Актуальность исследования вопросов локализации производства обусловлена тем, что современные вызовы (санкции и состояние экономики) определяют необходимость принятия и реализации эффективных мер политики импортозамещения. Локализация производства является важным аспектом стратегии экономического развития, обеспечивая суверенитет и устойчивость экономики, способствуя не только сокращению рисков, связанных с внешней зависимостью, но и поддержке развития отраслей промышленного сектора. Цель статьи заключается в исследовании основных тенденций локализации производства электрического оборудования в рамках политики импортозамещения. Задачи исследования состоят в систематизации подходов к локализации производства, анализе перспективных направлений локализации производства электрического оборудования. В качестве методов исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции. Выявлено, что в современных условиях локализация выступает необходимым инструментом ипортозамещения в рамках реализации промышленной политики, при этом разработанные механизмы государственной поддержки повышают потенциал развития производства для компаний, локализирующих свою продукцию. Сделан вывод, что в рамках политики импортозамещения возможна диверсификация экономики, в том числе за счет локализации производства. Однако снижение зависимости от импорта должно стать краткосрочной целью внутреннего инфраструктурного роста, стратегический фокус должен быть сосредоточен на согласовании политики открытой экономики с диверсификацией промышленного потенциала с целью увеличения экспорта в долгосрочной перспективе. Полученные в процессе исследования результаты позволили авторам сформулировать теоретические и практические рекомендации, направленные на формирование стратегического понимания процессов локализации производства электрического оборудования.
В условиях международных санкций и логистических проблем легкая промышленность России сталкивается с серьезными вызовами, требующими адаптации политических процессов и институтов. Целью данной статьи является исследование значимости легкой промышленности России в современных условиях, определение ее влияния на политические процессы и институциональные преобразования, а также анализ политических стратегий и мер, направленных на поддержку этой отрасли. Особое внимание уделяется взаимодействию легкой промышленности с политическими институтами и ее влиянию на экономическую безопасность и социальную стабильность страны. В статье представлены определение легкой промышленности и классификация предприятий по типу продукции. Автор исследует влияние санкций на производственные процессы, логистические цепочки и политические реакции, рассматривает политические инициативы и программы импортозамещения, направленные на поддержание легкой промышленности и приходит к выводу о значимости легкой промышленности для политической стабильности и экономической безопасности России.
В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.
Работа посвящена исследованию проблем стратегического управления промышленностью в контексте социально-экономической трансформации российских регионов. В условиях глобальных изменений, вызванных внешними и внутренними факторами, такими как санкции, пандемия коронавируса, а также внутренние структурные трансформации социально-экономического комплекса, возникает необходимость пересмотра подходов к управлению промышленностью на региональном уровне. Автор рассматриваeт ключевые вызовы и возможности, стоящие перед российским промышленным сектором, анализирует существующие модели, инструменты стратегического управления и предлагает рекомендации по оптимизации управленческих процессов в регионах. Особое внимание уделяется вопросам адаптации промышленных предприятий к новым экономическим условиям, включая цифровизацию производства, развитие инноваций и повышение энергоэффективности. Рассматриваются механизмы государственной поддержки промышленности, направленные на стимулирование роста и модернизацию производственных мощностей. Подчеркивается важность межрегионального сотрудничества и координации действий федеральных и региональных властей для достижения устойчивого развития промышленного сектора. Автор делает акцент на необходимости разработки комплексных стратегических планов, учитывающих специфику каждого субъекта и ориентированных на долгосрочные перспективы, что отражено в перечне сформированных по результатам исследования принципов эффективного стратегического управления промышленностью Российской Федерации (далее – РФ, Россия) в условиях социально-экономической трансформации. Предложенные меры направлены на повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке и обеспечение технологического суверенитета страны по результатам реализации принципов эффективного стратегического управления промышленностью России. Исследование основывается на системном анализе, обзоре статистических данных, официальных документов и экспертных оценок, что позволяет сделать обсуждения и выводы работы объективными и применимыми на практике в контексте формирования механизмов государственного управления экономической системой и развития промышленного потенциала РФ.
В статье рассматриваются состояние, вызовы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных экономических условиях. На основе анализа научных публикаций и официальной статистики автором выявлены противоречия в развитии сектора, связанные с доминированием торговли и услуг, ростом количества микропредприятий и самозанятых при снижении их вклада в ВВП. Определены основные вызовы, которые представлены следующими направлениями: санкционное давление, административные и налоговые барьеры, низкая эффективность господдержки и др. В заключении обозначены перспективные направления развития МСП, сопряженные с идеями цифровизации, импортозамещения и структурной диверсификации государственной поддержки с целью повышения конкурентоспособности сектора МСП и вносимого им вклада в национальную экономику России.
Предмет: выбор определенного набора инструментов прежде всего определяется фундаментальными основами управления конкурентоспособностью предприятия и заключается в многогранности целей, на которые должно быть направлено управляющее воздействие - это цели, выбор, ресурсы и эффективность, персонал, миссия. Каждый из этих аспектов требует внимательного анализа и оценки для формирования стратегических задач и планов, так как динамично меняющиеся условия внешней среды создают дополнительные риски реализации целевых показателей промышленного предприятия. Цель: определить инструменты регулирования механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях импортозамещения. Проанализировать конкурентоспособность промышленного предприятия на основе PEST-анализа на примере ООО ФПК «КОСМОС-НЕФТЬ-ГАЗ». Дизайн исследования: в исследовательских работах ученых, затрагивающих вопрос конкурентоспособности предприятия фактически не берется во внимание специфика работы отечественных предприятий в условиях ускоренной политики импортозамещения технологий и продукции. Результаты: инструменты регулирования механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях импортозамещения применяются для эффективного функционирования импортозамещения на промышленных предприятиях нашей страны и, как следствие, - повышение их конкурентоспособности и спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешних рынках.
