В статье рассматриваются антикоррупционные политические кампании в КНР при Си Цзиньпине в период с 2012 по 2024 г. Автор описывает меры, принимаемые партийными и государственными органами для усиления партийной дисциплины и создания антикоррупционных механизмов. На современном этапе борьбы с коррупцией в Китае основная деятельность соответствующих органов сосредоточена на интеграции сформированных механизмов в единую систему. Применяются меры по борьбе со взяточничеством, улучшается работа инспекционных комиссий, совершенствуется использование современных технологий для борьбы с коррупцией.
В статье на примере Новосибирской области рассматривается специфика взаимодействия местной власти и колхозов во время войны. Основное противоречие, с которым сталкивались региональные и районные руководители, заключалось в том, что политика тотальной мобилизации ресурсов, проводимая под диктовку центральных органов власти, дестабилизировала социально-экономическую обстановку на территориях, вверенных им в управление. В этой связи столь же противоречивыми становились действия самой местной власти, которая вынуждена была изыскивать способы хотя бы частично компенсировать урон, наносимый собственными же усилиями по изъятию сельхозпродукции из колхозов. Дополнительную грань проблеме придавали коррупционные мотивы, весьма часто сопутствовавшие взаимоотношениям представителей власти и колхозов. Само же колхозное крестьянство в большинстве случаев отвечало на очевидно завышенные требования со стороны государства бездействием, что, в свою очередь, заставляло местную власть проявлять дополнительные усилия по принуждению сельхозпроизводителей к их исполнению. Сложность аграрной повестки отвлекала значительную долю внимания партийных и советских органов управления. Однако активности власти и ее порученцев все равно не хватало для того, чтобы удерживать колхозное производство под постоянным надзором.
On the example of the Novosibirsk Region, the author considers the features of the interaction of local authorities and collective farms during the war. The contradiction, which regional and district authorities faced, was that the total mobilization of resources by the central authorities threatened the local social-economic situation. Therefore, the decisions and actions of the local authorities became contradictory as they had to compensate for the damage caused by their efforts to seize agricultural products from collective farms. Moreover, there were corrupt motives as very common for the relations between the authorities and collective farms. In most cases, collective-farm peasants responded to the obviously excessive state demands by inaction, which forced the local authorities to show additional efforts in order to make agricultural producers fulfill the state requirements. The complexity of the agrarian agenda diverted the attention of the party and governing bodies. However, the state activities were still insufficient to keep the collective farm production under constant control.
Введение: статья посвящена исследованию особенностей применения знаний в области гражданского права для выявления и расследования преступлений коррупционной направленности.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составили методы: системно-структурный, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Результаты исследования: в статье рассмотрены особенности применения гражданско-правовых сделок и административно-управленческих ресурсов при совершении или утаивании совершенных уголовно-наказуемых преступлений коррупционной направленности.
Обсуждение и заключение: в оперативной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России предложено более активно применять возможности задействования специалистов, обладающих знаниями в информационной, гражданско-правовой, финансовой сферах, с целью повышения эффективности выявления и последующего расследования коррупционных преступлений.
Предмет: влияние причинных факторов на теневую экономику и на экономическую безопасность государства, а также связь факторов с экономической преступностью и ее воздействие на экономическую безопасность. Цель: углубление понятийной категории теневой экономики, выделение и анализ причинных факторов теневой экономики, определение проблем экономической безопасности. Дизайн исследования: автор предлагает раскрыть, проанализировать теневую экономику и выявить влияние факторов с экономической преступностью. Результаты: определены главные причины существования традиционной теневой экономики, а также предложены меры по их устранению, что позволит повысить уровень экономической безопасности и обеспечить более динамичное развитие экономики страны. Выявлены причинные факторы теневой экономики и выполнен анализ их влияния на экономическую безопасность. Выделены основные аспекты экономической преступности и ее влияние на экономическую безопасность.
