса это особенно важно. В последние годы профессор Митчем фокусируется на проблеме этики искусственного интеллекта, которую он обсуждает на разных философских площадках США, Европы, Китая. Одному из участников этого диалога удалось прослушать несколько докладов на эту тему в апреле 2024 года в Пекине и Шанхае. В связи с этим родилась идея взять интервью у американского философа, в конечном счете трансформировавшаяся в содержательную философскую беседу. Основная идея профессора Митчема заключается в том, что одной этики недостаточно, ее необходимо дополнить политикой. Этика и политическая философия - это две части одного и того же учения о человеческом благе. Проблема этики ИИ также должна быть усилена политической философией. В целом в беседе поднимается вопрос о возможности политической философии техники. В контексте многополярного мира участники данного диалога привлекают внимание к необходимости учитывать культурные особенности и национальные традиции мышления в политической философии и этике ИИ.

Издание: ТЕХНОЛОГОС
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): МИТЧЕМ КАРЛ, Михайловский Александр Владиславович, Середкина Елена Владимировна
Сохранить в закладках