Проблема в развитии обрабатывающей промышленности и отраслей потребления во многом вытекает из специфики налогового бремени, но выверенных расчетов отраслевого распределения бремени нет. Важной задачей являются разработка формул налогового бремени, расчеты отраслевых различий этого бремени, интерпретация результатов через ключевые аспекты налогового законодательства.
ФНС публикует серьезную статистику и аналитику по поступлениям налогов и сборов по отраслям, детали налоговой базы по каждому налогу (лучше Росстата). Ежегодные материалы к федеральному бюджету содержат детали оценки налоговых льгот (налоговых расходов) по отраслям и видам налогов. Это является базой исследования, обрабатываемой методами математических формул и логического анализа. Результаты авторских расчетов показали, что обрабатывающая промышленность фактически облагается в 1,5 раза большими налогами, чем отрасли сферы потребления. Оптовая торговля, гостиницы и общепит, финансы и недвижимость платят НДС по фактической ставке 1–4%, производители угля, руды, нефтепродуктов – отрицательный НДС, а производители электроники, оборудования и автотранспорта – в среднем 15%. Фактические ставки социальных взносов в обрабатывающей промышленности 23%, а в торговле, финансах, гостиницах и общепите, недвижимости – от 6 до 13%.
Основными выводами показаны специфика возврата НДС по экспорту и капитальным вложениям для экспортеров сырья, концентрация малого бизнеса и УСН в отраслях потреблении. Необходимо перераспределить нагрузку по НДС и социальным взносам на 6 и 5 п. п. плюс на отрасли потребления и минус – на обрабатывающую промышленность, хотя бы для выравнивания фактического налогового бремени.
Проведён анализ подходов к определению сущности стратегического управления и импортозамещения. На основании изучения генезиса теории стратегического управления сформулирован авторский подход к определению сущности и характеристик стратегического управления промышленностью в контексте реализации политики импортозамещения. Выделены ключевые характеристики импортозамещения.
Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.
В статье рассматриваются бюджетные меры обеспечения экономической безопасности России в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках разработки, закрепления и применения бюджетных мер обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступили положения нормативных правовых актов (включая бюджетное законодательство), документы стратегического планирования, а также отдельные проекты, подходы и концепции обеспечения экономической безопасности бюджетными мерами. Автор анализирует дуалистическую природу влияния бюджетных мер на экономическую безопасность, проявляющуюся через прямое и опосредованное воздействие. Особое внимание уделяется систематизации и классификации ординарных (общих) и экстраординарных (антикризисных) бюджетных мер. В статье исследуются бюджетные меры стратегического планирования, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные механизмы, а также специальные бюджетные меры, применяемые в кризисных ситуациях. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальные научные методы: формально-юридический анализ, системный анализ права и анализ правоприменительной практики. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении и систематизации бюджетных мер обеспечения экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления. В работе сформулировано авторское определение бюджетных мер обеспечения экономической безопасности как комплекса взаимосвязанных бюджетно-правовых и организационных механизмов, реализуемых в рамках бюджетной системы для защиты национальных экономических интересов. Разработана оригинальная классификация бюджетных мер по механизму воздействия (прямые и косвенные), характеру применения (ординарные и экстраординарные) и содержанию (стратегические, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные - для ординарных; институциональные механизмы антикризисного регулирования; специальные формы целевого финансирования; специальные меры поддержки населения и бизнеса; специальные механизмы макроэкономической стабилизации - для экстраординарных). Выявлена специфика антикризисных бюджетных мер в условиях санкций.
В данной статье анализируется влияние санкций недружественных стран на развитие цифровизации в российском горнодобывающем секторе. Несмотря на растущий интерес к цифровым технологиям, уровень их внедрения в российской горнодобывающей промышленности остаётся ограниченным. В статье рассматриваются ключевые направления цифровизации в горнодобывающей отрасли, такие как автоматизация процессов, внедрение систем сбора и анализа данных, использование искусственного интеллекта, а также машинного обучения. Приведены основные этапы цифровой трансформации горного производства и наиболее востребованные на сегодняшний день технологии цифровой трансформации. Авторами подчёркивается важность дальнейшего развития цифровизации в российской горнодобывающей отрасли для её устойчивого развития и конкурентоспособности на мировом рынке. Отмечена необходимость в дальнейшей активной поддержке от государства и стратегических предприятий, которые необходимы для успешной реализации поставленных Министерством промышленности и торговли РФ задач для достижения национальных целей цифровой трансформации.
19‑я международная выставка лазерной, оптической и оптоэлектронной техники «Фотоника. Мир лазеров и оптики‑2025» – крупнейшее отраслевое событие, на котором были представлены современные достижения в области фотоники, оптики и лазерных технологий, – сопровождалась масштабной деловой программой. В рамках проходившего на выставке XIII Конгресса технологической платформы «Фотоника» 03 апреля 2025 года состоялась научно-производственная конференция «Оптико-электронные системы и компоненты», посвященная вопросам развития ключевых направлений оптоэлектроники и фотоники в Российской Федерации, создания импортозамещающих технологий, а также рассмотрению приоритетных проблемных вопросов и выработки предложений по их оперативному решению. Для качественного решения поставленных задач в январе 2025 года Фонд перспективных исследований совместно с ГНЦ РФ АО «НПО «Орион» создали Целевую поисковую лабораторию (ЦПЛ) «Технологии оптоэлектроники и фотоники