Статья посвящена изучению специфики организации контрольно-надзорной деятельности в США и выявлению возможности использования наиболее эффективных аспектов американского опыта в данной сфере для совершенствования государственного контроля и надзора в Российской Федерации. Целью исследования является определение отдельных характеристик системы контрольно-надзорных органов США, влияющих на её эффективность и оценка их применимости для совершенствования работы аналогичных органов в России. Основной акцент сделан на исследование организации работы офисов генеральных инспекторов (OIG) действующих в федеральных исполнительных департаментах, независимых федеральных агентствах, комиссиях, а также предприятиях, финансируемых правительством США. Уделено внимание вопросам, связанным с взаимодействием офисов генеральных инспекторов с корпоративными осведомителями, рассмотрены правовые механизмы их защиты и поощрения. В рамках проведенного исследования ключевым методом послужил метод сравнительно-правового исследования, при применении которого с использованием всего комплекса формально-логических методов, осуществлен сравнительный анализ зарубежного и российского законодательства, сделаны выводы о применимости отдельных практик для целей совершенствования контрольно-надзорной системы Российской Федерации. На основе проведенного исследования Автор приходит к выводу о том, что для России исследование и адаптация опыта данного государства представляют интерес, в первую очередь, в связи с тем, что и Российская Федерация, и Соединенные Штаты Америки сталкиваются с необходимостью управления контролем в условиях значительных географических и климатических различий между регионами, и, не взирая на различия в политических и экономических системах имеют достаточно много схожих институциональных проблем. Сформулирован вывод о возможности использования отдельных аспектов положительного опыта США для системы контрольно-надзорных органов Российской Федерации, с учетом адаптации к отечественной практике, в частности, высказано предложение о возможности создания независимых специализированных органах контроля и надзора по аналогии с OIG, а также важности совершенствования законодательной базы в сфере защиты и поощрения корпоративных информаторов.
Данная статья посвящена изучению плюралистической модели лоббизма на примере Соединенных Штатов Америки. Актуальность данной проблематики связана с тем, что Россия во многом оказалась на обочине важного спора между сторонниками плюрализма и корпоративизма, как двух моделей лоббизма и, шире, представительства общественных интересов. Данная дискуссия важна с точки зрения понимания того, какая система представительства интересов в большей степени отвечает российской национальной, культурной и политической специфике, как правильно подойти к вопросу институционализации лоббизма. Долгое время российские эксперты и политики рассматривали лоббизм исключительно в плюралистическом ключе, беря за точку отсчета американский опыт его институционализации и регулирования. Впрочем, вопрос о том, в какой степени американский опыт применим для России, остается открытым. Следовательно, необходимо еще раз подробно разобраться в плюсах и минусах данных моделей. Данная статья открывает цикл статей автора о природе плюрализма и корпоративизма в современных реалиях и посвящена плюралистической модели. Автор предпринимает попытку анализа ее динамики и современного состояния на примере Соединенных Штатов Америки. Анализ этого примера важен не только для выявления общих закономерностей, присущих развитию феномена лоббизма в плюралистических системах, но и для того, чтобы показать, насколько феномен лоббизма зависит от политико-институционального окружения, культурных и общественных норм. Автор приходит к заключению, что развитие лоббизма в США сталкивается с большими проблемами, такими как увеличивающийся разрыв между возможностями групп интересов влиять на политический процесс, а также главенство частных (специальных) интересов над общественными.
Данная статья продолжает серию публикаций автора, посвященных природе и функциям феномена лоббизма в современном мире. Автор рассматривает лоббизм как многогранный феномен, который прошел через долгий процесс эволюции. Автор предлагает взглянуть на лоббизм в исторической перспективе, чтобы показать, каким образом его генезис был вписан в логику становления государства и рынка, почему дисфункциональная сторона лоббизма была естественным спутником его развития. В статье автором предложена инновационная периодизация эволюции лоббизма, восполняя таким образом пробел в отечественной политической компаративистике в целом и в изучении лоббизма в частности. Автор, опираясь на логику А. Бентли, показывает, что лоббизм в различном виде был присущ политиям и государствам в разные времена. Однако по мере изменения и усложнения структуры государств, процессов принятия и согласования политических решений менялась и роль лоббизма. При этом автор в своей статье демонстрирует то, почему лоббизм остается во многом теневым феноменом, который требует к себе пристального внимания как с точки зрения его дальнейшей институциализации, так и тех рисков, которые он несет для общества и государства. В выводах статьи автор акцентирует внимание на том, что для превращения лоббизма из неформального и нелегитимного в общественном сознании феномена в цивилизованный процесс взаимодействия между государством и обществом приоритетом является развитие культуры лоббизма. Необходимо развивать систему этических норм как для бизнеса, так и для государства, создать профессиональный стандарт для лоббистов, продолжать совершенствовать антикоррупционное законодательство. Но самое главное состоит в смещении фокуса с лоббизма, построенного на частных интересах, на лоббизм, который отражал бы интересы общественные. Только таким образом удастся очистить лоббизм от флера скандальности и нечистоплотности, превратив его в нормальный элемент политического процесса.
Нигерия, самая густонаселенная страна Африки, традиционно является получателем иностранной помощи. Только в 2023 году она получила более 4 миллиардов долларов официальной помощи в целях развития. Этот поток иностранной помощи направлен на поддержку усилий нигерийского правительства по решению серьезных социально-экономических проблем, таких как бедность, неадекватное медицинское обслуживание и нехватка рабочей силы. Однако, несмотря на значительный объем помощи, Нигерия продолжает сталкиваться с политическими и социально-экономическими вызовами. Среди ученых ведутся постоянные дискуссии о том, как международная помощь влияет на траекторию развития страны. Эти дебаты отражают сложную взаимосвязь между динамикой внешней помощи и политической экономикой Нигерии. Политические факторы также играют свою роль в определении политики и использования иностранной помощи, оказывая непропорционально большое влияние на некоторые регионы по сравнению с другими. Коррупция и неэффективное управление в Нигерии препятствуют использованию помощи для выгодных инвестиций, что ограничивает её экономические выгоды. Данное исследование посвящено анализу влияния иностранной помощи на развитие страны, и основано на тематических исследованиях, теоретической базе и обзоре литературы. В исследовании используется политэкономический подход, который подчёркивает взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов, определяющих результаты развития. Уникальность этого исследования заключается в сочетании существующей литературы с углублёнными тематическими исследованиями, что позволяет глубже понять особенности предоставления помощи в нигерийском контексте. Теоретические основы, такие как институциональная теория, рассматриваются в контексте реальных примеров, таких как Программа реинвестирования субсидий и расширения прав и возможностей (SURE-P) и Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Это обеспечивает комплексный анализ вопросов управления, подотчётности и устойчивости помощи. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что для повышения прозрачности и подотчетности в области помощи необходимо укрепить институциональные основы, улучшить системы сбора и мониторинга данных и способствовать более тесному сотрудничеству между государством, гражданским обществом и иностранными донорами. Это исследование предоставляет ценную информацию для политиков и специалистов по развитию, стремящихся максимально увеличить положительное влияние иностранной помощи на устойчивое развитие Нигерии.
Предметом исследования в представленной статье выступают уголовно-правовые нормы, обуславливающие пенализацию преступлений коррупционной направленности. Активно обсуждаются вопросы достаточности и эффективности санкций уголовно-правовых норм, их превентивный потенциал, разность правоприменительной практики в части назначения наказания коррупционерам и общеуголовным преступникам. Поднимается вопрос соответствия норм об уголовной ответственности за коррупцию и криминологических реалий современности. Автор рассматривает такие аспекты темы как влияние структуры преступлений коррупционной направленности на правоприменительную практику судов, особенности производства по уголовным делам на судебной и досудебных стадиях, влияющих на назначение наказания коррупционерам. Статистически анализируется практика применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, а также такой меры уголовно-правового характера, как конфискация. Методологической основой исследования выступают диалектический метод познания. Частнонаучными методами выступают сводка и группировка фактических данных уголовной статистики, математические приёмы расчёта относительных показателей преступности. Особым вкладом автора в исследование указанной проблемы выступают следующие выявленные в процессе исследования закономерности: трёхгодичные циклы “набора массы подсудимых” по делам коррупционной направленности; указание на отдельные аспекты расширенного воспроизводства преступлений коррупционной направленности в основе которых лежит взяточничество; различия в видах наказаний, назначаемых коррупционерам и общеуголовным преступникам; выделение лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и конфискации в качестве превентивных мер (санкций) уголовного закона, способствующих частной превенции правонарушающего коррупционного поведения; результат анализа эффективности применения дополнительного наказания в виде лишения специально права (дисквалификации) по отношению к коррупционерам; результат анализа эффективности назначения конфискации коррупционерам; приведены доводы относительно сообразности применения судебного штрафа к коррупционерам.
В статье обосновываются теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа кадрового потенциала органов публичной власти, его понятийная определенность как социального и профессионального феномена в субъектах Дальневосточного федерального округа. На основе результатов эмпирических социологических исследований и данных официальной статистики анализируются значимые компоненты кадрового потенциала органов публичной власти. Выявлена значительная потребность органов публичной власти Дальневосточного федерального округа в государственных и муниципальных служащих. Проанализированы источники притока работников и структура органов власти по стажу замещения государственных и гражданских должностей. Проведен анализ профессионально-образовательной компоненты кадрового потенциала служащих органов публичной власти. Выявлен достаточно высокий уровень образования участников исследования и также высокая субъективная оценка соответствия уровня образования квалификационным требованиям по замещаемой должности. Однако результаты исследования свидетельствуют о наличии значительного потенциала профессионального развития: большинство опрошенных служащих не имеют образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», треть респондентов не проходили за последние три года обучения на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определена значительная востребованность программ обучения по широкому кругу направлений (тематик). С позиций кадрового потенциала рассмотрен коррупционный аспект деятельности служащих публичных органов власти. Выявлен относительно невысокий, однако значимый уровень распространения коррупции как в целом по Дальневосточному федеральному округу, так и в разрезе отдельных органов публичной власти региона. Проанализированы основные причины (мотивы), обуславливающие возможное коррупционное поведение служащих, а также наиболее распространенные негативные качества служащих, также в свою очередь создающие потенциальные условия для возникновения коррупционных рисков. Представлена авторская оценка субъективных представлений государственных и муниципальных служащих, отражающих состояние их служебной деятельности, высказаны рекомендации по созданию условий повышения ее эффективности.
Предметом исследования является существующая в настоящее время система оплаты труда профессорско-преподавательского состава в государственных образовательных учреждениях высшего образования в России. Осуществлен анализ правовых норм, на основании которых осуществляется оплата труда, в том числе указанных работников, приведены примеры реализации указанных норм, которые в ряде случаев приводят к злоупотреблению служебным положением, то есть к коррупции. В отношении показателей и критериев оценки труда профессорско-преподавательского состава, не отвечающих сути научной работы и не дающих реальных оценок в преподавательской работе, процитированы высказывания ученых и специалистов, с которыми согласен автор статьи. Для примера рассмотрена система оплаты труда профессорско-преподавательского состава в СССР. В работе использованы общие и общенаучные методы, в числе которых анализ законодательства по заявленной теме, исследование возникающих явлений, их интерпретация. В заключении сформулированы выводы и предложения по выходу из создавшегося положения с целью установления и выплаты профессорско-преподавательскому составу достойной заработной платы, что позволит выйти на такой уровень образования, которого заслуживает и государство, и его граждане. Автор пришел к выводу, что на государственном уровне создана система оплаты труда профессорско-преподавательского состава, не отражающая вклад ученых и преподавателей вузов в развитие страны в сфере образования, которая, по сути, сводит к нулю все усилия тех, кто пытается на высоком профессиональном уровне осуществлять обучение, что в конечном итоге унижает достоинство тех, кто действительно работает. Одновременно указанная система порождает многочисленные нарушения со стороны организаторов учебного процесса, в том числе связанные с уголовными преступлениями, касающимися присвоения невыплаченных преподавателем денежных средств, то есть создаются предпосылки для коррупции. Для ликвидации обозначенных проблем предложено ввести для профессорско-преподавательского состава твердые высокие оклады (примерно в два раза выше чем средняя заработная плата по стране) по всем государственным вузам по примеру того, как это было сделано в Советском Союзе, исключив различного рода надбавки и доплаты, выплата которых зависит от субъективных мнений руководителей и от механических показателей.
Коррупция в настоящее время превратилась в транснациональное явление, которое представляет угрозу стабильности и безопасности общества. Вместе с тем данное явление оказывает негативное влияние на различные сферы жизни общества, что подрывает демократические институты и ценности любого государства. Так, статистические данные России и Казахстана свидетельствуют о том, что коррупционная преступность на сегодняшний день показывает динамику роста, что означает недостаточную эффективность противодействия этому явлению. В научной литературе и в нормативных актах России и Казахстана, регулирующих вопросы противодействия коррупции, данному понятию дается различное толкование. В свою очередь авторы предлагают по аналогии с законодательством Казахстана новую дефиницию понятия коррупции, которую слудует закрепить в соответствующем Федеральном законе России. Кроме того, в целях повышения качества правового регулирования противодействия коррупции в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо закрепить перечень коррупционных преступлений. В науке имеется достаточно много дефиниций термина «взяточничество». Вместе с тем большинство авторов считают, что его необходимо рассматривать через призму уголовноправовой составляющей. Взяточничество – это один из важнейших элементов коррупции, ответственность за него предусмотрена ст. ст. 366, 367, 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан и ст. ст. 290, 291, 2911, 2912 Уголовного кодекса Российской Федерации. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан предложение и обещание взятки (в том числе предложение и обещание посредничества во взяточничестве) не криминализированы. В связи с чем авторы в рамках реализации требований Конвенции ООН против коррупции в части криминализации дея ний за обещание, предложение посредничества во взяточничестве, предлагают, руководствуясь опытом законодателя Российской Федерации, внести дополнения в ст. 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан (Посредничество во взяточничестве). Отмеченные изменения и дополнения, по мнению авторов, позволят сформировать правовое поле для противодействия коррупции и определит ее границы.